Как грамотно выбирать моторное масло для вашего автомобиля

Правильно выбираем моторное масло для двигателя автомобиля

Как грамотно выбирать моторное масло для вашего автомобиля

Существует много разновидностей моторных масел в которых водитель-новичок вполне может потеряться. Именно по этой причине мы на своей странице и разместили это небольшое руководство, призванное облегчить многим водителям выбор подборки масла, которое идеально может подойти для вашего автомобиля.

 

Иногда выбор подходящего моторного масла для машины может казаться сложным и первое, с чего следует начать — так это проверить наличие паспорта качества масла, который должен свидетельствовать, что данное масло было проверено и соответствует всем требованиям Американского института нефти (API). Кроме того, на упаковке должна стоять специальная маркировка состоящая обычно их двух символов.

 

Последним стандартом обслуживания API является маркировка «SL». Данная маркировка "SL" относится к категории лабораторных и ресурсных испытаний включая сюда новейшие методики для проверки образования высокотемпературных отложений. В разных странах данные маркировки и сертификация могут отличаться друг от друга, поэтому перед самой покупкой масла вам необходимо уточнить нужное для вас обозначение.

 

Ваша третья (по счету) задача — выбрать нужную вязкость подходящую для температур в которых обычно используется ваш автомобиль (ознакомьтесь с эксплуатационными рекомендациями). И на этом вроде бы и все. Хотя, не совсем все, так как это гораздо больше чем обычная простая теория.

 

Изучайте друзья основную терминологию используемую производителями на этикетках

К таковым относятся все ярлыки и штампы, которые вы найдете на любой канистре с моторным маслом от известного вам производителя. По штемпелю API справа вы узнаете и определите, соответствует ли данное масло текущему рейтингу "SL" ("C" - для дизельных моторов). Он (этот штемпель) проинформирует вас также и о показателе вязкости SAE (Society of Automotive Engineers) а заодно и сообщит, прошло ли это масло испытание на энергосбережение. Символ "звездочки" находящийся слева указывает, что масло прошло испытания необходимые для получения маркировки "SL".

 

Действительно ли масло является жизненной кровью для вашего двигателя? Эта старая и популярная аналогия даёт некоторое неточное представление о самой действительности данного факта. Кровь, например, транспортирует питательные вещества в клетки организма, но в нашем случае эта роль отведена конкретно воздуху, который обеспечивает сгорание топлива - это и есть «питание» для мотора. Однако все-же без масла предназначенного для снижения трения и охлаждения постоянно движущихся частей, двигатель будет работать с перебоями и к тому же в течение крайне непродолжительного периода, а затем вообще заклинит. Так что господа помните, масло - это важнейший элемент для процесса работы вашего автомобиля.

 

Роли и влияние масла на основные показатели столь велики, что мы ожидаем от таковых не меньше значений, чем от улучшенных характеристик самого мотора, которые разумеется можно получить к тому же по низкой цене.

 

Теперь необходимо определиться с теми свойствами масла, которые действительно оказывают значимое влияние на механический процесс работы двигателя.

Звучит довольно сложно, поэтому нам была предоставлена возможность провести свои личные исследования в лаборатории "Valvoline" в городе Лексингтон, штата Кентукки (США). По завершении данного эксперимента у нас на руках было масло, которое по нашим предположениям было как-бы идеально и подходило для предстоящей жаркой погоды при короткой поездке по Нью-Йорк Сити.

 

Это была наша единственная возможность сыграть роль ученого-самоучки, а сам полученный опыт дал нам вполне достаточного количества самодельного масла всего для одной заправки. Поэтому при следующей смене масла нам придется осуществлять свой выбор из имеющегося уже ассортимента — как и всем остальным участникам эксперимента. Но мы думаем, что теперь наш выбор будет наиболее оптимален и близок к тому короткому полученному курсу приготовления моторных масел, предоставленному нам техническим директором "Valvoline" Томасом Смитом. Вот что нам из всего этого стало понятным.

