Что делать водителю, если гроза застала в автомобиле
Гроза в дороге: как вести себя за рулем в сложных дорожных условиях
Погода редко в каких местностях бывает статичной. Стандартно солнечная, стандартно теплая или обыкновенно дождливая. Чаще она меняется, как в калейдоскопе: то ливни сменяются ветрами, то на смену им приходят настоящие шторма, град и другие «прелести» климатических погодных условий.
Все это делает управление автомобилем затруднительным, местами опасным. Возникает вопрос: как обеспечить безопасность себе, пассажирам и другим участникам дорожного движения, когда мы сталкиваемся с чрезвычайно сложными условиями на маршруте? Постараемся ответить на этот все более актуальный в мировом масштабе вопрос кратко и по делу!
Шторма и грозы, несмотря на развитие автомобильных технологий, все же представляют собой проблему и даже угрозу для многих водителей, которые не способны вести себя адекватно условиям окружающей среды. Увы, среднестатистический водитель даже в теории редко знает (или осознает) об опасности во время вождения в грозу, а когда попадает в ситуацию, начинает паниковать, создавая дополнительный риск для себя и других участников дорожного движения. Здесь и до ошибки недалеко.
фото: NebraskaSC Severe Weat/flickr.com
В целом если вы столкнулись на дороге со стеной дождя, сильным, порывистым ветром и другими опасными погодными явлениями во время движения на машине, постарайтесь не сойти с ума и подойти к ситуации максимально спокойно. Вопреки мнению многих, автомобиль – достаточно безопасное место, чтобы переждать грозу и даже не очень сильный шторм.
Просто помните несколько простых советов, чтобы выйти из борьбы с погодными аномалиями победителем:
Лучше медленное движение, чем остановка в опасном месте
фото: Micsa Ovidiu/flickr.com
Остановить машину и переждать каприз погоды – это отличная идея, но только если вы сможете сделать это в безопасном месте, не рискуя ни собой, ни другими участниками дорожного движения.
АЗС или автостоянка у шоссе идеально подходят для того, чтобы переждать непогоду. И наоборот, обочины или, что еще хуже, дорога (некоторые неопытные водители могут остановиться прямо посреди проезжей части) – это худшие варианты вынужденной стоянки, которые только можно представить!
К сожалению, есть водители, которые в условиях крайне ограниченной видимости останавливают машину в плохо обдуманных местах, что резко увеличивает риск аварии.
Таким образом, если мы не можем съехать в безопасное место, стоит двигаться вперед.
Включаем «аварийку», по обстоятельствам – противотуманки (спереди и сзади). Как учили нас в автошколе, в сложных дорожных условиях сбрасываем скорость до безопасной – хоть 20 км/ч, хоть 10 км/ч, но она должна гарантировать совершение экстренного торможения автомобиля перед возможным внезапным препятствием. И едем в поисках безопасного съезда на стоянку, АЗС или парковку придорожного магазина.
Двигаясь даже очень медленно, мы увеличиваем шансы избежать наезда сзади попутных автомобилей, не говоря уже о большей вероятности найти удобное место для остановки.
Где лучше не парковаться?
фото: Josep Castells / unsplash.com
Помимо уже упомянутой дороги и ее обочины, стоит избегать остановки возле деревьев, которые могут переломиться под сильным ветром. Более того, близость высоких объектов, среди которых – деревья, может увеличить вероятность попадания молнии в автомобиль во время грозы.
Здесь стоит упомянуть, что в большинстве случаев автомобили и находящиеся в них люди не должны пострадать от удара молнии, потому что металлический кузов стоит на шинах, которые сделаны из резины и изолируют пассажиров от воздействия молнии. Однако лучше не испытывать судьбу и, по возможности, стоять там, где шанс удара молнии минимален.
Избегайте луж и подтоплений
фото: Andrew Boersma/unsplash.com
Обильные осадки способствуют быстрому образованию глубоких луж. Попадание в такую ловушку на скорости может привести к скольжению (аквапланированию) или повреждению компонентов автомобиля (гидроудару, когда двигатель зачерпнет в цилиндры через воздушный патрубок порцию воды).
Да, для тех, кто не знал: если вода попадет в систему впуска, можете закончить путешествие с поломанным двигателем.
Глубокие лужи также являются врагом электрической системы и нагретых тормозных дисков (непосредственно после интенсивного торможения), которые при соприкосновении с водой подвергаются быстрому охлаждению и могут, изогнувшись, пойти волной.
Доп. совет. Логично, что останавливаться нужно в местах, где есть асфальт или, по крайней мере, гравий. Но не на грунтовых участках. Гроза пройдет, а вы уже не выедете по раскисшему грунту. Впрочем, если у вас внедорожник, то без проблем!
Лучше не выходить из машины
фото: Seadil Hakim/unsplash.com
Если мы найдем безопасное место для остановки, машина станет одним из лучших мест переждать грозу. Кузов защищает не только от холода и дождя, но, как я уже упоминал ранее, также от электростатического разряда или случайных предметов, поднимаемых в воздух сильным ветром. При сильном порыве ветра даже соломинка может нанести травму, если попадет в лицо.
Двигатель не глушим, чтобы поддерживать комфортную температуру в салоне, а также для того, чтобы в случае опасности иметь возможность оперативно изменить место остановки в любой момент.
В такой ситуации пониженной видимости включенные габаритные огни и аварийка являются обязательным атрибутом даже на парковке. Они помогут избежать столкновений, а также упростят определение местоположения транспортного средства, если нам все же пришлось оставить его на некоторое время.
Град – самый большой кошмар водителя
фото: Steve White/flickr.com
Твердые разноразмерные ледяные шарики, падающие с неба, могут значительно повредить кузов и окна нашего автомобиля. Если во время движения начнется град и он будет действительно крупным, у вас не останется иного выбора, кроме как смириться с кузовным ремонтом или, если повезет, быстро найти место под крышей. Здесь нередко спасением становятся мосты и эстакады, укрывающие своими бетоно-асфальтовыми перекрытиями автомобили от града.
Останавливаться или нет под мостом в такой ситуации – вопрос сложный.
Хоть мы и советовали не останавливаться на дороге, но в случае по-настоящему крупного града, с одной стороны, все снизят скорость движения до минимальной (в ином случае через разбитое стекло в трещинах очень нехорошо видно дорогу), поэтому вариант представляется более-менее безопасным.
С другой – бывали случаи очень серьезных ДТП в подобных ситуациях. Каждый, пожалуй, на месте выберет то решение, которое ему ближе. Здесь точного совета мы дать не можем, поскольку все зависит от ситуации и крупности гранул града.
В любом случае надеемся, что вам повезет и вы никогда не попадете в подобную ситуацию…