Как часто и когда нужно обслуживать кондиционер в машине.
Система кондиционирования воздуха в автомобиле требует регулярного технического обслуживания. Уважаемые друзья, предлагаем вам ознакомиться со всей необходимой информацией о том, что должен знать каждый владелец автомобиля об очистке, дезинфекции и о других видах обслуживания кондиционера. Также в этой статье мы расскажем вам о том, как работает в машине кондиционер и почему ему требуется обслуживание.
Сегодня кондиционер в машине стал для большинства машин разных ценовых категорий (в том числе и для транспортных средств эконом класса) частью стандартного оборудования. Он не только обеспечивает комфортную и приятную температуру в салоне автомобиля, но влияет даже на саму безопасность.
Дело в следующем, согласно проведенным исследованиям было установлено, что с увеличением температуры в салоне машины также значительно повышается и сам риск ДТП, и все это из-за того, что у водителей снижается способность концентрации внимания по мере увеличения температуры воздуха в салоне.
И не удивительно, что большинство покупателей автомобилей хотят, чтобы в их будущей машине должен обязательно быть кондиционер.
К нашему сожалению, несмотря на повсеместную распространенность автомобильных кондиционеров большинство водителей пока еще не знают, что такая система кондиционирования воздуха должна регулярно обслуживаться. Причем, что характерно, пренебрегая небольшими расходами на обслуживание кондиционера (средняя стоимость обслуживания в нашей стране составляет примерно 1.500 - 4000 тыс. рублей) владельцы автомобилей не знают, что они рискуют, что этот кондиционер может выйти из строя. В таком случае расходы по ремонту могут уже составить 50, 60 тыс. рублей и более.
Как часто нужно проверять и обслуживать кондиционер в машине?
Чтобы система кондиционирования работала долгий срок и исправно (как мы уже сказали), необходимо регулярное техническое обслуживание самого кондиционера и всех связанных с ним систем. В такое регулярное техническое обслуживание входит: -диагностика исправности компрессора, а также испарителя, тех же шлангов, прокладок и еще замер объема хладагента в системе.
Чаще всего владельцы машины должны проверять шланги и прокладки системы кондиционирования, так как они с возрастом начинают высыхать и могут в дальнейшем стать не герметичными. Поэтому автопроизводители рекомендуют проводить проверку системы кондиционирования воздуха как минимум 1 раз в год в специализированных автомастерских.
Самым лучшим временем сезона для проверки кондиционера является весна. Ведь перед наступлением жаркого летнего периода вы должны быть уверены, что ваш кондиционер сможет работать на полную мощь и эффективно охлаждать салон даже в самую жаркую погоду.
Обычно проверка работоспособности кондиционера и его плановое обслуживание не занимает много времени. Если конечно такое обслуживание будут проходить в том нужном месте, где специалисты имеют соответствующий опыт и оборудование.
Помните друзья о том, что неправильное или некачественное обслуживание кондиционера может нанести значительный ущерб самой системе кондиционирования воздуха, а это будет связано уже с большими денежными затратами. Например, это может произойти тогда, когда обслуживание системы кондиционирования выполняет неквалифицированный или плохо обученный автослесарь.
Что входит в регулярное обслуживание кондиционера в машине
• Визуальный осмотр и проверка работоспособности всей системы кондиционирования.
• Заправка кондиционера хладагентом (фреоном).
• Долив масла для компрессора кондиционера.
• Дезинфекции системы кондиционирования для удаления бактерий и грибков.
• При необходимости выполняется ремонт системы.
Но не всегда обслуживание кондиционера проводится с определенной периодичностью. Ведь неисправность системы может появиться и раньше запланированного планового обслуживания системы. Например, тогда, когда вы заметили, что охлаждающая способность кондиционера со временем снизилась и ваша машина должна быть как можно скорее проверена на возможную утечку фреона, в данной ситуации также должен быть проведен замер уровня хладагента.
