Карданный вал, шарнир или передача — как правильно?

Почему карданный вал нельзя называть муфтой кардана

Карданный вал, шарнир или передача — как правильно?

Количество ошибок в названии этого технического решения настолько велико, что трудно понять, как на самом деле правильно называть это соединение. В обиходе все называют его «кардан», не менее редко можно услышать «карданный вал», но технически более верно карданную передачу, или шарнир Гука, все же называть карданным шарниром… Или не так? Давайте разберемся в нашем небольшом рассуждении о природе и применении терминологии.

 

Из чего состоит карданный вал

Карданный вал, шарнир или передача — как правильно?

фото: yourmechanic.com

Следует отметить, что разговорный термин «карданный вал» можно считать правильным, хотя название не тождественно «муфте карданного вала», поскольку последняя является лишь частью общей конструкции, представляя собой резиновую деталь для предотвращения рывков и ударных нагрузок при вращении вала.

 

Карданный же вал – это многосоставная деталь, состоящая как минимум из нескольких (чаще всего двух) карданных муфт, соединяющих трансмиссию – двигатель с задним мостом, передний мост с раздаточной коробкой или, к примеру, мотоциклетную коробку передач с задним колесом мотоцикла. Вообще, передача при помощи полой металлической трубы, крестовины и еще порядка 15 деталей, включая манжеты, подшипники и так далее, используется на многих средствах передвижения, и не только на них. Техническое решение незаменимое, распространенное, очень полезное и часто встречающееся.

 

Схематично карданная передача выглядит следующим образом:

Карданный вал, шарнир или передача — как правильно?

фото: sinref.ru

Но тогда остается неясным, почему нет единого определения привычной вещи. Как так получается? И как все же грамотно называть кардан?

 

С точки зрения техники

Несмотря на то что ранее мы пояснили, что карданный вал – это не карданная муфта (в обиходе так говорить абсолютно безграмотно, и это только запутает собеседника), с технической же точки зрения это именно так. Если брать во внимание правильное определение кардана по основному принципу его действия и главному элементу, без которого вал без муфты точно не назывался бы карданом, но просто приводом.

 

Карданный шарнир, крестовина – все это синонимы муфты кардана

Карданный вал, шарнир или передача — как правильно?

фото: cumminsforum.com

Этот шарнир является главным соединительным элементом, объединяющим валы кардана, то есть заднюю и переднюю карданные передачи (промежуточный и главный вал). На длиннобазных автомобилях или при необходимости отклонения части кардана от заданной плоскости это очень важно, поскольку лишь крестовина кардана (муфта), являясь основным элементом подвижного карданного соединения, позволяет передавать вращение между двумя несоосными валами.

 

Название «карданный вал» происходит от фамилии итальянского математика, инженера, астролога и философа Джироламо Кардано

 

Поэтому название «карданный вал» имеет столько же общего с «муфтой карданного вала», как кроссовки с маркой Adidas. Да, Adidas производит кроссовки, но не каждая пара спортивной обуви является кроссовками немецкого вещевого бренда.

Карданный вал, шарнир или передача — как правильно?

фото: Sergey/flickr.com

Карданный вал на велосипеде и планетарная задняя втулка

Так и карданный вал, в который лишь входит муфта карданного вала как одна из деталей.

 

 

Более того, нельзя сказать, что карданный вал действительно является валом, – если вы придерживаетесь более точного определения, следует сказать, что это карданная передача. Ну а для графоманов подойдет название карданный шарнир. Оно и технически, и исторически наиболее органично.

 

Интересный факт: карданный вал в мотоциклах

Карданный вал, шарнир или передача — как правильно?

 фото: BMW

Интересный факт, но карданы также применяются в мототехнике. Несмотря на то что самым популярным элементом, который используется для передачи мощности от коробки передач на ведущее заднее колесо мотоцикла, является цепь, для более тяжелых мотоциклов, круизеров или туристических байков это вполне распространенный тип привода. Он требует минимального обслуживания по сравнению с цепью и ременной передачей и максимально долговечен, как минимум из-за того, что не контактирует с пылью, водой и грязью, летящей с дороги.

Обложка: pinterest.ru

Оцените новость:
18.05.20 (22:07)
1 203
Источник — © 1gai.ru
Автор — Eric
Сколько вы тратите на автомобиль в месяц (страховка, обслуживание, топливо, штрафы и т.д.)?

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник