Мерседес разработал уникальную систему рулевого управления для болидов Формулы-1
Почему технология двухосного рулевого управления будет запрещена в Формульных гонках
На прошедших на прошлой неделе гонках Чемпионата Формулы-1 команда Мерседес заставила всех своих конкурентов нервно напрячься. Оба штатных гонщика — Льюис Хэмилтон и Валттери Боттас – во время поворотов что-то колдовали с рулевым управлением, то вытягивая штурвал от себя, то, наоборот, придвигая. На камерах, установленных на болидах, было отчетливо видно, как в зависимости от подобных манипуляций передние колеса то слегка наклонялись навстречу друг другу, как бы складываясь, то разводились в разные стороны.
Так была показана в действии инновационная система под названием DAS, или Dual Axis Steering, или двухосное рулевое управление. Мы расскажем и объясним, в чем ее соль.
Говоря простым языком, система DAS – это динамичное управление сход-развалом. Пилот регулирует изменение наклона передних покрышек по отношению к поверхности и друг к другу. Во время гонки болид работает в различных скоростных режимах, каждый из которых «привязан» к конкретному участку трассы.
Технология двухосного руления позволяет управлять болидом в трех положениях колеса. Первая и традиционная: колеса стоят строго перпендикулярно трассе и условные прямые, проведенные через центры покрышек, идут параллельно. В позиции In носки повернуты внутрь и «косолапят», отчего две прямые пересекаются. А в варианте Out носки вывернуты, и линии, соответственно, расходятся.
В зависимости от положения угла наклона меняется поведение болида, его управляемость и степень износа шин.
Как видно из рисунка, в стандартном «параллельном» варианте резко возрастают скорость и устойчивость движения на прямых участках, существенно снижается износ шин, но управляемость в поворотах оставляет желать лучшего.
В позиции In повышается износ резины, падает скорость на разгонах и управляемость в поворотах, но улучшается устойчивость на прямых.
В положении Out – самый высокий износ покрышек, но и наиболее оптимальная управляемость на поворотах. А это один из ключевых компонентов в гонке! Система DAS дает вариативность управляемости в зависимости от характера трассы. Допустим, трасса в Монце отличается обилием прямых участков, а этап Гран-При в Монако славится своими крутыми и смертельно опасными поворотами.
Болельщики «серебряных стрел» дали аббревиатуре DAS свою, победную расшифровку: Dominate All Season. Действительно, оригинальным ноу-хау формульная команда Мерседес сможет пользоваться только до конца сезона. Как сказал представитель ФИА, «любой механизм, способный изменить конфигурацию или характеристики каких-либо систем подвески, запрещен, как и любая система регулировки, действующая во время движения автомобиля».