Как будет происходить эвакуация автомобилей по-новому: инициативы законодателей
Ответственность работников службы эвакуации могут ужесточить, но поможет ли это?
Эвакуаторщиков, наверное, не любит ни один автомобилист. Эвакуированный на штрафстоянку автомобиль – это не только высокие материальные расходы (стоимость эвакуации для категории B может иметь градацию в зависимости от мощности мотора от 3 до 7 тыс. рублей без учета 25% скидки*, плюс хранение на штрафстоянке для самой распространенной категории транспортных средств обойдется в 1.000 рублей), но и потерянное время и потраченные нервы. Каково прийти на место, где была оставлена машина, и не увидеть ее там! В голове моментально нарисуется самая мрачная картина.
* При немедленной оплате эвакуации автомобиля в Москве введена 25% скидка
Скидка положена тем водителям, которые будут готовы заплатить за эвакуацию до возврата автомобиля, не пользуясь опцией постоплаты.
Ответственность работников службы эвакуации могут ужесточить более чем в два раза. Но это не поможет, и вот почему.
Нередки и нарушения законодательства со стороны работников службы эвакуации автомобилей, а также сопровождающих их инспекторов МАДИ (Московской административной дорожной инспекции) Одним из самых частых нарушений является пренебрежение требованиями к порядку оформления протокола.
При эвакуации автомобиля сначала оформляют протокол, потом начинают погрузку автомобиля на платформу эвакуатора
«Чтобы побыстрее эвакуировать автомобиль, например припаркованный под знаком «Стоянка запрещена», инспекторы административной дорожной инспекции, которые зачастую приезжают на данное мероприятие вместе с эвакуатором, быстро фотографируют все, что требуется, дают команду грузить машину, а после садятся в автомобиль и начинают оформлять протокол о задержании», – отмечает основную проблему эвакуации журналист «Российской газеты».
Таким образом, возникает парадокс: административное наказание начало действовать (автомобиль уже, может, в пути на эвакуаторе), а документы, подтверждающие факт нарушения, еще не готовы. Но что самое печальное для автовладельцев – эвакуации можно было бы избежать:
КоАП РФ Статья 27.13. Задержание транспортного средства 1.1. Задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку (часть 1.1, введена Федеральным законом от 08.06.2015 N 143-ФЗ)
.
Оформление документов в отсутствие водителя без понятых и без видеозаписи НЕЗАКОННО
Но в спешке работников шансов на подобный исход катастрофически мало. При этом адекватной ответственности для сотрудников службы эвакуации законодательством не предусмотрено. Точнее сказать, она есть: штраф в 20 тыс. рублей за неисполнение норм должностными лицами (как раз касается незаконной эвакуации автомобилей). Но, как это нередко бывает, суровость российских законов нивелируется необязательностью их исполнения.
Более того, даже если автовладелец докажет свою невиновность, вернуть свои деньги и привлечь к ответственности должностных лиц получается очень редко.
В связи с этим в Госдуму внесли законопроект, который дополняет Кодекс об административных правонарушениях новой статьей 19.38.
По предложенной статье предусматривается ответственность за нарушение должностным лицом установленного порядка задержания транспорта, в том числе при отсутствии копии протокола – штраф от 30 до 50 тысяч рублей.
Для работников, непосредственно осуществляющих эвакуацию, деятельность с нарушениями будет облагаться штрафом от 5 до 50 тысяч.
Даже решение в пользу собственника не влечет никаких правовых последствий для лиц, которые произвели незаконное задержание
«На практике автомобили задерживают без составления протокола, – поясняет соавтор законопроекта – председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (фракция ЛДПР) на страницах издания «РГ». – На месте задержания уполномоченные на составление протокола должностные лица устно дают разрешение на задержание, а протокол составляют задним числом. Также протоколы в отсутствие водителя зачастую оформляют без понятых и без видеозаписи. Подобные действия прямо нарушают права водителей, в отношении которых осуществляется задержание».
Таким образом, законодатели рассчитывают упорядочить меры ответственности за ненадлежащее поведение эвакуаторщиков и защитить права граждан, которые хоть и нарушили Правила дорожного движения, но это вовсе не означает, что должны нарушаться их установленные законом права.
Эвакуация не должна быть бизнесом по выкачиванию денег из населения.
Мнение эксперта:
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков считает: «Проблема не в законодательстве в части ареста и задержания транспортных средств, а в недостаточном правоприменении. Бессмысленно вносить бесконечные поправки – усиление на усиление, ужесточение на ужесточение, если существующий закон не исполняется. Любые инициативы – просто популизм».
Если документы на право владения и управления автомобилем остались в машине и эвакуатор не начал движение, машина будет возвращена владельцу
Например, оставленный в салоне автомобиля полис ОСАГО или любой другой документ (водительские права, СТС), определяющий право владения ТС, может стать поводом для отказа прекратить эвакуацию. Мол, документов-то у вас, гражданин водитель, нет!
Депутаты предлагают в статье 27.13.1.1 Кодекса об административных правонарушениях прописать, что заявление человека о наличии документов в машине также дает основание, чтобы вернуть машину до того, как ее повезут на штрафстоянку. При условии, что автовладелец, после того как откроет машину, предъявит необходимые документы должностному лицу.
Если машину не эвакуировали, штраф за нарушение правил парковки автовладельцу все равно выпишут
Впрочем, как будет предъявлять документы, запертые в салоне автомобиля, погруженного на платформу эвакуатора, собственник транспортного средства, тоже не ясно. Машину должны будут снять с эвакуатора? Электронные права и полис ОСАГО должны разрешить эту дилемму.
Итог
Таким образом, можно предположить, что если эвакуация ТС и заработает по-новому, введут повышенную административную ответственность для работников и водители смогут предъявлять забытые в машине документы, то ничего из этого не будет нормально работать до тех пор, пока править бал будет не закон, а самоуправство, хамство и лень.