Как 122 года назад Александр Винтон изобрел первый полуприцеп
История создания первого полуприцепа для перевозки автомобилей
В конце XIX века автомобиль перестал быть абстракцией. Все больше самодвижущихся повозок появлялось на дорогах Старого и Нового Света, и все больше людей хотели их купить. Но как можно продать клиенту блестящий новый автомобиль, если его надо предварительно доставить в торговый зал автосалона?
Здесь на сцену выступает другой автомобиль, большего размера, который привозит машину пред светлые очи будущего владельца. Создателем такого специализированного транспортного средства стал американец шотландского происхождения по имени Александр Винтон.
Он родился в 1860 году в Шотландии. Его отец был морским инженером, и Александр поначалу собирался пойти по его стопам. В 19 лет Александр эмигрировал в Соединенные Штаты. Здесь Винтон всерьез увлекся конструкторским делом. Начав с велосипедов, он вскоре переключился на автомобили. В 1897 году Винтон основывает Winton Motor Carriage Company.
Мы все знаем имя Генри Форда. Но мало кому известно, что автомобильный завод Винтона стал первым в Соединенных Штатах, опередив Форда на несколько лет. К 1903 году на предприятии Винтона работало 1200 человек, а его производственные мощности разместились на участке площадью свыше 5 гектаров. Для сравнения: к этому времени Ford Motor Company была только-только основана и вставала на ноги.
Первые автомобили Винтона собирались вручную. Они приводились в действие одноцилиндровым двигателем собственной конструкции. Агрегат вырабатывал 10 л. с. и разгонял транспортное средство до 54 км/ч. Машины имели крашеный деревянный корпус, мягкие сиденья, кожаную крышу и газовые лампы. Покрышки заказывались у Бенджамина Гудрича, основателя небезызвестной одноименной компании. Поначалу авто были двухместными, позднее появилась 4-местная компоновка.
Прейскурант на новинку был кусачим – цена за некоторые экземпляры составляла $1000. Любопытно: среди покупателей были братья-миллионеры Реджинальд и Альфред Вандербильты, а также Джеймс Паккард, будущий автопроизводитель.
фото: Minnesota DOT / flickr.com
Дела пошли настолько успешно, что через несколько лет продажи превышали 100 автомобилей в год; завод Винтона становится самым крупным в Америке . Открылся даже первый в стране автомобильный салон.
Именно для того, чтобы безопасно транспортировать новые автомобили к месту продажи, и понадобился оригинальный автопогрузчик конструкции Винтона. Он был построен в 1899 году. Это был полуприцеп , он устанавливался позади автомобиля, и сверху на плоскую площадку крепилась машина на продажу. Для погрузо-разгрузочных работ требовалась бригада из 2-3 человек.
фото: фото: Getty Images
Простая конструкция оказалась настолько удачной, что практически сразу после создания поступила в продажу. На прицепах Винтона возили не только автомобили. Их владельцы приспособили их для перевозки грузов. Можно сказать, что с этого начиналась мировая индустрия грузоперевозок.
Кроме того, на этом транспортном средстве было удобно эвакуировать автомобили. Они были далеки от технического совершенства, часто ломались, и спасительный «ангел» с прицепом, на который можно было погрузить аварийное авто, был как нельзя кстати.
Идею Винтона подхватили другие производители. На фото (смотрите выше) начала ХХ века: грузовик марки Максвелл-Бриско. У него под капотом стоял 4-цилиндровый L-образный двигатель мощностью 33 л. с., и внешность «один в один» срисована с конструкции Винтона. Судя по тому, что в перевозимом авто с удобством разместилась четверка довольных и упитанных джентльменов и парочка, сидящая спереди, грузовик обладал отличной грузоподъемностью и тяговитостью.