 

Вязкость

Вязкость (сопротивление жидкой среды сдвигу) оценивается при 0° по Фаренгейту (обозначается числом предшествующим «W» (для зимних соротов)) и при  темперетуре 212° по Фаренгейту (обозначается вторым по счету числом в обозначении вязкости). Таким образом, масло 10W-30 имеет меньшее загустевание при холоде и жаре, чем масло 20W-50. Моторное масло становится более текучим когда оно нагревается, и наоборот сгущается, когда оно остывает.

 

Таким образом, с рационально подобранными добавками позволяющими противостоять истончению рабочего слоя, масло может быть рассчитано на одну вязкость при холоде и на другую вязкость в тёплое время года. Чем устойчивее оно будет к истончению, тем выше будет второе число (например, масло 10W-40 будет стабильнее, чем масло 10W-30), и это считается хорошо. Благодаря более плотной и толстой плёнке образуемой на поверхностях движущихся частей, как-раз и обеспечивается их максимальная защита.

 

При пониженных же температурах масло должно обладать устойчивостью к загустеванию, чтобы не препятствовать движению деталей мотора. Помимо этого, если масло будет чрезмерно густое, то двигатель будет затрачивать больше энергии для вращения коленвала, который как известно, размещаясь в поддоне картера, частично погружён в смазку. Излишняя вязкость масла может затруднить запуск мотора и тем самым ухудшить топливную экономичность.

 

Масло маркированное в рейтинге как 5 Вт обычно рекомендуется для применения зимой. Тем не менее, синтетические масла могут быть смешаны таким образом, чтобы иметь повышенную текучесть при охлаждении, поэтому они могут проходить необходимые испытания и соответствовать уже рейтингу 0 Вт.

 

Во время работы мотора масло как известно нагревается. Например, второе число в рейтинге вязкости «40», т.е. в масле 10W-40 говорит нам о том, что данная смазка будет оставаться более густой при высоких температурах, чем то же самое масло но с меньшей величиной второй цифры, к примеру, цифры «30», т.е. в масле 10W-30. Важно всегда использовать только ту марку смазки, которая рекомендована производителем автомобиля.

 

Почему так много разновидностей моторных масел

Внимательно расмотрев полки в автомагазинах вы можете увидеть те масла, которые предназначены для всех видов машин и естественно для конкретных целей и условий их использования, а именно для: высокотехнологичных современных двигателей, для новых автомобилей, для автомобилей с более высоким пробегом, а также для сверхмощных автомобилей или для внедорожников. Помимо всего этого вы лично можете осознать всю широту выбора таких масел по показателю их вязкости.

 

Если вы прочтете руководство пользователя то узнаете из него, что конкретно рекомендует автопроизводитель для своего совершенно нового изделия. Руководство может включать в себя ссылку на конкретные марки и бренды изделий, а также советы по их использованию в целях повышения экономичности мотора, хотя это всего лишь означает, что предложенная технологическая смазка прошла сравнительные испытания с неким условным образцом.

Это не является гарантией эффективности, хотя большинство ведущих производителей имеют как минимум несколько сортов таких масел, которые предназначены конкретно для этих целей. Давайте с вами друзья рассмотрим уже существующие типы смазок.

 

Выбор между синтетическим и минеральным моторным маслом

Традиционно в качестве эталонного образца обычно выступает то масло, которое производитель залил в новый автомобиль. Все ведущие бренды имеют один показатель качества- SL, который  доступен в нескольких вариантах вязкости. Обычно автопроизводители рекомендуют масло марок 5W-20, или 5W-30 для пониженных температур, а также масло 10W-30 в качестве дополнительного бренда, особенно для жаркого климата или сезона.

 

Эти три бренд-рейтинга охватывают почти-что все легковые транспортные средства движущихся по дорогам. Еще более важно, так это регулярно осуществлять его замену не забывая естественно про фильтр. Стандартный интервал - 10.000 тыс. км пробега или 4 месяца по длительности. Максимально допустимый интервал замены — дважды в год. Если ваш автомобиль на комбинации приборов имеет электронный индикатор изменения уровня масла, то пожалуйста друзья, старайтесь не игнорировать его показания.

