5 упражнений для рисования, которые помогут видеть лучше и глубже
Чтобы писать картины, не нужно быть профессиональным художником.
Рисовать не равно создавать произведения искусства. Простенькие наброски и бессмысленные каракули позволяют отвлечься от проблем, упорядочить мысли и улучшить навыки наблюдения и визуального восприятия. Упражнения ниже как раз и направлены на то, чтобы переключить разум с автоматического распознавания объектов на наблюдение за их формами, что очень важно для развития творческого мышления каждого из нас.
Все, что вам понадобится, – это желание, лист бумаги и простой карандаш.
Упражнение 1. Негативное пространство – постарайтесь увидеть то, чего нет
Смысл в том, чтобы нарисовать промежутки между предметами. Видите «дырку» в ручке кружки? Эти места причудливой формы между пальцами? Посмотрите вокруг и зафиксируйте пустое пространство между предметами. А затем просто соберите и разложите его на бумаге в любом месте.
Обычно мы видим и переносим на лист то, что уже знаем. Есть машина, а вот дом, а это мой кот... Из-за попыток распознавать вещи мы не замечаем их очертаний. А когда мы фокусируемся на том, что находится между объектами, то обманываем наше восприятие, чтобы на самом деле увидеть их форму.
Совет: шрифтовые дизайнеры, как никто другие, знают о важности негативного пространства. Обратите внимание на пробелы между буквами, чтобы увидеть особенности шрифта!
Упражнение 2. Динамический рисунок – попробуйте передать движения
Нарисуйте статичный предмет в динамике. В этом упражнении мы фиксируем движения предметов в виде быстрого рисования линий.
Если контурный рисунок (тот, что слева) отвечает на вопрос «Что это?», то динамический (справа) – на вопрос «Что это делает?».
Когда вы рисуете людей (даже если они неподвижны), особенно важно дать зрителям ощущение движения, сил, которые влияют на тело.
Если вам удастся увидеть и нарисовать характерные движения внутри сцены, это оживит ваши рисунки. Вы зададите картине мелодию.
Совет: делайте динамические рисунки быстро, но аккуратно! Считайте это короткими всплесками предельной концентрации.
Упражнение 3. Игра с ракурсом – научитесь видеть в перспективе
Найдите объект в форме куба, посмотрите, где находятся точки схода перспективы. Только не торопитесь – будьте внимательны. Видите, как диагонали сходятся к этим точкам?
А теперь нарисуйте каркас вашего объекта.
Вам не нужно предварительно обозначать перспективы или точки схода. Представьте, где примерно они находятся, и сведите линии соответствующим образом.
Найдите еще больше предметов кубической формы разных размеров, чтобы нарисовать много скетчей.
Упражнение 4. Соблюдаем пропорции
Термин «пропорция» описывает соотношение размеров. Прежде чем мы возьмемся за карандаши, нужно понять, почему так сложно сравнивать размеры объектов на разных расстояниях.
Вещи, которые находятся далеко, кажутся меньше. Нужно учитывать расстояние при сравнении размеров.
Есть и еще одна разница – между размерами, которые мы видим, и размерами, которые мы знаем. «Оптические иллюзии», подобные приведенной ниже, демонстрируют силу нашего восприятия.
Наш мозг берет в качестве подсказки всего пару диагональных линий, конструирует виртуальное пространство и «вычисляет», что в этом пространстве человек справа должен быть выше:
Этот компенсационный механизм очень полезен в нашей повседневной жизни, но затрудняет оценку и сравнение необходимых нам размеров на бумаге. Чтобы получить нужный размер на скетче, мы должны проигнорировать величину, которую знаем, и нарисовать ту, которую видим.
Мы знаем, что человек, который стоит чуть поодаль, физически не меньше, но на бумаге его нужно нарисовать маленьким.
Есть несколько уловок, которые позволяют избавиться от отвлекающих факторов. Одна из них – держать руку на определенном расстоянии от глаза и измерять размеры объекта и соотношение его деталей ручкой или карандашом.
Другая – обрамить то, что мы видим. Этот способ помогает увидеть плоскую прямоугольную картинку, которую мы собираемся нарисовать, чтобы оценить размеры «на бумаге» и их сравнить.
Для начала предлагаем посмотреть на мир через окно. Оконная рама будет служить ориентиром, например, чтобы определить расположение дерева на рисунке или высоту дома.
Упражнение 5. Придаем рисунку глубину и объем
Отправляйтесь на природу и нарисуйте растение. Пленэр – одно из немногих дел, которое приносит удовольствие и одновременно требует большой концентрации. Нужно сосредоточить внимание и не удариться в банальные символические изображения – как на примере ниже.
Конечно, порой природные элементы могут быть очень сложными. Для начала предлагаем выбрать одну небольшую деталь растения и начать с одного листа. Затем переходите от одного места к другому.
Когда вы рисуете лист или стебель, обязательно учитывайте всю форму, даже те части, которые затенены и находятся вне поля вашего зрения. Эти самые перекрытия и создадут ощущение глубины рисунка.
И хотя каждый, кто рисует, хочет делать это как можно точнее, не стоит забывать, что каждый рисунок – это абстракция. Подобно хорошей истории, она должна быть правдоподобной, но не всегда точной.
Поэтому, когда в реальности те или иные объекты перекрываются не очень четко, будет неплохо прояснить эту двусмысленность для зрителей.
Такая способность уточнять может быть одним из самых больших преимуществ рисунков перед фотографиями.