Также обратите ваше внимание на то, что даже без утечки количество хладагента с течением времени в любом автомобиле снижается. В среднем такой объем заправленного в систему кондиционирования хладагента за год снижается примерно на 8%.
В результате естественного уменьшения объема хладагента снижается не только сама эффективность охлаждения. К примеру, недостаточный объем охладителя может стать причиной преждевременного выхода из строя самого компрессора.
Дело в следующем, что в компрессор кондиционера вместе с фреоном добавляется еще и специальное масло, которое смазывает компрессор и защищает уплотнители от высыхания и растрескивания.
Так что друзья запомните, если вы не будете заправлять систему кондиционирования воздуха долгое время, то компрессор кондиционера в вашей машине может выйти из строя. Кстати стоимость такого нового компрессора вас может "приятно" удивить. Например, на автомобиль Хонда Цивик новый компрессор кондиционера стоит в среднем 48 тыс. рублей.
Средняя стоимость комплексного обслуживания системы кондиционирования воздуха для той же Хонда Цивик примерно составляет от 2.500 до 4.000 тыс. рублей. Так что согласитесь с нами, лучше регулярно обслуживать кондиционер чем рисковать денежными потерями под 50 тыс. рублей...
Что произойдет, если не обслуживать кондиционер?
Еще один аргумент в пользу регулярного обслуживания кондиционера - это забота об окружающей среде. Дело в том, что утечка фреона конкретно загрязняет окружающую среду. Поэтому регулярное техническое обслуживание кондиционера является отличной мерой по защите окружающей среды, поскольку при периодическом обслуживании такая утечка хладагента может быть вовремя обнаружена и устранена.
Также запомните, так как в такое регулярное обслуживание кондиционера входит не только осмотр и заправка самой системы фреоном но и очистка всей системы кондиционирования воздуха с антибактериальной обработкой, то это напрямую влияет на состояние здоровья самого водителя и его пассажиров.
Дело в следующем, что система кондиционирования в автомобиле является тем самым рассадником микробов, бактерий и и различных грибков.
Так что друзья запомните, если вы не будете регулярно обслуживать кондиционер, то вы конкретно рискуете своим здоровьем и здоровьем пассажиров. Например, при скоплении в системе кондиционирования воздуха различных микробов водитель и пассажиры в салоне могут не только испытывать необъяснимую для них усталость, но у них также может появиться еще и проблема с дыханием и со зрением. А дело в том, что эти мизерные паразиты (микробы и бактерии) находясь в системе кондиционирования воздуха, при попадании последних в салон авто, могут сильно раздражать глаза человека и поражать дыхательные пути.
Внимание! Если вы являетесь аллергиком (или ваши пассажиры), то ни в коем случае не пренебрегайте обслуживанием системы кондиционирования воздуха.
Антибактериальная обработка кондиционера в машине
Помимо регулярного обслуживания системы кондиционирования воздуха с антибактериальной обработкой, и для того чтобы предотвратить появление в системе грибков, микробов и бактерий, Вы должны также вовремя менять воздушный салонный фильтр, который в том числе является таким же рассадником различных вредных микроорганизмов.
К большому сожалению, замена салонного фильтра в некоторых автомобилях связана с определенными трудностями. А дело в том, что во многих моделях автомобилей салонный фильтр расположен в не совсем легкодоступном месте и находится под капотом или в том же салоне.
Правда в большинстве таких случаев вам достаточно всего лишь открутить несколько деталей, чтобы получить доступ к фильтру и поменять его на новый. Подробнее о том, как можно заменить салонный фильтр вы можете прочитать здесь.
Кстати, антибактериальную обработку системы кондиционирования воздуха вы можете провести сами самостоятельно, купив заранее специальное средство для очистки кондиционера от микробов и бактерий. Как правило, такое средство представляет собой обычный баллон пены с длинным шлангом, которую нужно нанести прямо на испаритель, который расположен (как правило) прямо за салонным фильтром.
После обработки испарителя необходимо запустите двигатель и открыть все вентиляционные отверстия включив тем самым кондиционер на полную мощность. Дайте поработать системе кондиционирования воздуха некоторое время, чтобы антибактериальная пена для очистки кондиционера распределилась по всей системе кондиционирования воздуха.
Обратите свое внимание на следующее, что во время дезинфекции кондиционера вы не должны находиться внутри салона машины. После антибактериальной очистки системы вы должны тщательно проветрить салон, а также провести влажную уборку интерьера.
Как же кондиционер в машине охлаждает воздух?
Жидкий фреон, заправляемый в кондиционер, попадает в систему в виде газа. Когда мы включаем кондиционер для охлаждения салона этот газ фреон сжимается компрессором, что приводит к его нагреву. Далее фреон попадает в теплообменник системы кондиционирования, где происходит охлаждение хладагента за счет его расширения в объеме. В этот момент газ-фреон переходит в жидкое состояние. Дальше в жидком состоянии этот фреон переходит в расширительный клапан откуда далее попадает уже на испаритель.
Так как на этом этапе фреон не находится под давлением, то при прохождении через испаритель он снова переходит в газообразное состояние. Во время перехода жидкого фреона в газообразное состояние он как-раз и охлаждает стенки испарителя.
Через испаритель кондиционера для охлаждения салона система вентиляции пропускает воздух с улицы, а при включенной функции рециркуляции пропускает его через себя, т.е. тогда, когда воздух поступает непосредственно из салона автомобиля.
Воздух, проходящий через поверхность холодного испарителя, охлаждается и попадает в салон. Стоит здесь отметить, что при охлаждении теплого воздуха на испарителе образуется конденсат из-за содержания в воздухе воды (влаги). Конденсат затем стекает через дренажную систему кондиционирования на дорогу.
Далее весь цикл повторяется.
Таким образом все системы кондиционирования воздуха работают в автомобиле в соответствии с этим принципом. Правда в зависимости от марки, модели и от конструкции кондиционера этот процесс операции преобразования фреона из газового состояния в жидкое может немного различаться.
Так, к примеру, существуют две системы охлаждения воздуха в современных автомобилях, а именно: климат-контроль с автоматическим управлением системой кондиционирования воздуха в салоне, и обычный кондиционер с ручным управлением.
Вот например, обычный кондиционер может охлаждать температуру в салоне машины только в заданном диапазоне температур, а именно, включив в машине обычный кондиционер он будет охлаждать температуру воздуха постоянно. В случае изменения погодных условий для корректировки температуры в салоне машины вы должны вручную увеличить (как правило) либо уменьшить мощность обдува салона. Климатическая же система кондиционирования воздуха поддерживает необходимую температуру в салоне автоматически с помощью датчиков даже при изменении внешних погодных условий.
Самой удобной климатической системой на сегодня является мультизональный климат-контроль (многозонный), который позволяет сделать индивидуальную настройку температуры для водителя и отдельно для переднего пассажира. В дорогих автомобилях в последние годы появился климат-контроль и для задних пассажиров, которые могут настраивать желаемую температуру прямо в задней части салона.
Влияет ли сам кондиционер на расход топлива?
Когда мы включаем кондиционер или климат-контроль, то начинает работать компрессор, которому требуется большая мощность для эффективной работы системы кондиционирования. Сам компрессор кондиционера работает от крутящего момента двигателя. В итоге при работающем компрессоре кондиционера двигатель получает большое сопротивление (т.е. нагрузку), что следовательно далее ведет к повышению расхода топлива.
Стоит здесь отметить, что за последние годы автопроизводители смогли технически оптимизировать работу самого компрессора кондиционера, и все благодаря внедрению новых управляемых компрессоров мощность которых регулируется электроникой и в зависимости от потребности охлаждения.
Это позволило существенно уменьшить нагрузку на работающий двигатель.