 

Полностью синтетическое масло – это смазочная жидкость изготовленная для высокотехнологичных и высокопроизводительных двигателей, будь-то это в автомобилях Chevy Corvette или в Mercedes-Benz. Если данные масла проходят строгие реальные лабораторные испытания (обозначенные в их маркировке), то это означает следующее, что они обладают превосходными и более стабильными характеристиками во всех критических режимах работы, начиная к примеру, от коэффициента вязкости и заканчивая защитой от попадания в него влаги.

 

Они (такие масла) работают лучше при отрицательных температурах и сохраняют свою пиковую смазывающую способность в условиях сильной жары и при перегревах при простоях в пробках. Так почему же их не следует использовать? Ответ: Эти масла достаточно дороги и могут быть использованы далеко не во всех моделях двигателей. На самом деле суть в том, что могут быть и определённые свойства необходимые двигателю именно вашего автомобиля, которые синтетика обеспечить мотору не в состоянии. Опять же не забывайте, старайтесь следовать инструкциям производителя данного автомобиля.

 

Полусинтетическое масло – содержит определённое количество синтетического вещества смешанного с минеральным веществом и разработанного в целом для обеспечения защиты от более тяжелых нагрузок и высоких температур. Обычно это содержание демонстрирует нам, что такое масло содержит в себе меньше летучих фракций и поэтому их испаряется намного меньше, что в свою очередь сокращает потери масла и увеличивает экономию горючего. Они (эти масла) популярны у владельцев тяжёлых внедорожников и у коммерческого автотранспорта, которым нужна защита при интенсивной эксплуатационной нагрузке. К тому же они намного дешевле, чем сама синтетика. Безусловно эта разница в цене может быть для владельца и не столь существенной и ощутимой, но такой баланс показателей более важен той же стоимости.

 

Масло для моторов с большим пробегом. Современные автомобили служат их владельцам гораздо дольше, чем их автопредшественники, и, если вам нравится идея о длительной эксплуатации автомобиля и о его пробеге который измеряется или будет измеряться в дальнейшем шестизначными числами, то вам необходимо выбирать другие марки смазочных масел, которые будут ориентированы именно на эти цели. Почти две трети автотранспортных средств в мире имеют на одометре пробег более чем в 120.000 тыс. км. Таким образом, делая из этого выводы нефтеперерабатывающие заводы определили данную создавшуюся ситуацию,- как область интересов клиентов, поэтому выпустили специализированные масла, которые рекомендуют именно для таких автомобилей.

 

Когда ваш автомобиль или небольшой грузовик или тот-же джип несколько старше многих обычных машин и имеет реально большой пробег, то в этом случае вы можете заметить под ним на асфальте следы масляных пятен после стоянки. Примерно в это самое время вам приходится (нужно) чаще доливать масло в двигатель, чем когда этот автомобиль к примеру, только что покинул автосалон. Уплотнения в коленчатом валу могут затвердеть и потерять свою эластичность, поэтому они начинают протекать (особенно при низких температурах). а также могут трескаться.

 

Марки масел для больших пробегов содержат в себе дополнительные герметизирующие присадки, которые проникают в поры уплотнений, чтобы восстановить их форму и увеличить эластичность. В подавляющем большинстве случаев резиновые уплотнения рассчитаны именно таким образом, чтобы набухать в объёме достаточном для остановки утечек. Но нефтеперерабатывающие заводы стараются все-же тщательно подбирать свои «обновляющие» ингредиенты для таких масел.

 

"Valvoline" показал нам данные о производительности одного из «уплотняющих» компонентов, который заставлял набухать большинство материалов уплотнения, но с другой стороны фактически уменьшал этот самый показатель для резины определённого типа, который имел тенденцию сильно набухать от определенных ингредиентов обнаруженных в некоторых других моторных маслах.

