Шоссе не настолько безопасно, как вам кажется на первый взгляд.
Автомагистрали являются одними из самых безопасных категорий дорог. У них нет пересечений (перекрестков), сильных изгибов дороги, и они хорошо оборудованы. В том числе многие шоссе сегодня оснащены отбойниками, отделяющими встречку. Когда мы идем по шоссе, то, как правило, расслабляемся, а различные наши гаджеты (телефоны, планшеты или автомобильные навигаторы) предупреждают нас заранее о пробках и авариях на дороге. В итоге по определению ДТП на шоссе должны быть очень редки. Но это не так. К сожалению, по статистике, российские скоростные автомагистрали являются одними из самых опасных в Европе.
В чем проблема? Почему там, где меньше риска попасть в аварию, водители все равно часто бьются? Может, наши автодороги заколдованы? На самом деле никакого чуда в этом нет. На скоростных дорогах мы движемся намного быстрее, чем на обычных улицах города. Кроме того мы расслабляемся, выезжая на шоссе. Но вместе с тем многие автолюбители забывают при выезде на автомагистраль о необходимости переключиться на другую технику вождения, связанную с высокой скоростью. Также при выезде на скоростное шоссе каждый водитель должен соблюдать некоторые правила, которые мы и хотим вам напомнить.
Плавно встраивайтесь в дорожный трафик
При выезде на автостраду используйте всю длину полосы разгона, чтобы плавно и аккуратно встроиться в движущийся скоростной поток автомобилей. Но помните: чтобы безопасно встроиться в основной поток движения, вам необходимо сначала набрать определенную скорость, с которой движутся большинство машин в крайних полосах движения. Для этого и существуют полосы разгона, которые плавно вливаются в крайние полосы движения основных автомагистралей. Именно поэтому автодорожники стараются делать разгонные полосы как можно длиннее, чтобы у водителей, выезжающих на шоссе, было достаточно времени, чтобы, набрав определенную скорость, безопасно встроиться в поток других автомобилей.
Дайте дорогу другим водителям, въезжающим на шоссе
В свою очередь если вы уже движетесь по скоростному шоссе и видите машину, которая едет по разгонной полосе с целью встроиться в основную полосу движения, то постарайтесь облегчить ей эту задачу. Как? Да просто, если у вас есть возможность, снизьте скорость или перестройтесь в другую полосу. Таким образом вы не только поможете другому водителю, но и снизите себе риск попасть в ДТП по вине неаккуратного водителя, резко выехавшего перед вами со второстепенной дороги. Помните, что все мы люди и остаемся людьми за рулем своих машин. И поэтому обязаны помогать друг другу. Не забывайте: дорога не место амбициям и это не боксерский ринг.
Держите большую дистанцию
Так как на любом скоростном шоссе обычно скорость намного больше, чем на обычных городских улицах, то вы должны обязательно при выезде на автомагистраль увеличить дистанцию до других автомобилей на тот случай, если вам придется экстренно тормозить из-за резкой остановки автомобиля впереди вас. Иначе вы рискуете столкнуться с ним.
В том числе помните, что чем выше скорость, тем длиннее тормозной путь машины. Кроме того всегда учитывайте погодные условия и качество дорожного покрытия. Например, в дождь или снег тормозной путь любого авто может увеличиться чуть ли не в два раза. Так что в плохую погоду всегда увеличивайте дистанцию. Особенно при движении на автомагистрали. Также всегда учитывайте ваши навыки вождения. Вы должны знать и чувствовать, сможете ли экстренно затормозить. Каждый водитель обязан уметь рационально оценивать каждую дорожную ситуацию.
Не превышайте максимальную скорость
В России на автодорогах категории А1 (автомагистраль) согласно российскому законодательству разрешена максимальная скорость 130 км/час. На обычных скоростных шоссе максимальная скорость может составлять только 110 км/час. Например, на Московской кольцевой дороге максимальная скорость движения установлена в 100 км/час. Нет, конечно, если вы превысите скорость движения всего на 10 км/час, то не будете привлечены к административной ответственности, поскольку при превышении скорости до 20 км/ч в российском законодательстве ответственность не предусмотрена. Но это не значит, что вы должны игнорировать дорожные знаки, ограничивающие скорость, а также общие Правила дорожного движения, которые касаются максимально разрешенной скорости на определенных автодорогах.
Но знаете ли вы, что, например, на автомагистралях согласно пункту 16.1 ПДД РФ вы также не можете двигаться меньше минимально установленной скорости (40 км/час)? Вот выдержка из правил:
На автомагистралях запрещается:
движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч
движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т далее второй полосы
остановка вне специальных площадок для стоянки, обозначенных знаком 6.4 или 7.11
разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы
движение задним ходом;
учебная езда.
И это логично: низкая скорость движения на скоростном шоссе – такая же угроза всем участникам дорожного движения, как и движение транспорта на скорости, превышающей допустимую.
Двигайтесь на скорости в зависимости от дорожных условий
Тот факт, что на некоторых автомагистралях закон разрешает двигаться на скорости 130 км/час, не означает, что вы можете двигаться с такой скоростью на протяжении всего скоростного шоссе. Например, в сложных дорожных условиях (дождь, снег, туман) скорость, конечно же, должна быть уменьшена. Помните, что если в таких условиях, двигаясь с максимально разрешенной скоростью, вы по своей вине попадете в ДТП, то вас могут признать виновным в связи с тем, что вы не снизили скорость в соответствии с дорожными условиями и погодой.
Никогда не двигайтесь задним ходом на шоссе, пропустив поворот и т. п.
Это настоящая чума последних лет. Причем не только на российских автодорогах. С подобной проблемой сталкиваются, в том числе, и в Европе. Например, все чаще и чаще происходят серьезные аварии по вине водителей, которые, проехав нужный поворот или съезд на шоссе, решили вернуться к съезду задним ходом.
А ведь на любой дороге движение задним ходом в противоход основному движению – это самый опасный маневр, который может быть на дороге. И не думайте, что, включив аварийку, вы надежно защитили свой автомобиль, словно побрызгав его святой водой. Поверьте, включение аварийной сигнализации вам не поможет. Особенно в случае если кто-то решит на скорости обогнать какой-то автомобиль справа. Вы представляете, в какую аварию можете попасть? Поэтому, пропустив поворот или съезд, продолжите движение до ближайшей развязки, где есть безопасный разворот. Помните, что лучше потерять время и лишнее топливо, чем оказаться в аварии.
Используйте левую полосу движения только для обгона
Российские водители очень любят ездить в крайней левой полосе. Многие автолюбители как будто прилипают к ней. Так, многие водители могут ехать в левой полосе много километров. Самое плохое, что есть немало автолюбителей, которые, выезжая в левую полосу, начинают двигаться по ней на небольшой скорости, вынуждая других водителей обгонять их справа, что небезопасно.
Некоторые водители – любители ездить в левой полосе – считают, что они не нарушают правила, поскольку стараются двигаться на максимально разрешенной скорости. А раз так, то согласно ПДД их никто не может обогнать. Соответственно, многие уверены, что не нарушают ПДД. Но это не так.
Особенно если идет речь о многополосных скоростных шоссе (минимум 3 полосы). В этом случае согласно Правилам дорожного движения водителям разрешается занимать левую полосу только при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты другими автомобилями, а также для обгона. В остальных случаях водители не имеют права ехать в левой полосе, за исключением маневра при обгоне.
Поэтому старайтесь на скоростном шоссе выезжать на левую полосу, только если хотите кого-то обогнать.
Избегайте резких маневров
Если вы приближаетесь к заправочной станции, где планируете выйти из машины, то не сворачиваете резко со скоростной полосы в правый ряд на скоростном шоссе, словно только заметили заправку. Так вы можете спровоцировать крупное ДТП. Помните, что из-за высоких скоростей водители других автомобилей не смогут мгновенно снизить скорость, что может быть чревато.
Поэтому если вы планируете заехать на АЗС, заранее перестройтесь в правую полосу и снизьте скорость движения. Затем, подъехав к заезду на заправку, включите заранее поворотник и, плавно снижая скорость, поверните на съезд.
Если же вы резко затормозите, чтобы перестроиться в правую полосу, то водитель позади идущего авто может не успеть затормозить.
Не сидите внутри автомобиля и не стойте рядом в ожидании помощи
Учтите, что остановка на автомагистрали разрешается только на специальных съездах и заправочных станциях. Однако если вы вынуждены остановиться (например, ваша машина сломалась или разбилась), то прижмитесь к обочине (отбойнику) как можно ближе. Далее ваша задача – выйти из машины, установить знак аварийной остановки в соответствии с ПДД и перелезть через отбойник. Если же вы останетесь в машине в ожидании помощи или будете стоять на улице рядом с авто, то сильно рискуете. Если вы находитесь вне населенного пункта в темное время суток, то согласно новым Правилам дорожного движения вы также обязаны надеть светоотражающий жилет.
В том числе это должны сделать и все ваши пассажиры.
Уступайте машинам скорой помощи и другим спецслужбам
Двигаясь по шоссе, вы должны помнить что, согласно Правилам дорожного движения вы обязаны уступать автомобилям оперативных служб (скорая помощь, пожарный транспорт, служба спасения, автомобили полиции и др.). Причем уступить полосу движения вы обязаны даже в том случае, если у машин спецслужб есть возможность без проблем обогнать вас слева или справа.