Разбираемся, как понять, что вы разговариваете с голосовым чат-ботом
Возможно, вы разговаривали (и не раз) с чат-ботом — с искусственным интеллектом — и даже не знали об этом…
Искусственный интеллект (ИИ) вторгается во все аспекты нашей жизни, и чем дальше, тем сильнее. Алгоритмы управляют сейчас таким большим количеством всего, что есть вокруг нас, что впору уже задуматься, а не попытаются ли роботы восстать против людей?
Роботы решают, какая песня будет играть следующей, роботы рекомендуют ролики, да что там говорить — роботы уже сейчас довольно неплохо обучаются письму и созданию музыки.
И это действительно хорошо, ведь ИИ упрощает рутинные задачи, которые мы хотим автоматизировать, такие как вышеупомянутые рекомендации по потоковой передаче данных, треков и многого другого.
Но есть еще один вариант, при помощи которого ИИ вторгается в нашу жизнь, и мы обычно даже не осознаем этого: это так называемые голосовые чат-боты. Не самое лицеприятное использование технологий для введения в заблуждение и откровенного обмана пользователей нечистыми на руку людьми и откровенными мошенниками, которые все активнее берут на вооружение новейшие технологии.
К счастью, голосовые чат-боты еще не достигли совершенства, и выявить притаившийся искусственный интеллект можно собственными усилиями. Возможно, уже в ближайшем обозримом будущем это будет сделать сложнее или практически невозможно — технология развивается стремительно, — но на данный момент советы и стратегии рабочие, пользоваться стоит.
Даже у самого лучшего бота часто возникают проблемы с построением предложений и работой с языковыми противоречиями.
Особенно непросто дается ИИ русский язык — язык души, эмоций, поэзии — не всегда логичный и, безусловно, глубокий. Иными словами, поскольку роботы не могут действовать алогично или, если желаете, не настолько обучены владению логикой в той мере, чтобы понимать и строить адекватные ответы, то вывести их на чистую воду не такая сложная задача.
Более того, даже на построенном на железной логике английском у чат-ботов также случаются многочисленные казусы, на противоречии которых также можно вычислять ИИ при общении со всеми, кто владеет как минимум разговорным иностранным языком.
Итак, на каком бы языке вы ни говорили, лакмусовыми бумажками будут:
1. Искажения предложений, которые просто не имеют смысла;
2. Странные замены. Если вам кажется, что вы разговариваете с инопланетянином, который выучил русский, смотря японское телевидение, возможно, вы имеете дело с ботом.
Ищите повторения
Боты также имеют тенденцию быть чрезвычайно прямолинейными. Нормальный человеческий разговор, как правило, плавный — темы вводятся, изменяются, а затем снова могут быть подхвачены, и так по кругу.
Но боты обычно создаются для определенных целей, и они будут упрямо преследовать эти цели, что бы вы ни делали.
Если вы заметили, что «человек», с которым вы разговариваете, продолжает возвращаться к одной и той же тематике, независимо от того, что вы говорите, скорее всего, вы имеете дело с ботом.
Если абонент всякий раз повторяет заученную формулировку, это еще более сильный признак, что на другом конце провода — чат-бот. Ведь люди, как мы знаем, склонны менять формулировки, особенно если они понимают, что до оппонента что-то не доходит.
Еще одним признаком того, что вы имеете дело с ИИ, является скорость их ответов. И неважно, где вы находитесь — в чате или разговариваете по телефону, — боты обычно генерируют ответы намного быстрее, чем люди.
Если вам в чате отвечают почти мгновенно или голос в телефоне так же быстро отвечает вам по вопросам, которые нужно было бы обдумать хотя бы пару секунд — знайте, что вы столкнулись либо с самым дисциплинированным и подготовленным работником службы дозвона, либо это ИИ. 99% ставим на то, что второй вариант более верный.
Обратите внимание на неясности (расплывчатые ответы)
yang miao / unsplash.com
Боты часто запрограммированы давать расплывчатые, бессмысленные ответы, когда они не понимают, что требуется им ответить. Часто повторяя то, что вы только что сказали, чтобы создать иллюзию внимания, поддержать разговор.
К примеру, если вы скажете ему: «Мне грустно», чат-бот ответит: «Как давно ты грустишь?». Это простая алгоритмическая конструкция, но она создает иллюзию разумности.
Если «человек», с которым вы говорите, постоянно «зеркалит» ваши утверждения для уточнения, возможно, вы имеете дело с ИИ, который использует этот трюк, чтобы обойти предложения, которые он не может распознать.
Еще один аспект неопределенности — это ответы, которые на первый взгляд имеют смысл, но ничего не добавляют к разговору. Это происходит потому, что ИИ обычно запрограммирован на создание языка, который напоминает реальную коммуникацию, но на самом деле ничего не добавляет в нее.
Задайте чат-боту внезапный нелогичный вопрос не по теме
medium.com
В то время как разговорный ИИ стал чрезвычайно сложным в техническом плане и развился настолько, что по короткому взаимодействию с ним человеку трудно понять, что вы разговариваете с техникой, у ботов все еще есть одна серьезная слабость: трудности с непоследовательностью.
Особенно это касается эмоций и человеческих отношений. В середине разговора спросите подозреваемого бота о семье или скажите ему, что вы в депрессии, просто чтобы увидеть реакцию.
Боты, как правило, не готовы к этому и будут либо упрямо продолжать сообщение, игнорируя ваши проверочные вопросы, либо отправят стандартное сообщение типа «Извините, я не понимаю».
Это потому, что ИИ в конечном итоге все так же остаются программами и, следовательно, запрограммированы на то, что известно как «обработка ошибок». Если он не может обработать то, что вы говорите, он снова и снова будет запускать одну и ту же подпрограмму.
В некоторых случаях бот вообще не ответит на внезапный вопрос, тогда как реальный человек, скорее всего, посмеется и, по крайней мере, приложит какие-то усилия для ответа.