Как избежать потери управления автомобилем из-за аквапланирования
Сегодня друзья мы рассмотрим с вами такое интересное явление, которое может произойти абсолютно с любым автомобилем на дороге, как аквапланирование. Давайте узнаем, что же означает этот термин а заодно с ним и о том, как это явление может влиять на ваш автомобиль. А кроме всего прочего мы узнаем, что надо делать, если машина начала аквапланировать.
К нашему сожалению, в большинстве регионов нашей страны ежегодно выпадает огромное количество разных осадков. Больше всего эти осадки выпадают в виде дождей, сильных ливней и града. Наибольшую опасность для всех автомобилистов представляет конечно же дожди, которые приводят к образованию на дорогах луж.
Лужи представляют угрозу не только двигателю автомобиля (из-за воды может произойти например, гидроудар двигателя), они могут стать еще причиной и аквапланирования машины.
Возможно кто-то из вас друзья имеет огромный стаж вождения и ниразу пока не сталкивался с аквапланированием автомобиля на дороге. Но это не будет означать, что аквапланирование очень редкое явление на дорогах и что с вашим автомобилем подобного никогда не произойдет.
Помните о том, что на дороге может произойти все что угодно и тем-более, неожиданно. Даже маловероятные события. Так что господа, вы должны быть готовы ко всему. В том числе и к аквапланированию. А еще вам необходимо знать, что надо делать в этом случае.
Что такое аквапланирование..?
Аквапланирование - несмотря на сложное название слово и явление это довольно-таки просто объяснить. Это такое явление, когда ваш автомобиль начинает терять сцепление с дорогой из-за слоя воды под колесами. В тот самый момент, когда шины автомобиля перестают справляться с большим количеством воды, пятно контакта покрышек с дорожной поверхностью начинает резко сужаться. В конечном итоге автомобиль может полностью потерять сцепление с дорогой. Это и называется аквапланированием. При этом естественно машина перестает реагировать на рулевое управление, на торможение и в некоторых случаях даже на ускорение.
Почему так происходит и почему даже на новой резине автомобиль может саквапланировать на дороге? Напомним нашим уважаемым читателям, что каждые модели шины имеют на своей поверхности специальный протектор, который предназначен для отвода воды при движении по мокрой и влажной поверхности. Этот отвод воды и был специально создан создателями шин для того, чтобы предотвращать постоянное аквапланирование автомобиля на дороге.
Благодаря этому протектору для отвода влаги вода в буквальном смысле слова начинает рассекаться и рассеиваться, осушая определенный участок дорожной поверхности под колесом, с которым взаимодействует покрышка.
Если же такой объём воды на дороге больше, чем может отвести протектор шины автомобиля, то под колесом образуется избыток воды. В результате такого образования автомобиль может потерять сцепление с дорогой и в этом случае произойдет аквапланирования, после чего транспортное средство может стать полностью неуправляемым.
Вот почему так важно следить за состоянием шин. Особенно за глубиной протектора. Ведь от состояния резины зависит ваша безопасность, а также безопасность пассажиров и других участников дорожного движения.
Вы должны друзья помнить о том, что новые или неизношенные нормальные шины могут удалять достаточное количество воды, чтобы избежать (в большинстве случаев) аквапланирования. Правда это касается только новых или слегка изношенных покрышек. Так, по данным экспертов, новая летняя шина может всего за 7 секунд отвести (удалить) с дорожной поверхности стандартное ведро воды. Правда эта скорость отвода воды достигается при максимальной скорости вращения колеса, которая предусмотрена производителем покрышек.
Если протектор шин имеет недостаточную глубину (он изношен), то под колесами во время дождя начинает образовываться избыток воды. Вода под шинами может накапливаться и достигнуть критичной точки, когда пятно контакта покрышек с дорожной поверхностью сузится до опасного размера или вообще полностью исчезнет. В результате этого под шинами может образоваться водная подушка, которая поднимет колеса над дорожным покрытием и машина начнет аквапланировать, и все из-за того, что шины полностью потеряют контакт с дорогой
Обычно и как было установлено, наиболее большему аквапланированию подвержены передние колеса, поскольку задние шины взаимодействуют уже с более сухим асфальтом после отвода воды передними шинами. Это означает, что при аквапланировании автомобиль вообще может потерять управляемость. В том числе при аквапланировании может значительно теряться и эффективность тормозной системы, поскольку передние колеса при аквапланировании не смогут должным образом остановить машину.
Также при аквапланировании на переднеприводных автомобилях не поможет и педаль газа чтобы вывести машину из неуправляемого состояния, поскольку передние колеса куда передается крутящий момент, не смогут ускорить машину из-за отсутствия контакта с дорожной поверхностью
Также могут потерять сцепление с дорогой и управляемость и заднеприводные и полноприводные автомобили. Например, в тот момент, когда все четыре колеса потеряют контакт с дорожным покрытием из-за водной подушки, которая может образоваться под колесами.
Что надо делать, если произошло аквапланирование?
И так, представьте. Вы едете по дороге, впереди видите большую лужу и не снижая скорости заезжаете в воду. В этот момент предположим, что ваш автомобиль начинает аквапланировать. Как понять, что ваша машина потеряла контакт с дорожной поверхности и начала аквапланировать? Для тех, кто не знаком с этим и никогда не попадал в аквапланирование в первые секунды будет тяжело разобраться что произошло с машиной, но тем не менее даже новичок поймет спустя несколько секунд, что машина начала аквапланировать. Правда желательно это понять сразу, поскольку от этого будет зависеть сможете ли вывести авто из аквапланирования.
Как же распознать в первую секунду что ваша машина начала аквапланировать? Во-первых, при аквапланировании как правило резко возрастают обороты двигателя (из-за снижения сопротивления необходимого для вращения колес). Во-вторых, рулевое колесо становится легче (опять же из-за уменьшения усилия требуемого для поворота колес).
Что делать в этой ситуации?
Как и во многих опасных ситуациях самое худшее что вы можете сделать за рулем, это запаниковать. Например, при аквапланировании самой частой ошибкой водителей являются неадекватные действия. Например, торможение или попытка резко дернуть рулевое колесо, с целью вернуть машине траекторию движения.
Но помните, что как правило автомобиль начинает аквапланировать из-за того, что передние колеса потеряли контакт с дорожной поверхностью, поэтому торможение или рулевое управление будут малоэффективны для восстановления управляемости машины.
Вот что вы должны сделать при аквапланировании:
- Если вы используете круиз-контроль, то при первых же признаках аквапланирования выключите его
- Не нажимайте педаль тормоза, поскольку это может привести к заносу машины
- Плавно и медленно отпустите педаль газа. Поскольку тормоза и рулевое управление при аквапланировании не помогут, вам ничего не остается делать, как снизить обороты двигателя, плавно отпустив педаль газа, для того чтобы автомобиль начал замедляться естественным образом. Также ни в коем случае не стоит при аквапланировании нажимать педаль газа, добавляя обороты двигателю, поскольку это только усугубит аквапланирование и возможно приведет к заносу
- По мере снижения скорости автомобиля, осторожно проверьте стало ли рулевое колесо тяжелее (жестче). Если да, то осторожно и медленно начинайте тормозить, нажав педаль тормоза. Если рулевое колесо намного легче чем при нормальной ситуации, то не поворачиваете его и не начинайте торможение, поскольку это означает что колеса автомобиля еще не имеют необходимого пятна контакта с дорожной поверхностью
- Помните, что только плавные и последовательные действия за рулем помогут вам восстановить контроль над машиной после аквапланирования
- К сожалению, вышеописанные действия возможны только если вы двигаетесь на небольшой скорости и у вас будет время медленно и плавно восстановить контроль над машиной. Но чаще всего аквапланирование происходит на большой скорости и в самый неподходящий момент. Например, перед поворотом. В этом случае вам придется попытаться остановить машину нажимая плавно педаль тормоза и корректируя движение автомобиля с помощью рулевого колеса (если конечно это будет возможно).
Но и в этом случае вы должны держать себя в руках и не паниковать. То есть ни в коем случае не делайте резких движений рулевым колесом и не нажимайте резко педаль тормоза. Все движения должны быть плавными и медленными.
Как избежать аквапланирования автомобиля?
Когда ваш автомобиль начинает аквапланировать, то вы в большинстве случаев из водителя фактически превращаетесь в пассажира, поскольку перестаете контролировать автомобиль в буквальном смысле. Поэтому лучший способ действий- это предотвратить аквапланирование.
Есть несколько золотых правил, которые следует соблюдать чтобы уменьшить риск аквапланирования автомобиля во время движения.
Во-первых, всегда учитывайте дорожные условия. Если на дороге, например, вы увидите большую лужу или пошел сильный ливень обязательно снизьте скорость автомобиля. Во время дождя вы также должны избегать движения по затопленным участкам дороги. Особенно по глубокой колее, где обычно скапливается много воды.
Снижая скорость, вы даете шинам автомобиля больше возможности для отвода воды и сохранения пятна контакта. Помните, что чем медленней движется машина, тем меньше накапливается избыточной воды под колесами. Соответственно снизив скорость вы по сути увеличиваете пятно контакта шин с дорогой.
Конечно, чтобы избежать аквапланирования автомобиля вы также должны следить за состоянием покрышек. Изношенные или поврежденные шины менее эффективны при рассеивании воды с дорожной поверхности. Поэтому в случае если глубина протектора шин не соответствует установленной минимальной норме, вы должны заменить покрышки на новые, иначе существует огромный риск аквапланирования.
В том числе вы не должны выезжать на дорогу если давление в колесах не соответствует норме, которую как правило устанавливает автопроизводитель. Помните, что недокаченные шины не смогут максимально эффективно отводить воду с дорожной поверхности.
В том числе советуем вам в дождь или во влажную погоду ехать ровно по следам другого автомобиля, чьи колеса как правило уже достаточно осушили дорожную поверхность. Правда в этом случае будьте осторожны, поскольку для этого необходимо ехать за другим автомобилем достаточно близко. Но помните, что если во время движения пойдет ливень, то вам придется увеличить дистанцию до другого автомобиля, поскольку в сильный дождь увеличивается тормозной путь.