Также обращаем ваше внимание на тот момент, что согласно проведенного исследования автомобили оснащенные обычным ручным кондиционером во время охлаждения салона потребляют топлива существенно больше, чем автомобили оснащенные климат-контролем.
Разница в расходе топлива зависит не только от типа системы кондиционирования, но и от условий эксплуатации автомобиля и от его мощности.
Так. например, независимо от типа кондиционера при включенной системе охлаждения в среднем расход топлива в жаркую погоду при движении на шоссе может увеличиться от 0,4 до 1,2 литра на 100 километров, а при движении по городу от 2,0 до 5,0 литров на 100 километров.
Советы по правильному использованию кондиционеров в автомобиле:
• Перед включением кондиционера избыточное тепло в автомобиле можно вытянуть через открытые двери и окна машины.
• Во время работы кондиционера окна и люк на крыше должны быть закрыты. Также двери при работающей системе охлаждения салона должны открываться как можно реже и только на короткое время.
• Рециркуляция воздуха салона уменьшает загрязнение салонного фильтра пыльцой и другими загрязнениями, увеличивая тем самым срок службы фильтрующего угольного компонента.
• Уже предварительно охлажденный воздух в салоне может быть охлажден до требуемой температуры с меньшей энергией , чем теплый воздух поступающий снаружи автомобиля.
• Требуемая температура не должна быть слишком низкой. Таким образом, поток направленного воздуха должен быть только слегка охлажденным. Также кондиционер не должен работать при температуре наружного воздуха ниже плюс 5° C. В большинстве современных автомобилей при снижении температуры на улице ниже плюс 5° C кондиционер не включится. В более старых автомобилях автоматическая защита системы кондиционирования не предусмотрена, ее нет. Поэтому водители должны помнить всегда о том, что при температуре воздуха на улице ниже плюс 5° C ни в коем случае нельзя включать систему охлаждения воздуха в салоне машины.
• Выключайте кондиционер за 5(пять) - 10 (десять) минут до конца поездки. Это предотвратит образование остаточной влаги на испарителе и противодействует нуклеации.
В дополнение к эксплуатационным расходам на топливо, связанных с работающим кондиционером, вы должны быть готовы и к периодическим затратам на обслуживание самой системы кондиционирования воздуха, в которые входит диагностика всех компонентов системы, заправка кондиционера фреоном, долив масла, антибактериальная обработка и т.д. и т.п. профработы.
Многие автомобилисты считают, что они могут сэкономить на эксплуатационных расходах за счет отказа от использования кондиционера в машине. Но, к нашему сожалению, это большая их ошибка.
А дело все в том, что долгосрочное неиспользование (отказ от использования) кондиционера в автомобиле наносит существенный ущерб самой системе кондиционирования.
Когда мы включаем кондиционер, то сразу начинает работать компрессор и фреон вместе с маслом начинает циркулировать по системе. Масло, как мы уже сказали, смазывает всю внутреннюю систему кондиционирования.
Также, если долго не пользоваться кондиционером, то в любом случае со временем объем хладагента в системе уменьшается, что приводит к его нехватке, а также и к недостаточности масла для смазки. В конечном итоге компрессор кондиционера со временем может выйти из строя, что обернется дорогостоящим ремонтом или покупкой за большие деньги нового компрессора.
Обратите свое внимание на то, что даже зимой кондиционер не должен находиться в «спящем режиме». Рекомендовано периодитечески включать систему кондиционирования воздуха. Правда для этого вам желательно поставить свою машину в теплое место, где температура наружного воздуха составляет выше плюс 5° C.
Например, вы можете поставить машину на подземный паркинг, в гараж или на автомойку.
Дав проработать кондиционеру некоторое время, вы по сути проведете профилактику всей системы кондиционирования. Поскольку температура окружающего воздуха будет слабоположительная, то кондиционер не будет охлаждать воздух в салоне, но, тем не менее, вы все-равно задействуете все системы охлаждения воздуха в салоне, чтобы избежать в дальнейшем будущих возможных повреждений системы кондиционирования.