Разбираемся, почему не самые удачные идеи – первый шаг к успеху.
Когда Джоан Роулинг писала «Гарри Поттера», на полках книжных магазинов лежало всего несколько десятков тысяч детских книг. Сейчас их миллионы. То же самое обстоит с интересными идеями для сценариев фильмов, ландшафтного дизайна, инновационных разработок.
Мысль, что сегодня у нас почти нет возможности внести куда-нибудь личный вклад, заманчива. Якобы вдохновение прошло мимо, и создавать уже нечего.
Но вместо того чтобы говорить: «Я застрял(а) и не могу придумать ничего хорошего», гораздо эффективнее сказать: «Я закончил(а), а теперь мне нужно это улучшить». Или даже: «Я закончил(а), и это невозможно улучшить! Но теперь я готов(а) сделать что-то новое, потому что я о многом узнал(а) и многому научился(ась)».
Такова история каждого человеческого изобретения. Это история «жизни» каждой хорошей идеи, каждого нового проекта, каждой популярной песни, каждого романа.
Сначала была плохая идея, а потом ее сменила более хорошая.
Stocksy
Так что если вы хотите сетовать на отсутствие хороших идей, сначала продемонстрируйте плохие варианты. Все до единого. Ведь «подружиться» с ними – эффективный способ движения вперед. Неудачные идеи вам не враги. Это важные шаги на пути к лучшему.
Начинайте с малого
Shutterstock
Вы смогли бы переписать абзац «451 градуса по Фаренгейту» и сделать его лучше, чем сделал Рэй Брэдбери? А написать новую страницу для сценария «Матрицы»? Быть может, вы сыграете на кларнете хотя бы одну ноту, которая будет достойна прослушивания?
Вместо того чтобы фокусироваться на достижении шедевральности, спросите себя: что вы можете сделать немного, но качественно? Или гениально – если хотите. Какая нота или фраза по-настоящему имеют важное значение? Не думайте о том, как изменить весь мир.
Прежде всего, сосредоточьтесь на создании того, чем вы захотели бы поделиться с остальными. Что вы можете сделать (пусть даже это будет какая-то мелочь), чем будете гордиться?
Вдохновляющий пример
Jirsak / Shutterstock
В 1972 году Херби Флауэрс работал сессионным музыкантом: он появлялся на сцене со своей бас-гитарой и делал то, о чем его просили. Дэвид Боуи работал с Флауэрсом над песней Space Oddity, поэтому когда Льюис Рид спросил у Боуи, кого из музыкантов он бы мог порекомендовать, тот указал ему на Флауэрса.
Рид дал Флауэрсу ноты, а Херби спросил, можно ли ему немного поэкспериментировать – он решил наложить поверх записанной партии контрабаса партию электрической бас-гитары, тем самым увеличив ее на 10 нот. Результат – запоминающийся инструментал «Take a Walk on the Wild Side».
Так за 20 минут Херби Флауэрс продемонстрировал частичку своей гениальности и обеспечил Лу Риду успешную музыкальную карьеру. Конечно, на это ушло чуть больше 20 минут: Херби потребовалось около десяти лет, чтобы отточить свое мастерство и научиться видеть и слушать.
Чем фраза «Как сделать это лучше?» отличается от «Как это сделать?»
Так устроена наша культура: легко собрать комитет, чтобы раскритиковать новый логотип, созданный вашим агентством, но практически невозможно найти человека, готового сделать сам логотип.
Мы – сообщество критиков и изобретателей. Причина этого проста: так безопаснее. Критиков редко критикуют. Кроме того, использовать наждачную бумагу, чтобы отшлифовать готовый продукт, не так уж и сложно. Гораздо сложнее использовать ленточную пилу или даже карандаш, чтобы наметить план.
В этом предложении кроется маленькая подсказка, что делать дальше: вооружитесь карандашом. Вот чего на самом деле мало в нашем мире: людей, которые составляют планы. Которые становятся первопроходцами.
Если вы сделаете первый шаг (и тем самым преодолеете самый страшный, волнительный момент), вы с легкостью получите помощь от одного из тех, кто умело пользуется наждачкой.
Никто не хочет делать плохую работу. Мы постоянно в поисках «хорошей» или «отличной». Но как именно мы оцениваем свою работу? Спросить кого-то – даже самого себя – о качестве своей работы может быть ловушкой, потому что у вас может возникнуть соблазн судить о «хорошем» по коммерческому успеху. Или по обратной связи от «знатоков».
Разве «Гарри Поттер» был плохим, когда его отказались публиковать 12 издателей? Разве история о мальчике, который выжил, резко стала хорошей, когда получила всемирную известность? Подумайте сами: как одна и та же книга может быть хорошей и плохой одновременно?
Прежде чем начать действовать, нужно определить, что для вас значит слово «хороший». Хороший для чего и для кого? Если продукт выполняет свою миссию – это хорошо. Если это не так, значит, вам либо не повезло, либо вы ошиблись, либо сделали не совсем то, что хотели сделать.
Также есть большая разница между «хорошо» и «хорошо, насколько это возможно». Но вряд ли кто-нибудь из нас может преодолеть разрыв между этими понятиями.
Защищая совершенные идеи
Насколько вам помогает знание, что в вашем арсенале есть что-то особенное, что-то невидимое, что-то, что еще только предстоит открыть?
Просто знайте, что ваш арсенал неиссякаем. Это не единственная идея. Идеальной идеи нет. Это очередной замысел, который вы еще не претворили в реальность.
Никто не мешает вам публиковать видео.
Никто не мешает каждый день вести блог.
Никто не мешает вам выкладывать свои работы.
Единственный способ пройти через все шаги – просто начать их делать.
Сет Годин — американский предприниматель и экономист, специалист в области информатики. Автор деловых книг, популярный оратор. Кроме того, Сет ведёт известный блог о маркетинге. Его первой работой, которая завоевала большую популярность, стала книга о доверительном маркетинге.