Почему некоторые автомобили имеют топливный бак справа, а другие слева
Почему у одних автомобилей бензобак справа, а у других слева.
Можете ответить быстро на один вопрос, - с какой стороны расположен бензобак ((топливная горловина) в вашем автомобиле? К удивлению, быстро на этот вопрос ответят не многие, несмотря даже на то, что многие водители регулярно заправляют свой любимый автомобиль. Да и это естественно, для большинства из нас ответ на этот вопрос не составит труда. Но некоторые из нас ответят на него не мгновенно и не сразу , а на некоторое время хотя бы задумаются. Самое интересное, что, если задать другой вопрос, - с какой стороны расположено рулевое колесо автомобиля, то все сразу без запинки на него ответят.
Почему же многие не сразу вспоминают где расположен бензобак (топливная горловина))? Все дело в следующем, в отличие от месторасположения рулевого колеса и других важных частей машины расположение топливного бака не стандартизировано в мировой автопромышленности. Как вы думаете, а почему нет мирового стандарта? Давайте выясним.
Многие из нас наверняка считают, что все равно в мировой автопромышленности должен быть какой-то консенсус, с какой стороны автомобилей предпочтительней располагать топливный бак (крышку топливной горловины). В итоге, автопроизводители, по какому-то взаимному согласию стараются устанавливать топливные баки строго с определенной стороны. Но самое странное и интересное, что на самом деле такой вопрос в автопромышленности никогда не возникал и не обсуждался.
Соответственно нет и никаких мировых правил регулирующих месторасположение бензобака в транспортных средствах. Но это все, что касается расположения бензобака, справа или слева. Что касательно расположения бензобака в задней части машины, то во многих странах мира автопроизводителям запрещено оснащать транспортные средства с бензобаком в задней части автомобиля, так как при аварии (удара в заднюю часть кузова) существует большой риск воспламенения топлива.
На фото Bel Air Taillight с задним расположением топливного бака
Также в мировой автопромышленности существуют стандарты, которых должны придерживаться все автопроизводители при проектировании транспортных средств. Например, автопроизводители, которые поставляют автомобили в США, Европу и в Россию должны располагать бензобак в самой широкой части автомобиля, т.е. внутри кузова и вне зон его деформации в случае ДТП. Также, бензобак должен располагаться в таком месте, где в случае утечки топлива оно не должно попадать на электропроводку и на горячие части автомобиля.
В итоге эти правила, действующие во многих странах означают, что автопроизводители должны устанавливать бензобак в автотранспортном средстве далеко от опасных компонентов самого автомобиля, а также распологать топливную горловину бензобака либо с левой, либо с правой стороны автомобиля, и еще бензобак должен быть расположен недалеко от задней части салона транспортного средства.
И так, что мы теперь знаем? Мы знаем, где не может быть расположен бензобак в современных автомобилях. А как производители автомобилей решают, с какой стороны должна быть расположена горловина бензобака? И кто решает, где будет крышка бака, слева или справа?
Как правило большинство Европейских и Американских автомобилей (в том числе и Российских) оснащены топливными баками (горловинами), расположенными с правой стороны (со стороны переднего пассажирского сиденья), тогда как у большинства Японских транспортных средств сама крышка бензобака расположена с левой стороны.
Есть конечно исключения, и даже в пределах одной компании, когда выпускаются модели у которых бак расположен с другой стороны, в отличие от большинства автомобилей модельного ряда. Но все же на самом авторынке четко прослеживается разделение автомобилей по месторасположению топливного бака.
Связавшись с представителем компании Volkswagen мы задали ему вопрос, почему они предпочитают располагать бензобак у своих автомобилей с правой стороны (со стороны переднего пассажирского сиденья). Вот что он ответил:
"В легковых автомобилях с левым расположением рулевого колеса Volkswagen, топливный бак (горловина) всегда расположена с правой стороны (со стороны переднего пассажирского сиденья). Это сделано для того, чтобы крышка топливного бака была повернута в сторону тротуара (обочины и т.п.), чтобы водитель при открытии топливного бака не стоял на проезжей части.
В коммерческих автомобилях Volkswagen горловина бензобака, как правило, расположена с левой стороны (со стороны водителя), так как с правой стороны у них расположена раздвижная дверь. Из-за раздвижной двери не остается нужного пространства для безопасного и легкого доступа к топливному баку.
Кроме того, если в коммерческих автомобилях (микроавтобусы) расположить бак справа, то во время заправки на АЗС, этой раздвижной двери будет мешать заправочный топливный пистолет, что будет являться препятствием для высадки пассажиров из машины. Вот почему в микроавтобусах этой марки в настоящий момент топливный бак расположен, как правило, с водительской стороны".
И еще мы связались с инженером компании Fiat-Chrysler от которого получили похожие объяснения, то есть связанные с выбором месторасположения топливного бака в том или ином автомобиле.
Инженер компании Toyota по аналогичному вопросу таким же образом рассказал нам, почему в одних автомобилях топливный бак расположен с левой стороны, а в других с правой:
"В первую очередь месторасположение топливного бака (крышки и горловины бака) определяется в зависимости от конструкции определенной модели. Так, как существуют строгие нормы безопасности, то прежде чем решить, где будет расположен бак проводятся различные испытания (краш-тесты), в которых моделируются различные дорожные ситуации, которые могут приводить к воспламенению топлива в бензобаке.
Затем полученные результаты сравниваются. Если исследование показывает, что нет никакой разницы в месторасположении бензобака, то применяется главный принцип компании Toyota - безопасность водителя и удобство.
Так как в Японии левостороннее движение и рулевое колесо соответственно расположено с правой стороны, то горловина топливного бака во многих автомобилях располагается с противоположной стороны, чтобы водитель, открывая бензобак не располагался со стороны проезжей части. В итоге установленно, что в автомобилях с правым расположением рулевого колеса топливная горловина бака почти всегда располагается с левой стороны (со стороны пассажирского переднего сиденья).
Что касаемо Японских автомобилей с левым расположением рулевого колеса, то для того, чтобы не увеличивать издержки при производстве компания Toyota располагает бензобак (горловину) в том же самом месте, где он расположен в транспортных средствах с правым расположением руля.
В отношении грузовых автомобилей с правым расположением рулевого колеса, чаще всего компания Toyota основывается на комфорте и удобстве доступа водителя к топливному баку. Для того, чтобы не обходить автомобиль вокруг, во многих габаритных коммерческих автомобилях топливный бак располагается со стороны водителя (с правой стороны при расположении рулевого колеса справа)".
Таким образом, главным и основным объяснением почему заливная топливная горловина чаще всего располагается со стороны переднего пассажира, является прежде всего мера безопасности. Ведь при таком расположении крышки бензобака водитель, при заправке автомобиля всегда будет расположен со стороны обочины. Если вы заправляете автомобиль на стороне переднего пассажира, то вы отделены самим автомобилем от проезжей части, что естественно увеличивает вашу безопасность. Ведь это естественно, если вы будете заправлять автомобиль с водительской стороны, то вы ни как не будете защищены от мимо проезжающих вас транспортных средств.
Поэтому в странах с правосторонним рулевым управлением, где автомобили ездят по левой стороне дороги, горловины топливных баков, как правило расположены с левой стороны, а в Европейских, Российских и Американских автомобилях крышка топливного бака обычно расположена с правой стороны.
Конечно, есть множество других причин, почему в том или ином автомобиле топливный бак располагается с определенной стороны. Все конечно зависит от конструкции автомобиля и от его безопасности. Поэтому, иногда чисто технически инженеры принимают решение установить бак совершенно с противоположной стороны в отличии от большинства других автомобилей своей же модельной линейки.
В большинстве автомобилей топливный бак расположен в задней части и строго по центру. Соответственно, инженеры в этом случае долго решают задачу, в какую сторону вывести топливную горловину. Соответственно проводятся испытания и тестирования на предмет выявления наиболее безопасного месторасположения топливной горловины. В этом случае, оптимальное месторасположение определяется с учетом всей конструкции автомобиля и также с учетом того же распложения рулевого колеса автомобиля.
В том числе, учитывается месторасположение выхлопной системы и схемы электропроводки.
Иногда инженеры подолгу не могут принять решение, как поступить, в какую сторону вывести топливный бак, так как каждая сторона машины имеет свои плюсы и минусы.
В этом случае, если конструкторы долго не могут определиться с местом расположения горловины топливного бака, то принимается решение, оснастить машину двумя топливными горловинами или же в зависимости от класса транспортного средства, иногда также оснащают машину и двумя бензобаками, естественно- с двух сторон.
1980 Jaguar XJ
Правда все-же два топливных бака или две топливные горловины это большая редкость на современном авторынке.
К сожалению, за долгие годы работы автопроизводители не посчитали нужным оснащать автомобили двумя доступами в топливный бак (справа и слева). Причина кроется в том, что для таких решений необходимы дополнительные затраты, а в условиях нынешней конкуренции на авторынке это не выгодно.
Хотя стоит признать, что например два топливных бака, расположенные с каждой из сторон, является отличной идеей не только для удобства водителей, но и так же позволяет выравнивать вес самого автомобиля за счет равновесия массы топлива в его топливных баках.
С другой стороны, если автопроизводители не хотят лишних затрат и до сегодняшних дней не приняли решения массово использовать по два топливных бака в одном автомобиле, то не проще ли стандартизировать во всем мире месторасположение крышки бензобака в современных автомобилях. Ведь если все автомобили в мире будут иметь горловину топливного бака строго с определенной стороны, то все АЗС в мире быстро подстроятся под этот стандарт и будут располагать бензоколонки таким образом, чтобы заправочный шланг располагался только с одной стороны.
А в итоге, люди не будут путаться на заправке забывая с какой стороны у них расположена в машине крышка топливного бака. Так же это позволит равномерно загрузить каждую топливную колонку на АЗС, что не только снизит очереди на заправках, но и увеличит налоговые поступления в бюджет от продажи топлива, именно за счет увеличения продаж на всех АЗС.
Но лучше бы конечно, чтобы автопромышленность приняла решение оснащать все автомобили двумя топливными баками или двумя крышками (горловинами). Ведь это не только удобно, но и позволило бы автозаправочным станциям равномерно распределять потоки автомобилей не создавая на заправке больших очередей и неудобств водителям. Естественно это также положительно повлияло бы на прибыльность АЗС и соответственно на налоговые поступления в бюджет.
К сожалению на данный момент в автопромышленности не существует единого стандарта и консенсуса по этому вопросу и поэтому, мы сегодня видим на дорогах автомобили с различным месторасположением крышек топливного бака.
Бензобак справа или слева: Где и как лучше?
Что касаемо вопроса, с какой стороны расположение топливного бака удобнее, то в принципе, если в автомобиле рулевое колесо расположено слева, то удобнее, что б крышка топливного бака располагалась также слева. Но, если касаться того же вопроса безопасности, то лучше, чтобы крышка бензобака была размещена с правой стороны (со стороны переднего пассажира), так как водитель в этом случае лучше защищен от проезжающих мимо автомобилей.
Таким образом, чтобы выяснить и выявить для себя, с какой стороны в автомобиле расположение горловины бензобака лучше, ответить однозначно нельзя. Если в вашей машине крышка бака расположен слева, то существуют и плюсы и минусы. Это также касается и тех автомобилей, где крышка бака расположена с правой стороны. Так что ответить на вопрос, где лучшее расположение крышки топливного бака - нельзя.
Но все же было бы неплохо, чтобы автомобильные компании по крайней мере придерживались бы какой-то определённой стороны. Лучше конечно в первую очередь решили бы вопрос о месте расположения крышки бака, чтобы учитывать нормы безопасности самого водителя, а не комфортность доступа к бензобаку или какие-то другие причины связанные со снижением себестоимости производства. И уже в этом бы случае многие Японские автомобильные компании, стали бы при производстве автомобилей для Европы, России и Америки устанавливать горловины топливных баков с правой стороны.