«Ява на соляре»: существуют ли дизельные мотоциклы? И в чем причина их неудач? 

Почему почти все мотоциклы бензиновые?

Дизельные мотоциклы — редкие птицы на прериях шоссе и внедорожья. Их практически можно было бы считать завсегдатаями какой-то особенной Красной книги техники, если бы такая была. Нет, конечно же, попытки сделать двухколесные транспортные средства на дизельном ходу предпринимались, иногда вполне удачные, иногда даже с претензией на какую бы то ни было серийность… Но чаще всего дизельные мотоциклы — это экстравагантная, необычная техника, к примеру вот этот шестилетний кафе-рейсер от Hormel Foods и CS Engineering:

фото: uncrate.com (Hormel Bacon Bike)

Кстати, донором этого выдающегося во всех технических отношениях мотоцикла, работающего на биодизеле, стал не менее уникальный дизельный туристический эндуро, Track T800CDI, созданный голландской компанией под названием Evaproduct. Изначально 799-кубовый трехцилиндровый двигатель мощностью 45 л. с. с крутящим моментом в 100 Нм, по слухам, расходует всего 1.6 литра на сотню.

В общем, чем не мечта для любителей необычной техники, во многих смыслах? Пожалуй, лучше может быть только мотоцикл с роторным двигателем

Кто производил дизельные мотоциклы?

Те из вас, кто знаком с военной техникой, скорее всего, быстро найдут один из дизельных уникальных двухколесных экспонатов: модель HDT M1030M1 (внедорожный мотоцикл, построенный на базе эндуро Kawasaki KLR650). Модель была разработана калифорнийской компанией Hayes Diversified Technologies.

Расход топлива составлял 2,45 литра на 100 км

Как и многие военные средства передвижения, двигатель этого мотоцикла мог работать на нескольких видах топлива, вплоть до переваривания керосина и обычного дизельного топлива. Мотоцикл даже нес реальную службу. Его использовали корпуса морской пехоты и НАТО. Возможно, если повезет, где-то на складах или уже в частных гаражах даже можно найти другой экземпляр этой своеобразной техники, век которой даже в самой богатой армии мира был недолог (наверное, это о чем-то говорит). А именно о том, что:

  • Дизельный двигатель мотоцикла может быть крайне ненадежным;
  • Мотоцикл, возможно, тратит слишком много солярки, масла или других вспомогательных технических жидкостей;
  • слишком много весит, что усложняет управляемость, ускоряет выход из строя элементов подвески и привода.

А как насчет гражданских дизельных мотоциклов?

Да, есть и такие варианты. Как мы уже говорили, это в первую очередь «голландец» — туристический эндуро EVA Track T-800CDI (о нем даже писали). При объеме двигателя 800 см³, весе более 200 килограмм (225 кг, если быть точным):

фото: 

Кстати, двигатель здесь установлен компании Daimler-Benz (вес 45 кг, без учета веса коробки передач) и позаимствован у микролитражки Smart ForTwo. Вместо привычной ручной КПП на мотоцикл ставился «автомат», а точнее вариаторная трансмиссия.

фото: pinterest.ru

Те, кому посчастливилось прокатиться на дизельном мотоцикле, чаще всего отмечали одну самую важную особенность (кроме паровозной тяги) — это своеобразное дизельное звучание и ощутимая вибрация на холостых оборотах.

Процитируем обзор Криса Ньюбиггинга, автора издания Motorcycle News:

«Необычный

Запуск Track T800CDI дарит необычные ощущения — он с грохотом оживает, как трактор, издающий грохочущую вибрацию, а отвратительно пахнущие выхлопные газы, вылетающие из маленького глушителя, обращенного вперед, перед правой подножкой, будут знакомы каждому, кто когда-либо тащился сзади за старым школьным автобусом. Но стоит повернуть ручку газа — это включит привод и отправит вас вперед.

Грубый

С набором скорости не становится лучше — вибрация немного утихает, но этого достаточно, чтобы оставаться навязчивым, а наличие вариатора означает, что двигатель всегда работает на одних и тех же оборотах, создавая монотонный тракторный шум, который даже во время короткой тестовой поездки MCN стал утомительным.

Даже с непредвзятым мнением никуда не уходит тот факт, что он просто не является достаточно быстрым или совершенным, чтобы сравниваться с бензиновыми конкурентами по удовольствию от езды».

Возможно, это одна из потенциальных причин того, что подобные дизельные мотоциклы никак не зашли широкой публике.

Изначально предполагалось, что эндуро из Голландии должен был стать конкурентом KTM 990 Adventure и подобным ему мотоциклам:

фото: asphaltandrubber.com

И, возможно, свои фанаты у дизельного мотоцикла нашлись бы, ладно уж с этой тряской — привыкнуть можно, если бы не один важный нюанс — малая мощность.

Для автомобиля, особенно внедорожника, этот момент не критичен, тем более, что он нивелируется повышенным крутящим моментом с максимально доступными низкими оборотами, а вот мотоциклу с приводом исключительно на заднее колесо дополнительный крутящий момент впору не придется. Все равно в ряде ситуаций нужно будет крутить мотор, стараясь развить максимальную мощность, но ее в итоге получить достаточную не получится из-за ее банального отсутствия. Максимальная мощность дизельного мотора на мотоцикле, как мы видим, минимум в два раза ниже, чем у аналогичного бензинового агрегата с того же KTM.

Добавляем к этому изрядное время, требуемое на раскрутку мотора, и получаем крайне плачевный результат вне дорог.

Спортбайки и дорожные мотоциклы

 

Логично, что в раме спортбайков дизельный двигатель также не сможет раскрыть необходимый потенциал, поэтому в мире не было ни одного зафиксированного случая установки мотора, работающего на солярке, в спортивный мотоцикл. Хотя… как ни одного. Условно говоря, была одна модель, которая попыталась, звали ее Star Twin Thunder Star 1 200 TDI:

 фото: en.wikipedia.org

Похожий на земляную осу мотоцикл получил трехцилиндровый дизельный мотор объемом 1,2 литра из-под капота Volkswagen Lupo, мощностью в 91 лошадиную силу. Для спортбайка как-то маловато.

Поэтому со спортбайками тоже не прошло. Получается, остается только одно направление мототехники, где дизельные моторы могут показать себя во всей красе, — это дорожные мотоциклы. И здесь действительно начинается самое интересное.

Royal Enfield

Royal Enfield был первым и долгое время единственным производителем, которому удалось запустить в серийное производство дизельные мотоциклы для гражданского использования.

Без преувеличения, английский мотопроизводитель стал легендой уже к 70-м годам прошлого века (что, впрочем, не помешало фирме стать банкротом в 1971 году). Однако хоть в Старом свете компания пропала с радаров, в Индии ее подразделение продолжило работу, и по состоянию на 2017 год ставший полностью индийским производитель открыл третий завод, что позволило увеличить производство до 825 000 ед. в год.

«За последние шесть лет продажи Royal Enfield выросли на 55 процентов и продолжают расти», — говорилось в новостном материале издания bikepost.ru .

фото: financialexpress.com

По сути, модель Taurus (именно такое название получила дизельная версия) представляла собой модель Royal Enfield Bullet с замененным бензиновым двигателем. Это были модели с объемом мотора в 325 куб. см, и производились движки на заводе «Ломбардини»* (Greaves Lombardini), соответственно, в Италии.

*Не путать с Ламборгини

Удивительно, но прежде чем окончательно переехать в бывшую английскую колонию, мотоциклы с дизельными моторами производились для Европы в течение двадцати лет, с 1980-х по начало 2000-х, пока ужесточившиеся законы по выбросам не вытеснили продукцию компании.

Мотоциклы определенно были не для гонщиков. Только вдумайтесь: мотор, собранный Ломбардини, выдавал «сумасшедшие» 6.5 лошадей и 15 Нм крутящего момента! Не зря машины пришлись по душе фермерам и жителям индийских деревень. Неприхотливые, экономичные и надежные — это клад для тех, кто не «понтоваться» выезжает на дорогу.

фото: Wikimedia Commons

Neander Motors

Гораздо лучше обстояли дела с моделью мотоцикла от Neander Motors, производителя из Германии, который делал (вернее, делает?) круизер с турбодизелем мощностью 112 лошадиных сил и заявленным разгоном от 0 до 100 километров в час за внушительные для круизера, работающего на ДТ, 4,5 секунды.

Кто-то говорит, что проект Neander оказался недолговечным, но официальный сайт компании, вроде, говорит об обратном: neander-motors.com . В общем, дело в другом — эта модель была действительно крутой и вполне способной, а это значит, что в будущем могут появиться другие круизеры, с аналогичными и даже более высокими характеристиками…

фото: Wikimedia Commons

Возможно, дизелям на мотоциклах стоит дать шанс? Вот как отзывается о проекте Алан Кэткарт из издания Motorcycle Cruiser , в отличие от большинства мотоциклов из списка:

Но, возможно, самым большим сюрпризом после того, как вы настроили свой разум на то, что вы едете на мотоцикле, работающем на дизеле, станет то, насколько быстро этот дизельный двигатель набирает обороты. В сочетании с относительно коротким диапазоном мощности, и особенно крутящего момента (двигатель очень быстро выходит на максимальные показатели), это означает, что вы обнаружите, что использовать шестиступенчатую коробку передач Aprilia гораздо сложнее, чем вы могли ожидать.

160 км/ч всего при 2 820 об/мин — это норма, а максимальная скорость в 220 км/ч — не предел!

Есть ли будущее у дизеля на двух колесах?

Хотелось бы верить, что есть! Ведь не зря и у нас, и на Западе делают кастомные байки. Наши люди из «Уралов» и «Днепров» (вот одна из историй, опубликованных в журнале «За рулем» 15 лет назад: Днепродизель ) на Западе ваяют даже таких монстров:

YouTube / Discovery

Итого, на наш взгляд, вышеперечисленные факторы являются главными причинами неудач. С бензиновыми моделями в мотоциклетном мире дизелю не тягаться. Однако он может занять узкую экзот-нишу, рассчитанную на любителей черного выхлопа и запаха сожженного дизтоплива по утрам...

Обложка: 1GAI.ru / pngarts.com / vectorhq.com

Оцените новость:
6.11.20 (16:28)
31 245
Источник — © 1gai.ru
Автор — Eric
Какой ваш доход в месяц?

Следите за нами в соцсетях

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник