Как устроена скрытая комната для отдыха экипажа в самолете
Существует ли специальная «секретная» комната для экипажа самолета?
Вы когда-нибудь задумывались, куда отправляются бортпроводники по окончании своей смены во время дальних перелетов? Международные рейсы иногда могут длиться больше суток.
Экипаж и летчики устают — у них сложные многозадачные роли — от обслуживания пассажиров до безопасного пилотирования. Каждый на своем месте прекрасно справляется, но трудно работать с полной отдачей, когда рабочий день не укладывается в восемь часов.
Бортпроводникам и пилотам необходимо делать перерывы по очереди, чтобы расслабиться и восстановить силы вдали от пассажиров и приборов для управления полетом.
На современных больших самолетах это совершенно другой мир, который вы, возможно, никогда не увидите — скрытая комната отдыха под названием «Crew Rest».
Что происходит на борту
@_zachgriff / *******
Большинство дальнемагистральных рейсов обслуживается в стандартном режиме. После взлета и стабилизации самолета экипаж обеспечивает пассажиров бортовым питанием и напитками, после завершения первичного обслуживания верхний свет в салоне приглушается. Пассажиры засыпают или занимаются своими делами, но что делает персонал, когда не горит свет?
Многие дальнемагистральные рейсы обслуживают десять и более бортпроводников, а также дополнительные пилоты-помощники. Во время длительного перелета, когда большинство пассажиров спят, экипаж может и должен делать перерыв.
На самых продолжительных рейсах экипаж работает посменно — единовременно задействована лишь его часть, пока остальные расслабляются и набираются сил для дальнейшей работы. То же самое в кабине. Только два пилота должны находиться на дежурстве одновременно. Их сменщики отдыхают, ожидая своей очереди сесть за штурвал.
Итак, куда же пропадает экипаж посреди полета? И куда деваются бортпроводники, когда не патрулируют проход и не обслуживают пассажиров? Может, располагаются на лишних местах в салоне? Нет.
Для этого отведены специальные помещения. У них есть собственные спальни, где можно вздремнуть и подзарядиться энергией. Об их существовании мало кто знает, но мы расскажем, где они находятся и как устроены.
Большинство авиалайнеров имеют специально оборудованные зоны отдыха для экипажа. Они недоступны для пассажиров и обычно закрываются во время полета, чтобы предотвратить несанкционированный доступ.
В начале статьи мы упоминали секретную комнату «Crew Rest», предназначенную для отдыха бортового персонала. Это место обычно находится на 2-м этаже, или уровне, самолета. В случае, когда нет второго этажа, оно прячется под «потолком» первого, над пассажирскими креслами.
Вход в тайную комнату тоже разный. В некоторые «спальни» можно попасть через потайной люк, похожий на верхний мусорный бак или типичный вещевой ящик.
Так принято, к примеру, в Boeing 773 авиакомпании American Airline. А на борту Boeing 787-8 Dreamliner для этого имеется невзрачная дверь в задней части самолета — после пассажирской секции с креслами и перед помещением для хранения продуктов питания.
Табличка «Только для экипажа» может свидетельствовать о том, что скрывается внутри, но на это мало кто обращает внимание. Люди обычно думают, что дверь ведет в техпомещение, кладовку или уборную. Но откройте ее (вам потребуется код или ключ) — и вы увидите лестницу, ведущую к зоне отдыха.
Будьте осторожны и не торопитесь при движении наверх, чтобы не удариться головой, — здесь действительно очень тесно.
Поднявшись наверх, вы найдете несколько спальных мест-лежанок. В 787-8 Dreamliner (а также в Airbus A350, Qantas А380 и т. д.) их шесть — три расположены рядом друг с другом, остальные расставлены в форме подковы, окружающей выход на лестницу.
Есть семи- и восьмиместные вариации — в общем, до десяти кроватей плюс место для хранения вещей. Размер, расположение, конфигурация и обустройство комнаты на разных самолетах отличаются. В любом случае, здесь не так много места для маневров, а потолок настолько низкий, что приходится пригибаться.
Авиакомпании могут выбирать разные планировки. Иногда лежанки установлены вдоль узкого прохода по корабельному типу (Боинг 773) и снабжены тканевыми шторками или раздвижными дверцами для персональной изоляции; в других спальных зонах применяются двухъярусные конструкции, стоящие друг на друге, как кубики (Malaysian Air A380); третьи представляют собой матрасы, уложенные рядом и разделенные небольшими поролоновыми перегородками.
У каждого отдыхающего есть собственный ремень безопасности и плотная занавеска для дополнительной изоляции от коллег.
Спать здесь не очень приятно — протестировав одну из кроватей, вы подтвердите, что новые кресла бизнес-класса определенно комфортнее. Но комплекты мягких подушек и одеял позволяют расположиться более-менее удобно.
Удивительно, как много вещей умещается в столь небольшом пространстве без окон. Вы найдете здесь детекторы дыма, огнетушители, фонарики и переносные кислородные баллоны для использования в экстренных случаях.
Есть также предметы комфорта, такие как розетки, небольшие зеркала, крючки для одежды и телефон для связи с другими бортовыми станциями, кое-где даже телевизоры и Wi-Fi.
В передней части самолета, сразу за кабиной, есть вторая зона отдыха. Она более узкая и интимная — здесь всего две кровати, предназначенные для отдыха пилотов. Как и «спальню» для стюардесс, эту зону не разрешается использовать во время маневрирования, взлета и посадки (в эти периоды используются сидячие кресла), а строгое предупреждение «по одному на койку» советует воздержаться от любовных утех.
Конфигурация помещения зависит от типа самолета, но оно имеется не везде — на некоторых лайнерах вы не найдете такого специфического, полностью закрытого «командирского» отсека.
Например, в Boeing 767 компании American Airlines для незадействованных пилотов отводилась лишь пара кресел «старой школы» в носовой части салона бизнес-класса, отделяемых от пассажиров толстой шумоподавляющей занавеской. С другой стороны, не многие из них летали по дальним маршрутам.
В широкофюзеляжных Боингах 777 и 787 эта отдельная зона оснащается двумя кроватями, двумя креслами бизнес-класса и даже (на некоторых авиалиниях) ванной комнатой с туалетом и раковиной. Здесь тоже тесно, но вполне уютно — лампы для чтения, крючки и зеркала, система шумоподавления, личные места для хранения вещей.
Итак, в следующий раз, когда вы услышите храп в самолете и не сможете понять, откуда он исходит, посмотрите вверх. Это может быть стюардесса, досматривающая в потайной спальне свои сладкие сны.