 

Возможно кто-то из вас друзья замечал некоторую потерю производительности и ухудшение плавности работы двигателя в результате износа деталей автомашины при возрастании пробега. Такие (эти) масла также имеют определённо повышенную вязкость даже в тех случаях, если данные на канистре не указывают на это (существует достаточно широкий числовой интервал для каждой марки вязкости, а масла больших пробегов находятся в верхней части каждого из них). У них также может быть больше модификаторов индекса вязкости. А каков в этом случае результат..?

 

Они лучше герметизируют зазоры между кольцами поршней и цилиндрами, а значит не будут выдавливаться из-за значительного износа подшипника двигателя. Они (такие масла) также могут иметь повышенное содержание присадок противостоящих износу, чтобы таким образом нивелировать процесс потери компрессии.

 

Если у вас есть старый автомобиль, то все эти функции в масле могут дать вам гораздо больше плюсов, чем самая качественная синтетика (смазка).

 

Индекс вязкости

Устойчивость к истончению защитного слоя с ростом температуры получила название- индекса вязкости. И хотя более высокое второе число в обозначении марки важнее чем первое, такое масло также должно быть надежным. То есть, оно должно прослужить тысячи километров до следующей замены. Например, масло имеет свойство терять вязкость при сдвиге, т.е. при скользящем движении между близкорасположенными металлическими поверхностями подвижных частей, таких например, как подшипники.

Поэтому такому маслу требуется устойчивость к потерям вязкости (т.е. устойчивость к сдвигу), чтобы масло сохраняло смазывающую пленку между этими деталями.

 

В отличие от охлаждающих жидкостей, 95% которых формируется одним базовым химикатом (обычно этиленгликолем), моторное масло нефтяного типа содержит в себе смесь нескольких различных типов базового масла, которые более дорогостоящие, чем другие типы масел.

 

Нефтяные компании обычно выбирают смазку из пяти групп, каждая из которых производится по-разному и обладает различной вязкостью. Более дорогостоящие группы требуют более сложного производственного процесса, в некоторых случаях производящими смазку особыми методами которые могут быть причислены к классу синтетики. Так называемая полная синтетика включает с себя химические компоненты, которые могут быть получены перегонкой нефти, но они настолько изменены, что больше не считаются природным маслом.

 

Наша обычная смесь, которую мы изначально взяли с собой, содержала 10% полиальфаолефинов (ПАО) — т.е. типа химического вещества, которое часто является основным ингредиентом в полной синтетике.


Количество базового масла в любом составе находится в интервале от 70 до 95% смеси, оставшаяся часть представляет из себя присадки или добавки. Означает ли это, что масло с 70% лучше чем с 95%? Конечно нет, потому что некоторые базовые масла имеют естественные характеристики или такие из них, которые появляются при их переработке, что уменьшает или устраняет потребность в добавках. И хотя некоторые из этих компонентов вносят важный вклад в смазывающую способность такой жидкости, все-же сами по себе они не обязательно обладают хорошими реологическими свойствами.

 

Ингредиенты в смеси присадок отличаются по своей стоимости, как уже было выше сказано. Но, цена — это всего лишь один из факторов. Некоторые из ингредиентов работают лучше в строго определённых сочетаниях базовых масел, а некоторые из менее дорогостоящих базовых ингредиентов являются хорошим выбором для конкретной смазки рабочих деталей, и это из-за того, что они работают с популярными присадками. В итоге каждое из масел для двигателя имеет свой строго утверждённый рецепт. Переработчики определяют список задач основаных на запросах своих клиентов (например, автопроизводителей) и формулируют (форматируют) масло для достижения этих конкретных целей насколько это возможно.

 

Теперь становится более-менее ясно, что когда масло истончается при нагреве, то происходит интенсивный износ двигателя, но это всего лишь только один из факторов. Важно также учитывать чтобы масло не образовывало слишком толстую плёнку и это второй фактор. Использование премиальных базовых масел для низкой летучести (т.е. для предотвращения испарения) - это один из подходов. Испарение базовой масляной плёнки не только увеличивает потребление масла, но и приводит к росту его плотности (что снижает расход топлива).

 

Добавки в масле

Использование добавок — это еще один подход к улучшению и поддержанию стабильности характеристик масла. Высокие температуры двигателя сочетаются с влажностью, с побочными продуктами сгорания (включая несгоревший бензин), с ржавчиной, с коррозией, с частицами износа металла и также с кислородом, что приводит к формированию нагара.

 

Добавки не только способствуют поддержанию хорошей смазывающей способности, но и также помогают минимизировать такой осадок и нагар, а также уменьшить любой ущерб от их образования.

 

Вот друзья категории ключевых ингредиентов добавок, а также пояснения их значимости:

 

Оптимизаторы индекса вязкости -уменьшают склонность масла к утончению его слоя с повышением температуры.

 

Очищающие компоненты -в отличие от бытового типа таковые не очищают поверхность двигателя. Они удаляют из него некоторые отложения, в основном твердые вещества. Но их первоначальная цель — это поддерживать чистоту поверхностей препятствуя образованию на них высокотемпературных отложений, а также ржавчины и коррозии.

 

Диспергаторы -дезагрегируют твердые частицы удерживая их в растворе, препятствуя тем самым агрегации и образованию осадка или нагара. Некоторые присадки или добавки работают в качестве детергентов, а также и в диспергаторах.

 

Противоизносные средства -возможны ситуации, когда смазочная пленка теряет свою сплошность, поэтому противоизносные реагенты должны обеспечить защиту металлических поверхностей. Соединение цинка и фосфора, называемое ZDDP, является давно используемым лидером наряду с другими соединениями, например с такими, как фосфора и серы. Вы должны знать, что ZDDP состоят из диалкилдитиофосфата цинка.

 

Модификаторы трения -это не то же самое, что противоизносные средства. Таковые уменьшают трение двигателя и таким образом могут улучшить показатель экономичности. Используются: графит, молибден и другие соединения.

 

Депрессанты температуры застывания -только потому что вязкость при 0° по Фаренгейту низкая, это не будет означать, что масло будет легко течь при отрицательных температурах. Масло содержит в себе частицы воска, которые могут застывать и уменьшать скольжение, поэтому эти добавки используются для предотвращения данного явления.

 

Антиоксиданты -при повышении температуры двигателя и для лучшего контроля за выбросами антиоксиданты используются для предотвращения окисления масла (и, следовательно, утолщения). Ряд присадок, которые выполняют другие функции, также служат этой цели, например такие, как противоизносные средства.


Ингибиторы пены -коленчатый вал, взбивая масло в поддоне картера, вызывает его вспенивание. Масляная пена не так эффективна, как сама жидкость, поэтому ингибиторы используются для разрушения пузырьков пены.


Ингибиторы коррозии -защищают металлические детали от кислот и влаги.

 

Больше — не значит лучше

Вы не можете улучшить масло добавив в него как можно больше добавок. На самом деле вы можете только ухудшить ситуацию. Например, соединения серы имеют противоизносные антиокислительные характеристики и могут повысить расход топлива, а также повлиять на работу каталитического нейтрализатора.

 

Излишне-большая концентрация конкретного омывающего средства может повлиять на противоизносное равновесие. Слишком большая доля конкретного химиката может повлиять на эффективность самого катализатора и ухудшить показатель расхода топлива. Противоизносные и фрикционно-восстановительные добавки также могут содержать в себе ингредиенты, например, такие как сера, которые могут повлиять на характеристики катализатора.

 

На нефтяную промышленность оказывается достаточно сильное давление, которое заключается в законодательном ограничении использования соединений серы в масле или в бензине. Это обусловлено ужесточающимися требованиями экологов, а сопротивление производителей при этом оправдывается не только стремлением избежать дорогостоящей модернизации
производства, но и тем, что моторное масло является тонко сбалансированным продуктом, исключение из которого всего одного лишь компонента приведёт к серьёзным необратимым последствиям и к объективным сложностям.

Оцените новость:
35 150
Источник — © 1gai.ru
Автор — Eric

Следите за нами в соцсетях

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник