Как Honda проводила ежегодные конкурсы идей, которые дали миру складной мотоцикл и вертикальный автомобиль
Складной мотоцикл Motocompo, автомобиль на воздушной подушке и другие изобретения на конкурсе идей Honda
Еще раз о роли личности в истории .
Соитиро Хонда, основатель и руководитель японской автомобильной компании, носящей его имя, был человеком выдающимся. Он не имел профессионального инженерного образования, что делало его «белой вороной» в кругу автомобильных функционеров и холеных выпускников престижных профильных вузов, к которым он относился с налетом нескрываемого презрения. Главное, считал он, не корочка, а отношение к делу, творческое начало, пусть даже оно не всегда дружит с традициями, законами механики или здравого смысла.
«Предприниматели должны ставить перед собой нереальные цели и должны быть готовы к неудачам»
– эта знаменитая фраза Хонды как нельзя лучше выражает главную мысль ежегодных Конкурсов идей , проводимых в компании. Они назывались I-Con, сокращенно от Idea Contest, и стали действительно иконой творческого подхода, важнейшей части корпоративной культуры бренда.
В них принимали участие сотрудники компании, амбициозные рукасто-головастые инженеры, привыкшие работать с огоньком. Хонда говорил: «I-Con - это не работа, это игра. Когда человек играет, он не чувствует, что его заставляют что-то делать». Инициатива поощряема…
Конкурсы идей стали инкубатором многих прогрессивных концепций, лабораторией инновационной инженерной мысли. Здесь были средства передвижения с овальными или квадратными колесами, необычный акватранспорт, автомобили-моноколеса…
Или показанный на фото вертикаль-мобиль, транспортное средство для передвижения по отвесным поверхностям. Аэро-Паук (Aero Spyder), проект начала 1970-х, использовал принцип воздушной подушки, только наоборот. Мощная кормовая турбина гнала воздух снизу-вверх, создавая надежную прижимную силу, которая была способна удержать вертикаль-мобиль с кузовом из фибергласса на стене. Машина, похожая на опрокинутую ванну, имела 4 маленьких колеса, а водитель располагался вертикально, управляя передвижением по отвесу и контролируя прижим к нему.
Еще одна придумка «хондовцев»: складной мотоцикл, а точнее мопед Motocompo. Его Honda выпускала серийно в начале 1980-х. Разработчики видели его как транспортную опцию для субкомпакта Honda City. В сложенном виде Motocompo укладывался в багажник. А по прибытию на место, на загородный пикник, например, он быстренько собирался для передвижения по сельской местности «с ветерком».
Многое, найденное тогда, – в 1960–1980-х годах, – легло в основу новаций, которые всегда отличали японский бренд. После смерти Соитиро Хонды инициатива конкурсов идей быстро ушла «на нет» и после 1993 года не проводилась вплоть до начала 2010-х годов, были возобновлены детские Honda Super Idea Contest.