10 вещей, которые произойдут с вашим мозгом в течение всей жизни
Как меняется мозг человека после 10, 20, 30 и более 40 лет и почему.
Устройство мозга довольно сложное. По сей день ученые проводят активные исследования и совершают новые открытия в этой области. Можно точно спрогнозировать физическое развитие человека, его рост, вес, показатели здоровья, а вот с головным мозгом вопросов пока гораздо больше, чем ответов. Самый главный из них – действительно ли детский мозг активнее, и можно ли заставить мозг пожилого человека работать так же, как подростковый?
1Gai.Ru попытался разобраться, о чем говорят результаты научных исследований о возрастных изменениях в головном мозге человека.
Международная группа ученых отобрала множество испытуемых в возрасте от 16 недель до 100 лет, чтобы тщательно отследить все процессы, протекающие в мозге, а также понять, как же он меняется за годы жизни. И уже есть определенные выводы:
Толщина коры головного мозга достигает пика на втором году жизни. Именно в этот период у ребенка развивается сознание, речь, восприятие и когнитивные способности.
Серое вещество достигает своего максимального объема к семи годам.
Белое вещество (нейроны) увеличивается к 30 годам, после чего выявляется тенденция снижения объема вещества.
Желудочки, заполненные жидкостью полостей головного мозга, увеличиваются на более поздних этапах. Это можно объяснить наличием множества нейродегенеративных заболеваний.
Проводимые исследования направлены на отслеживание общих тенденций старения головного мозга, которые применимы к большинству людей. По их результатам нельзя судить о конкретных случаях.
Да, головной мозг активно видоизменяется в процессе жизнедеятельности. Объем каждого вещества к определенному моменту достигает своего пика, после чего начинает постепенно утрачиваться. И уже можно сказать, как это отражается на жизни человека.
Например, белое вещество связано с эффективным принятием решений. Кора головного мозга – это когнитивные навыки и особенности восприятия, которые в возрасте страдают в первую очередь.
И хотя мозг в значительной степени уже сформирован после рождения человека, разные его части по-разному взаимодействуют друг с другом в течение всей жизни. Предсказать точные изменения пока не удается, но в ходе исследований были сделаны определенные выводы.
Детский мозг можно сравнить с губкой, которая активно впитывает в себя информацию об окружающей среде. В первые годы жизни ребенка можно легко обучить любому языку, но с возрастом это становится сложнее из-за уже приобретенных установок и знаний.
Сходство с впитывающей губкой можно объяснить наличием огромного количества синапсов или нейронных связей, которые активно формируются в течение первых лет жизни.
Кроме того, происходит большое количество важных клеточных и генетических процессов.
В то время как большинство нейронов уже сформированы сразу после рождения, глия (совокупность вспомогательных клеток нервной ткани), в свою очередь, начинает стремительно развиваться в первые годы жизни. Глиальные связи способствуют формированию синапсов, обеспечивают мозг питательными веществами и уничтожают различные патогены.
На протяжении всей жизни глия и нейроны накапливают мутации, но те, которые случаются в раннем возрасте, позволяют судить о риске развития различных заболеваний и патологий.
В это время мозг работает в режиме обучения. Он активно образует и закрепляет новые связи, параллельно сокращая ненужные. Активно развиваются связи торможения, которые помогают мозгу в расстановке приоритетов. Они буквально являются тормозами для обработки информации.
Утрачивается примерно половина синапсов, сформированных в первые два года жизни для того, чтобы закрепить новые жизненно важные навыки. Этот процесс еще называют синаптическим прунингом (сокращением). Во время этого процесса также запускается миелинизация – обрастание и изоляция нейронных связей жировым белком.
Дети активно учатся новой информации, обработке новых эмоций и навыкам взаимодействия с социумом, происходит развитие коммуникации. В этот момент мозг особо чувствителен к взаимодействию с опекунами и другими людьми из окружения ребенка. Поэтому полученные в детстве стрессы и травмы могут сильно повлиять на деятельность головного мозга на всю жизнь.
В этом возрасте происходят активные изменения в сетях мозга, которые участвуют в обучении обработке эмоций, мотивации и получению жизненного опыта. Ведь именно в этом возрасте подростки начинают ориентироваться не только на семью, но и на другие примеры, находящиеся за пределами дома.
В подростковом возрасте ребенок учится самозащите, изучает особенности общества и готовится к самостоятельности. Повышенная чувствительность к окружающей среде также способствует активному сокращению синапсов и миелинизации. Особенно в области мотивации и эмоций. Поэтому подростки так тянутся к новым впечатлениям.
К этому моменту принято считать мозг полностью созревшим, ведь все процессы уже достигли своего пика. Но изменения все же происходят, и развитие мозга на этом не останавливается.
Система просто начинает работать по-другому. Например, синапсы не растут, как в раннем детстве. Они начинают перераспределяться, но еще не ослабевают. Мозг теперь направлен на стратегию и долгосрочное планирование.
Да, взрослые в этом возрасте легко могут забыть чье-то имя, потерять ключи и т. д. Но это совсем не говорит о том, что мозг начинает деградировать.
В ходе исследований подтвердилось, что у взрослого имеются «молчаливые синапсы» – связи, которые неактивны до тех пор, пока человек не начнет формировать новые воспоминания. Долгое время эти синапсы ассоциировались с ранним развитием, но теперь удалось подтвердить то, что они присутствуют и в мозге взрослого человека.
Это натолкнуло ученых на выводы о том, что головной мозг претерпевает динамические изменения на протяжении всей жизни, что меняет устоявшиеся взгляды на старение мозга.
Зрелость: 40–65 лет
В 40 лет и старше жизненные приоритеты смещаются в сторону карьеры, семьи, заботы, воспитания детей. Но из-за того, что индивидуальный опыт в этом возрасте у каждого свой, установить какие-то точные выводы довольно сложно.
Такие события, как активная общественная жизнь, ее образ, наличие стресса или токсинов могут резко повлиять на процессы, протекающие внутри мозга. Например, у человека 50-ти лет, который проявляет активную общительность, занимается спортом и постоянно чему-то обучается, мозг будет более «молодой», чем у человека того же возраста, но ведущего более изолированный и оседлый образ жизни.
Исследования подтверждают факт того, что использование головоломок, разгадывание кроссвордов, видеоигры и решение задач для тренировки памяти помогают улучшить когнитивные функции. Но механизмы, лежащие в основе этих процессов, до сих пор неизвестны.
Под конец жизни мозг уменьшается в размерах и может начать дегенерировать. Тем не менее пожилые люди отличаются своей мудростью, основанной на жизненном опыте. Некоторые ученые предполагают, что в основе различных компонентов мудрости могут лежать нейронные связи, отвечающие за обработку эмоций и принятие решений. Но точных выводов пока нет.