Балансировочные шарики для колёс: как они работают и нужны ли на самом деле

Всё о балансировочных гранулах (компаундах): плюсы и минусы.

Балансировочные гранулы, или, как их еще называют, компаунд (микробисер), — интересный и необычный способ балансировки колес. Правда, процесс балансирования происходит только во время движения автомобиля. Если вам интересно, как они выглядят, как работает эта технология, или, быть может, вы впервые слышите об этих шариках, наша редакция собирается все объяснить. 

Балансировочный микробисер — это маленькие шарики из закалённого стекла, идеально откалиброванные по размеру (до 1 мм), которые кладутся внутрь шины, где они легко перемещаются во время вращения колеса. Идея состоит в том, что в ходе вращения колеса смесь гранул за счёт центробежной силы будет перемещаться внутри шины, и в конечном итоге они окажутся в правильном положении, чтобы компенсировать любой дисбаланс. 

Прежде чем мы перейдем к тому, как они работают, давайте сначала посмотрим на них в действии. В видео с YouTube-канала Warped Perception показано, как эти шарики скачут внутри шины. 

Микрошарики, микробисер, гранулы, компаунды… — так как это работает?

Видео дает нам прекрасное представление о том, что происходит внутри колеса во время его вращения. Благодаря камере GoPro, помещенной внутрь покрышки, мы можем видеть, как балансировочные гранулы сначала лежат на нижнем участке поверхности шины, когда автомобиль стоит на месте. Затем, по мере ускорения машины, микробисер начинает перемещаться по шине, распределяясь по её стенкам.

Так как же они работают? Как центробежная сила распределяет шарики равномерно? И почему они прижимаются в противоположном от потяжелевшего участка месте и балансируют колесо?

 Шарики покоятся в нижней части покрышки

 

 Когда машина начинает движение, гранулы также начинают сначала беспорядочно передвигаться внутри шины

 

Достаточно двигаться со скоростью всего 15 км в час, чтобы увидеть, как микробисер начинает прижиматься к одной из внутренних сторон покрышки (ближе к внешней стороне шины)

 

 На более высоких скоростях подавляющее большинство шариков скапливается в противоположном от потяжелевшего участка месте

Ответ на этот вопрос кроется в работе подвески автомобиля. Представьте, что на одной стороне колеса есть большое потяжелевшее место. Когда этот тяжелый участок покрышки находится в верхней части колеса, он, по сути, тянет его вверх из-за действующих сил. Поскольку колесо подвешено, оно может в некоторой степени двигаться вверх. Однако гранулы не прикреплены к колесу. Когда оно движется вверх из-за дисбаланса, шарики не следуют за ним. Они летают во внутреннем пространстве шины, продолжая двигаться по своей первоначальной траектории, пока не вступают в контакт с другой частью стенки шины, расположенной далеко от тяжелой точки.

Это действие продолжается непрерывно по мере вращения колеса, при этом возмущения, вызванные тяжелым участком, становятся меньше по мере того, как шарики перераспределяются, устраняя дисбаланс за счет разницы центробежных сил. Да-да, гранулы имеют тенденцию собираться в положении, уравновешивающем тяжелое место и подавляющем любые несбалансированные движения, которые могут привести к их дальнейшему перераспределению.

 1Gai.Ru

Более наглядную демонстрацию можно увидеть в этом видео. Это демонстрация работы шариков DynaBeads (марки балансировочных гранул), вращающихся в бутылке с водой. Вы можете наблюдать, что бутылка вначале сильно разбалансирована, но шарики довольно быстро перераспределяются внутри ёмкости. И уже через несколько секунд бутылка вращается довольно плавно, а вибрация практически исчезает.

Сколько балансировочных гранул нужно использовать на одно колесо

Производители балансировочных шариков рекомендуют использовать их в шинах мотоциклов, в колёсах легковых машин, кроссоверов, а также в покрышках больших грузовиков или автофургонов. Обычно для мотоциклов рекомендуется всего 30-60 грамм гранул на одну шину.

 1Gai.Ru / изображения tech-russia.ru

Для легковых автомобилей типичная средняя рекомендация — 80-130 грамм на шину, тогда как тяжёлым грузовикам или внедорожникам может потребоваться более 250 грамм на колесо, чтобы сбалансировать большие, тяжёлые колеса. Всё зависит от диаметра и размера шин, а также типа транспортного средства. 

Примечательно, однако, что некоторые компании не продают балансировочные микрогранулы для некоторых автомобилей и моделей покрышек. Это связано с популярными нынче низкопрофильными шинами. Дело в том, что колёса с этой резиной часто требуют балансировки в поперечном направлении, чего невозможно достичь с помощью шариков для балансировки. Их также не рекомендуется использовать в любом транспортном средстве, которое эксплуатируется для гонок, или если автомобиль часто испытывает прохождение поворотов на высоких скоростях. В том числе не советуют использовать микробисер в шинах, подвергающихся сильному ускорению, выходящему за рамки обычного использования на шоссе.

А нельзя ли просто купить любой бисер или микробусинки и положить их внутрь шины? Это плохая идея. Вы таким образом добавите машине неподрессоренную массу, что снизит способность вашей подвески управлять колёсами, а также будет влиять на экономичность. 

Гранулы можно поместить внутрь шины либо перед её монтажом на колёсный диск, либо через воздушный вентиль. Есть ещё специальный аппарат, который может закачать балансировочные шарики вместе с воздухом

Добавить микробисер можно несколькими способами. Например, поместить их внутрь шины на шиномонтаже при установке покрышки на диск. В качестве альтернативы некоторые компании предоставляют инструменты, которые помогут вам впрыскивать их вместе с воздухом через шток клапана (ниппель) — конечно, после откручивания сердечника клапана (золотника). Однако это может оказаться трудоёмким и долгим занятием, особенно если нужно всыпать много шариков. 

Наше мнение

Лично мы не совсем уверены, что балансировочные шарики являются отличным решением для внутренней балансировки колёс. Нам не нравится идея с кучей гранул, катающихся внутри шины, даже учитывая, что они почти идеально круглые и лёгкие и вряд ли могут причинить вред внутренней части покрышки. Кроме того, их монтаж достаточно сложен. Проще использовать классические балансировочные грузики. Тем не менее в некоторых случаях можно применять обе технологии: то есть гранулы и грузики. Так вы добьётесь более идеальной балансировки колес. 

Обложка: 1Gai.Ru
Оцените новость:
15.05.24 (14:17)
473
Источник — © 1gai.ru
Автор — 1gai

Следите за нами в соцсетях

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник