11 базовых узлов, которые обязательно стоит попробовать (Нас удивил узел Прусика)

Проверено временем: учимся завязывать простые узлы.

Умение завязать хороший и надежный узел нужно не только яхтсмену или альпинисту – они изучают эту науку на профессиональном уровне! Но и в обычной жизни бывает крайне необходимо связать две веревки или привязать один предмет к другому так, чтобы связка не оборвалась в один момент или не ослабла и вся наша работа не полетела коту под хвост. А иногда от узла может зависеть жизнь – если мы решим использовать веревку как подстраховку в экстремальном приключении.

Столкнувшись с необходимостью что-то крепко-накрепко завязать, большинство прибегают к такому решению, чтобы просто навязать как можно больше примитивных узлов в смутной надежде, что явная сложность трения поставит в тупик естественные силы энтропии и наш узелок не развяжется сам собой.

Этот подход может сработать, но не всегда. Лучше научиться завязывать некоторые из самых полезных из примерно 4000 узлов, которые изобрело человечество за всю историю цивилизации.

Вот 11 узлов, техникой которых желательно овладеть каждому взрослому, крайне полезных как в повседневной жизни, так и в сложных обстоятельствах.

1. Булинь (Bowline)

Его еще называют беседочным. Этот узел Bowline создает неподвижную петлю концевого отрезка веревки, что делает его идеальным для крепления чего-либо к какому-либо якорному предмету. Его также можно использовать для закрепления веревки вокруг любого объекта (или человека) – моряки применяли его издавна для закрепления парусов.

Как завязывается узел булинь

Это очень простой узел: создайте веревочную петлю, затем протяните один из концов веревки через эту петлю, оберните его вокруг другого конца веревки и затем протяните обратно через петлю. Затяните, и у вас получится неподвижная петля, которая никогда и никуда не соскользнет.

2. Палаточный узел (Taut-Line)

Сцепка – это узел, который соединяет отрезок веревки с другой веревкой или прикрепляет ее к объекту. (Многие узлы представляют собой не что иное, как комбинацию сцепок.)

Натянутая сцепка создает регулируемый узел, который можно удлинить или укоротить по мере необходимости. Узел Taut-Line, или палаточный, обычно используется в туризме для прикрепления палатки к кольям, потому что он позволяет закрепить петлю, а затем затянуть ее по мере необходимости. Он представляет собой очень крепкую затяжку, которая может регулироваться, но при этом узел не самозатягивается при натяжении (если его завязать правильно и тщательно).

Как завязывается палаточный узел

Сначала обводим веревку вокруг предмета, к которому мы прикрепляемся. Продеваем конец веревки по ее всей длине, образовывая петлю. Дальше продеваем этот конец через саму петлю, потом повторяем это действие, сформировав две петли, обернутые вокруг веревочной основной части. После этого продеваем конец веревки, идя поверх созданной петли, и еще раз обводим ее вокруг основной длины. Протягиваем конец через новую, меньшую петлю, которую мы только что создали, и затягиваем; теперь мы можем перемещать узел вверх и вниз по мере необходимости.

3. Прямой узел (Square)

Этот вид, его называют также Square, или квадратный, – один из первых узлов, которые научается связывать большинство людей. Это потому, что он очень прост и имеет фундаментальное применение: соединяет вместе два отрезка веревки. Если у нас есть два коротковатых отрезка веревки примерно одинакового размера и текстуры, то мы запросто можем воспользоваться прямым узлом и получим одну более длинную веревку – а это в некоторых случаях может оказаться невероятно полезным!

Это не самый прочный узел, поэтому его вряд ли можно использовать для связывания чего-то, требующего особой надежности. Но в крайнем случае он всегда пригодится и даже может спасти жизнь.

Как завязывается прямой узел

Сначала скрестим отрезки веревки (правую расположим над левой). После чего обвяжем их вокруг друг друга. Снова перекрестим концы (теперь левую – над правой) и туго затянем их, получив при этом классический квадратный (прямой) узел. Затянем потуже, и теперь наша веревка готова к работе.

4. Шкотовый узел (Sheet bend)

Этот древнейший узел человечество применяло еще девять тысяч лет назад, как показали археологические находки. Если прямым узлом можно соединить две одинаковые по толщине веревки, то в случае, если у нас есть две короткие веревки с разным диаметром или изготовленные из разных материалов, то для их соединения лучше использовать шкотовый узел.

Другое его название – Sheet bend. Это связывание также хорошо работает с одинаковыми веревками, поэтому его можно завязывать как аналог прямого узла. Они похожи, хотя шкотовый немного сложнее.

Как завязывается шкотовый узел

Начинаем вязать с более толстой или скользящей веревки (если у нас нейлоновый шнур), согнув ее в форме рыболовного крючка. Скрестим верхнюю часть петли с другой веревкой, после чего нужно обернуть эту веревку вокруг задней части первой веревки. Протянем ее под другой стороной нашего «рыболовного крючка», а затем сверху под ней же, затем над другой стороной «рыболовного крючка». Затянем и полюбуемся результатом.

Этот вид узлов удерживает лучше, если есть тяга на концы, поэтому использовался в морском деле для связывания тросов.

5. Простой штык (Two half hitches)

Морской узелок с названием Two half hitches (или в переводе «два полуштыка») хорошо использовать, если необходимо привязать веревку к любому цилиндрическому предмету. Это может быть дерево или металлическое кольцо, а моряки этим узлом крепят швартовы на причалах. Это полезный узел, потому что его легко сделать и он довольно прочный. По сути, это петля, следующая за петлей.

Как завязывается простой штык

Вот как он вяжется: обернем веревку вокруг того, к чему мы хотим ее привязать, затем протягиваем конец через получившуюся петлю, после чего заворачиваем конец еще раз и хорошо потянем – теперь наша связка никуда не денется. Узел всегда может пригодиться для крепления вещей к чему-то на земле или к дереву.

6. Водительский узел (Trucker’s hitch)

Эта сцепка дальнобойщика, или Trucker’s hitch, – настоящее чудо магии узлов, потому что она дает нам механическое преимущество. По сути, она увеличивает силу, которую мы прикладываем к натяжению веревки, обычно с коэффициентом 2 к 1 или даже 3 к 1.

Это означает, что этот похожий на шкив узел способен связать что-то гораздо плотнее, чем могла бы справиться другая техника. И при этом водительский узел развязывается очень легко в отличие от множества запутанных узелков, которые люди в большинстве своем навязывают в отчаянной попытке прикрепить важную вещь понадежнее.

Как завязывается водительский узел

Сцепка дальнобойщика, конечно, немного сложнее, чем предыдущие узлы, но ее стоит изучить, если вы перевозите время от времени вещи или другие грузы откуда-либо в другое место. С помощью этого крепления люди еще во времена повозок с лошадьми надежно крепили поклажу.

Вот как его вязать: протянем веревку через якорный предмет, после чего сделаем петлю в верхней части груза. Перекрутим эту петлю три раза, сложим петлю вниз и протянем свободный конец. Далее протянем свободный конец веревки через эту петлю, после чего затянем как можно сильнее. В конце надо закрепить наш узел, завязав две полупетли так, чтобы образовался стопор.

Вот еще видео с буксировочным узлом:

7. Бочечный узел (Barrel hitch)

Сцепка для бочки, или узел Баррелл (Barrel hitch), – это отличный узел, который нужно освоить, поскольку он образует своеобразное «ведро», обвязывая предмет округлой цилиндрической формы вроде бочки, бидона или ведра, и может использоваться для подъема этих емкостей или других вещей. Так, например, если вы работаете на крыше и вам нужно поднять ведро с краской, у которого нет ручки, вы можете использовать бочечную сцепку.

Как завязывается бочечный узел

Сначала положим веревку на землю и поставим на нее наш контейнер, который хотим обвязать. Завяжем простой узел сверху, затем ослабим его и обернем им окружность контейнера по краю. Свяжем концы нашей веревки простым узлом, и все! – теперь можно довольно легко поднимать наш цилиндрический или любой иной формы предмет на высоту.

8. Колышка (Sheepshank)

У морского узелка колышка, или Sheepshank («баранья нога»), есть одна важная и часто упускаемая из виду цель: он делает нашу веревку короче без необходимости отрезать от нее лишний кусок. Моряки в старину этим способом укорачивали тросы и канаты, чтобы не отрезать часть и не портить дорогую снасть.

Как завязывается колышка

Вот как мы будем вязать «баранью ляжку». Начнем со складывания веревки по форме буквы «S» назад, как две петли, которые идут в противоположных направлениях. Дальше делаем петлю в верхнем свободном конце, продеваем через нее сложенный конец и слегка затягиваем. Повторяем это на нижнем конце. Затянем (при этом надо убедиться, что образовавшиеся верхние петли не вытягиваются), и у нас получится надежный узел, который только что сделал нашу веревку на пару дециметров короче.

9. Выбленочный узел (Clove hitch)

Старый морской узел с неблагозвучным названием использовался в морском деле для привязывания к вантам выбленок. Нет, это слово не ругательное, оно всего лишь в переводе с голландского означает веревочные «ступеньки», по которым моряки взбирались на мачты. 

Узел Clove hitch очень простой, его можно быстро научиться завязывать даже одной рукой. Им можно привязать один предмет к другому, поэтому «гвоздичный» (еще одно его название – от слова «гвозди») узел умеет завязывать каждый альпинист в мире, как раньше это умели делать моряки.

Как завязывается выбленочный узел

Самое удачное применение выбленочного узла – это связывание вещей между собой. Если бы мы очутились на необитаемом острове, то могли бы использовать этот вид сцепки, чтобы соорудить плот из кучи подобранных на земле палок. Но, находясь в своих безопасных жилищах, мы, вероятно, захотим всего лишь связывать предметы вместе или привязывать веревку к чему-то – например, к столбу забора. Все, что нам нужно сделать для этого, – это дважды обернуть нашу веревку вокруг якорного предмета, а затем протянуть конец через зазор между петлями.

10. Квадратная связка (Square lash)

Если нам нужно скрепить две палки или шеста вместе в крестообразной конфигурации, то прекрасно подойдет квадратная связка (Square lash). Для ее выполнения необходимо закрепление веревки в начале и в конце, для чего применяется мертвая обвязка.

Как делается квадратная связка

Итак, для начала мы используем выбленочную сцепку (в принципе, подойдет любая сцепка), чтобы прикрепить веревку к вертикальной стойке. Сделав это, закручиваем конец веревки, который покороче, вокруг ее длинного конца и крутим его до тех пор, пока веревка не закончится. Взяв скрученные концы, оборачиваем веревку по горизонтали, под вертикалью, по другую сторону горизонтали и под вертикалью.

Повторяем эту последовательность несколько раз, наслаивая витки, но не наматывая их друг на друга, а располагая рядом. Затем начинаем оборачивать веревку, делая витки для стягивания. Завершаем все несколькими витками и сцепкой, чтобы все держалось крепко.

11. Узел Прусика (Prusik hitch)

Крепление было изобретено альпинистом из Австрии Карлом Прусиком еще в 1931 году, и это своего рода гениальный узел. Его особенность в том, что он прикрепляет одну веревку перпендикулярно другой и при этом может легко скользить вверх-вниз по всей длине первой веревки, но становится более тугим и прочным при приложении веса.

Узел Prusik hitch также оказывается полезен для создания петли или ручки на отрезке веревки в случае, если не хватает свободного конца для работы.

Как завязывается сцепка Прусика

Связывание узла Прусика начинается с того, что из нашей короткой веревки, которую мы хотим присоединить к основной, мы делаем петлю и накидываем на базовую веревку. Затем оборачиваем петлю вокруг основной веревки и продеваем конец с узлом через другую сторону, затем снова обходим основную веревку и протягиваем конец с узлом через новую петлю, которую мы создали. Потянем за нее туго, и вот – мы получили регулируемое соединение, которое легко перемещается, но не сдвинется с места при натягивании.

Обложка: Shutterstock 

Источник статьи: Eleven Essential Knots Everyone Should Know How to Tie

Оцените новость:
1.06.23 (08:07)
3 955
Источник — © 1gai.ru
Автор — Елена
Налог на доходы — вы за прогрессивную шкалу или считаете, что ставка должна быть единой?

Следите за нами в соцсетях

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник