Как можно ездить без Осаго

Верховный Суд РФ разрешил ездить без полиса Осаго 10 (десять) дней.

 

Всем нам автомобилистам известно, что согласно действующего законодательства  управлять автомобилем в России без обязательного страхового полиса гражданской ответственности нельзя. За это предусмотрен штраф в размере до 800 рублей (в зависимости от вида правонарушения). А как быть тем собственникам транспортных средств, которые только недавно приобрели автомобили и еще не перерегистрировали эти машины в органах ГИБДД в установленный по закону десятидневного срока? До недавнего времени органы Госавтоинспекции считали, что в этом случае новый собственник транспортного средства тоже обязан с первого же дня ее владения приобрести установленный законом полис ОСАГО. Но Верховный суд РФ рассмотрел вопрос по существу и посчитал по-иному.

 

Так, Верховным судом Российской Федерации был отменен выписанный владельцу автомобиля штраф в размере 300 рублей за управление автомашиной без страхового полиса после ее приобретения во владение.

Штраф владельцу автомобиля был выписан несмотря на то, что десятидневный обязательный срок, в который водитель должен был приобрести полис Осаго на свое имя или внести свои данные в старый полис, еще не истек.

Поводом для рассмотрения данного дела стал иск самого владельца автомобиля, который со своей стороны посчитал, что был оштрафован не законно.

 

Данный собственник транспортного средства приобрел право пользоваться автомобилем в феврале 2013 года, по которому на момент фиксирования данного правонарушения был и действовал полис ОСАГО, но в него не был вписан сам водитель управлявший втот момент автомашиной. За это нарушение патрульная служба ДПС составила на водителя протокол об административном правонарушении и наложила на него штраф в размере 300 рублей. По данному вопросу суд выяснил и установил, что конкретный водитель, что не был указан в страховом полисе, несколько дней назад до этого приобрел право безвозмездного пользования  автомашиной согласно договору купли-продажи.

 

Казалось бы, что этот незначительный случай не должен был привлечь внимание многих юристов и специалистов в сфере законодательства. Но данное решение Верховного суда РФ на самом деле имеет очень важное значение, так как в 2014 году таковое было включено в обзор судебной практики, которая разъясняет положение действующих законов об ОСАГО и саму регистрацию автомобилей в органах Госавтоинспекции

 

Дело в следующем, а именно, по данному вопросу суд встал на сторону водителя и принял решение о незаконности наложения на него штрафа за то, что новый владелец (не собственник, а автовладелец на основании договора о безвозмездной передачи ТС) машины управлял ею будучи не вписанный в страховой полис.

 

Вот друзья выдержка из решения Верховного суда РФ за № 12-АД13-3 от 21.01.2014 года:

 

"До истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса".

 

Примечательно и то, что прежде чем водитель смог отстоять свои гражданские права, все нижестоящие инстанции признали правомерность такого наложения административной ответственности на водителя по статье 12.37 КоАП РФ, оставив тем самым в законной силе ранее принятое решение суда первой инстанции.

 

На каких же основаниях владельцы транспортных средств имеют право управлять автомобилем без полиса ОСАГО в течение 10 дней с момента приобретения автомашины по договору купли-продажи?

 

Согласно принятого решения ВС РФ Госавтоинспекция не вправе была штрафовать водителя за управление автомобилем без страхового полиса в течение не истекших 10 дней после приобретения такового, так как это предусмотрено частью 2 статьи 4 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 г. "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (только уже в новой редакции на основании нового Федерального законодательства от 1 июля 2011 г. за № 170-ФЗ). Данная действующая норма закона об ОСАГО прямо разрешает новому владельцу управлять автомашиной, если он не вписан в полис ОСАГО, но не более десяти дней.

 

По мнению Верховного суда РФ, водитель автомобиля получил от собственника ТС и имел у себя право безвозмездного пользования автомашиной. Соответственно, при возникновении права пользоваться автомашиной при любых основаниях водитель обязан приобрести полис ОСАГО в течение 10 дней с момента возникновения этого права управлять автомашиной в соответствии с Гражданским Кодексом РФ.

Как следует из материалов дела, десятидневный законный срок у водителя не истек. Соответственно, накладывать штраф органы ГИБДД не имели право.

 

Если бы водитель, получивший в пользование автомобиль был остановлен органами ГИБДД по истечении 10 дней, то тогда на него сотрудниками ДПС могла быть наложена административная ответственность. Но так как отведенный законом срок на приобретение полиса ОСАГО не истек суд пришел к решению, отменить штраф за управление машиной без страхового полиса.

 

Что это означает на практике?

 

Безусловно, что наше запутанное законодательство одно из самых сложных в мире. И дело все в том, что многие законы противоречат другим Федеральным и подзаконным актам. От туда и берется неправильное толкование тех или иных положений законодательства. Но на самом деле и откровенно говоря это постановление суда очень важно для всех буквально автовладельцев, так как незаконно оштрафовать за такое могут любого. Особенно в связи с юридической неграмотностью не только наших простых сограждан, но и многих госслужащих.

Поэтому каждый водитель должен знать для себя, если вы недавно или только что приобрели автомобиль и у вас не истек десятидневный срок для перерегистрации собственника в органах ГИБДД, то вы по закону до истечения данного срока можете управлять автомашиной без полиса ОСАГО.

 

Как законно можно ездить без полиса Осаго?

 

Многие предприимчивые владельцы транспортных средств после данного постановления Верховного суда РФ, вынесенного в начале 2014 года, начали использовать такой законный способ, чтобы не покупать полис ОСАГО и ездить без риска быть оштрафованным на машине даже более десяти дней. Для этого водители-владельцы, кто не хочет приобретать страховой полис, регистрируют свой автомобиль на своих ближайших родственников, которые якобы передают автомобиль прежнему владельцу в безвозмездное пользование или по договору купли-продажи.

 

Таким образом, прежней владелец (только лишь с юридической стороны такой водитель является прежним владельцем, а фактически он по-прежнему в полной мере продолжает пользоваться данным автомобилем) приобретает законное право управлять автомашиной без полиса ОСАГО в течение 10 дней.

 

После истечения разрешенного законом срока, по которому разрешается ездить без страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности, этот безвозмездный договор передачи транспортного средства (или любой другой договор в соответствии с Гражданским кодексом РФ,  в том числе и договор купли-продажи) переписывается по-новому с новой датой, что дает право еще десять дней управлять машиной без полиса Осаго.

 

Так может продолжаться до бесконечности. Ведь никто не сможет привлечь водителя за подобную хитрость. Ведь прежний договор передачи транспортного средства или договор купли-продажи никогда не попадет в органы ГИБДД, которые в таком случае никогда не смогут узнать о таком предприимчивом способе не покупать полис страхования.

 

Какие риски несет водитель за управление автомобилем без полиса Осаго в первые дни после возникновения права владения транспортным средством?

 

Несмотря на то, что Верховный суд РФ официально подтвердил возможность на законных основаниях управлять машиной без полиса Осаго, тем не менее, все-же существуют огромные риски у того водителя кто управляет машиной без этого полиса. А дело в том, что полис Осаго защищает нас от конкретных денежных затрат в случае нашей виновности в аварии, в которой был причинен вред пострадавшей стороне. Как правило в таком случае весь этот ущерб от ДТП покрывается за счет страховой компании.

 

 Но в случае управления автомашиной без полиса Осаго (несмотря на то, что это законно в течение 10 дней) водитель в случае своей виновности в аварии будет (обязан) выплачивать ущерб из своих собственных средств. Если виновник ДТП не выплатит пострадавшей стороне причинённый ущерб, то пострадавшая сторона вправе обратиться в суд с иском о взыскании причинённого в ДТП ущерба. Как правило, одним только ущербом подобные судебные процессы не заканчиваются. Часто к этой сумме суд прибавляет еще и расходы истца на адвоката, на экспертизу, на госпошлину и на другие предвиденные траты.

 

Поэтому советуем вам друзья следующее, несмотря на имеющуюся возможность в течение десяти суток водить автомобиль без страхового полиса, после получения права управления автомобилем приобрести все-же полис Осаго или вписать в этот действующий полис свои данные, поскольку в случае аварии по своей вине вы рискуете выплатить причиненный ущерб из своих личных средств.

 

Постановление Верховного суда РФ № 12-АД13-3 от 21.01.2014 года

Оцените новость:
3.02.15 (00:10)
77 011
Источник — © 1gai.ru
Автор — 1gai
Автомобили из каких стран вы считаете надежными?

Следите за нами в соцсетях

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник