Почему люди любопытны — что говорит наука?

Любопытство, любознательность: можно ли его развить или это врожденное? 

Жажда знаний и любопытство является движущей силой человеческого развития и успеха во всех без исключения направлениях жизнедеятельности. Но безудержное любопытство, как известно, может стать причиной проблем: не суйте нос не в свои дела, говорит всем известная пословица.

Итак, вопрос: почему люди так любопытны? И есть ли у ученых объяснение этому феномену, например определение этого врожденного влечения к познанию мира? На этот вопрос отвечает Гранд Кэррин, научный журналист онлайн-издания livescience.com. С оригиналом статьи, которая объясняет основы психологической тяги людей к знаниям, можно ознакомиться здесь

Что касается определения, на самом деле данный тип комплексного поведения людей (в большей степени) и животных (в меньшей) настолько сложен и многообразен, что дать четкое определение данному феномену ученые не могут уже более ста лет.

Так, Уильям Джеймс, один из первых современных психологов, в 1899 году сформулировал любопытство как «импульс к лучшему познанию», подчеркнув, что это желание понять то, что вы знаете, а что — нет.

Иван Петрович Павлов, известный русский и советский ученый, создатель науки о высшей нервной деятельности, определял любопытство у собак как новый спонтанный стимул через рефлекс, который заставляет их сосредоточиться спонтанно на чем-то новом, что приходит в орбиту их исследований.

Несмотря на то что к консенсусу ученые так и не пришли до сих пор, общая теория такова: любопытство — это определенный способ сбора информации, присущий высшим формам жизни на Земле. Психологи также согласны с тем, что любопытство не связано с удовлетворением насущных потребностей, таких как голод или жажда, скорее это внутренне мотивированное желание.

Но только ли дело в мозговой деятельности, в желании?

 фото: tominsup / flickr.com

Удивительно, но ученые реально считают, что у людей есть определенный ген или, вернее, набор «генов любопытства». Инструменты взаимодействия их пока не изучены, но примерные рассуждения по этому поводу уже есть, как и их модели.

Вот что по этому поводу пишут исследователи на страницах livescience.com:

«Любопытство включает в себя такой большой набор поведений, что, вероятно, нет и не может быть одного „гена любопытства“, который заставлял бы людей задумываться о мире и исследовать окружающую среду. Тем не менее любопытство имеет генетический компонент. Гены и окружающая среда взаимодействуют многими сложными способами, чтобы формировать и направлять поведение людей, включая их любопытство».

Ученые действительно выявили изменения в конкретном типе гена, который чаще встречается у отдельных певчих птиц, которые особенно заинтересованы в изучении окружающей среды, согласно исследованию 2007 года, опубликованному в журнале Proceedings of the Royal Society B, Biological Science. У людей мутации в этом гене, известном как DRD4, были связаны со склонностью человека искать что-то новое и не уставать от жизни.

Поэтому, формально, можно сказать, что любопытство одних людей отчасти проистекает из их генетических особенностей и (возможно) может передаваться генетическим путем, то есть быть врожденным или даже приобретенным при должном и прилежном обучении. Повторимся, ученые пока знают лишь приблизительный механизм, и все свойства любопытства, а также важность его использования человеком и другими животными.

Кто любопытней всех на свете? Младенцы!

 фото: Henley Design Studio / unsplash.com

С другой стороны, младенцы, которым приходится много учиться за очень короткий промежуток времени, независимо от их генетических предрасположенностей, используют любопытство в качестве «инструмента для выполнения задач».

«Если ребенку не любопытно, то развития не происходит», — отмечает Кэтрин, преподаватель по развитию языка и коммуникации в Манчестерском университете (Великобритания).

Множество исследований любопытства младенцев и детей постарше показывали достаточно интересные результаты. Например, исследование 1964 года показало, что младенцы в возрасте от 2 до 6 месяцев стали менее заинтересованы в изучении сложных визуальных паттернов (объектов, вещей).

Через 20 лет исследование 1983 года показало, что младенцы в возрасте от 8 до 12 месяцев буквально тянутся к новым, неизвестным им вещам, но как только привыкнут к ним, объект становится для них не таким притягательным…

Интересно, что такая тенденция, называемая «перцептивной любознательностью» (обусловленной поиском информативной стимуляции), наблюдается не только у младенцев, но и у взрослых людей и животных. Этот механизм побуждает их исследовать новые вещи, пока они в конце концов не потеряют к ним интерес.

Как показывают эти исследования, младенцы делают это постоянно. Детский лепет является одним из примеров изучения.

Младенцы начинают повторять гласные в течение нескольких месяцев после рождения, но такое «лепетание» также демонстрирует применение перцептивного любопытства. Сначала ребенок начинает издавать анатомически возможные случайные звуки, достигая звука, близкого к звуку его родителей.

В конце концов дети наткнутся на такие звуки, которые наиболее приближены к голосу и тембру их родителей, и подумают: «Это похоже на то, что сделали бы мои мама или папа» и далее закрепят результат и разовьют его, повторяя и произнося звуки, а затем и слова снова и снова. И вот уже маленький человечек глаголет «мама» и «папа» и быстро обучается человеческой речи.

Одним из механизмов развития этого важнейшего навыка коммуникации, на базе которого была построена наша цивилизация, является именно любопытство.

Животные тоже любопытны, но всех любопытней ворона

фото: Pixabay / pexels.com 

Среди животных особенно выдающимся любопытством славятся вороны. Они используют это самое перцептивное любопытство в качестве инструмента обучения не хуже, чем младенцы человека. Считается, что именно любознательность и любопытство в изучении окружающей среды помогают воронам искать пути добычи еды крайне нестандартными способами, да и вообще, быть на голову выше многих обитателей города, в том числе хищников вроде кошек.

Видео взято с YouTube-канала «PLOS Media»

Любознательность — интеллектуальное (эпистемическое) любопытство

 фото: Kristi Evans / pexels.com

Но неужели любопытство «сидит» в нас на генном уровне и уровне рефлекса? Можно ли развить его в себе? Да, можно и даже нужно!

С другой стороны, что присуще исключительно людям и нет ни у какого другого вида существ на планете, — это так называемое «интеллектуальное (эпистемическое) любопытство».

По-научному это звучит следующим образом:

«Теория эпистемического любопытства (от греч. theoria — исследование и ерistemоlоgia — теория познания) — теория мотивации поведения. В соответствии с ней считается, что внутренняя познавательная потребность возрастает по мере увеличения „понятийного конфликта“, обусловленного противоречиями между „символическими реакциями“ (т. е. мыслями). Объективной мерой любопытства выступает энтропия. По своим физиологическим механизмам любопытство представляет собой активацию ретикулярной формации. Факторами, влияющими на любопытство, признаются: сильные внешние раздражители (прежде всего в аспекте новизны, сложности, неожиданности), внутренняя биологическая потребность, неуверенность. Наличие эпистемического любопытства увеличивает эффективность научения», — такое объяснение дал в 1954 году психолог Б. Берлайн.

Если упростить вышесказанное, то можно выделить следующее: эпистемическое любопытство — это стремление к познанию. Его выявляют с помощью вопросов о том, испытывает ли человек интерес к приобретению новых знаний и когнитивной обработке информации, связанных с новыми, сложными или неоднозначными стимулами. Им можно управлять вполне осознанно.

Остин Фуэнтес, профессор антропологии из Принстонского университета, говорит, что интеллектуальное любопытство — это то, что отделяет людей от других животных, делает из людей настоящих исследователей и развивает технологии…

Но с этим даром стоит обращаться очень осторожно. Иногда проверка новой идеи может привести к катастрофе. «Любопытство, вероятно, привело к вымиранию подавляющего большинства людей», — подытоживает Фуэнтес.

Итого:

Любопытство — это движитель прогресса цивилизации. Оно присуще и людям, и животным с рождения. Без него мы бы не смогли научиться ходить или говорить, а значит, и стать социальными животными. Но ученые выделяют несколько видов любопытства и любознательности, последнее из которого, эпистемическое любопытство, подразумевает возможность осмысленного изучения окружающего мира и его объектов.

Но люди должны знать меру в своем стремлении к изучению, поскольку… любопытной Варваре на базаре нос оторвали!

Обложка: AftermathPhoto / flickr.com

Оцените новость:
27.07.20 (12:41)
5 961
Источник — © 1gai.ru
Автор — Eric
Автомобили из каких стран вы считаете надежными?

Следите за нами в соцсетях

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник