Верховный Суд РФ разъяснил спорный момент по помехе справа
Предыстория.
В мае 2015 года в городе Набережные Челны (Республика Татарстан) произошло дорожно-транспортное происшествие. При повороте налево дорогу не поделили два водителя двигавшиеся в одном направлении. Один из них ехал по крайней левой полосе, автомобиль под управлением второго водителя ехал по соседней правой. В момент поворота первый автомобиль не уступил дорогу находившейся на правой полосе машине, у которой по правилам было преимущество проезда, в результате произошло столкновение транспортных средств.
Обстоятельства происшествия для прибывшего на место ДТП инспектора были ясны и очевидны. Иванов С.А., водитель первого авто был признан виновным в нарушении правил и его привлекли к административной ответственности, которая предусмотрена частью 3 статьи 12.14 Кодекса об административных правонарушениях (не уступил транспортному средству пользовавшемуся преимуществом). Водителю выписали штраф в 500 рублей.
Дальнейшее развитие событий
Суд первой инстанции согласился с доводами инспектора и оставил его без изменений. Решение городского суда Республики Татарстан было поддержано постановлением Верховного Суда Республики Татарстан.
Ивановым С.А. была подана жалоба в Верховный Суд Российской Федерации, в которой он изложил свое видение ситуации и предположил, что наложенный на него штраф незаконный, поскольку правил дорожного движения он не нарушал.
Решение Верховного суда РФ
ВС РФ не согласился с доводами инспектора и решением судов нижестоящей инстанции, обосновав это следующим образом:
Признавая Иванова С.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судебные инстанции исходили из того, что он не уступил дорогу движущемуся справа в попутном направлении транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, нарушив требование пункта 8.9* Правил дорожного движения.
*Пункт 8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.
Но в данном случае не были учтены фактические обстоятельства дела, а именно то, что автомобили следовали параллельным курсом и их траектории не пересекались. При совершении маневра Иванов С.А. действовал в соответствии с требованиями пункта 8.5 Правил дорожного движения, которым установлено, что перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части.
Соответственно, применение в данном случае положения пункта 8.9 (помеха справа) Правил дорожного движения необоснованны и неприменимы.
Итог подведенный Верховным Судом РФ
В рассматриваемой дорожной ситуации водитель второго автомобиля не имела преимущественного права движения, а у водителя автомобиля Иванова С.А. отсутствовала обязанность уступить дорогу.