Первый прототип автомобиля был построен еще в 19-м веке во Франции
Вчера мы зацепили, как считаем, очень интересную тему – исторический обзор на тему первых автомобилей, рассмотрев первый прототип автобуса, появившийся ни много ни мало всего через 9 лет после того, как Кутузов прогнал из России Наполеона. Первый в мире автобус был построен в 1821 году: вот каким он был
Паровому дилижансу не суждено было оставить яркого следа в истории, но мы, тем не менее, смогли найти чудом сохранившуюся и, что не менее важно, оцифрованную и опубликованную в источниках сети Интернет информацию. Если интересны исторические заметки – добро пожаловать на статью. Ну а мы продолжаем рассматривать под увеличительным стеклом дела автомобильные давно минувших дней.
Как вы думаете, когда был построен первый концепт-кар? Возможно, вы слышали, что первым среди концептов стал в 1938 году Buick Y-Job. Авторы автомобиля первой половины XX века попытались предугадать развитие будущих моделей Бьюик на ближайшие 5-7 лет:
Однако первой концепцией, вышедшей из-под пера художников и дизайнеров в части автомобильной техники (хотя тогда такого понятия даже и близко не существовало), все же стал не он, а совершенно иной автомобиль, и спроектирован он был еще в XIX веке!
Здесь, правда, стоит отметить, что данный концептуальный автомобиль 1895 года так и не был построен в полномасштабной версии, ограничились презентацией небольшой модели. Однако справедливости ради также отметим, что многие автомобили, которые мы принимаем за действующие концепт-кары, вовсе не являются рабочими вариантами автомобилей. Отсюда можно сделать умозаключение о том, что при соблюдении всех важнейших штрихов прототипа модель из позапрошлого века вполне подходит под возможность называться концептуальным концептом. Поэтому рассмотрим ее получше.
Каким был первый концепт-кар 19-го века?
Если мы рассматриваем этот автомобиль как модель, созданную для того, чтобы раздвинуть границы и опробовать смелые новые идеи в дизайне и технологиях, то я думаю, что мы можем с уверенностью сказать, что версия Пьера Сельмерсхайма 1895 года (некоторые источники утверждают о ее появлении в 1896 или 1897 году), победившая в конкурсе, инициированном парижским универмагом Le Louvre, стала первым настоящим концептуальным автомобилем.
Столь ранний дебют легко объяснить. Уже на заре всеобщей автомобилизации люди быстро пресытились однообразными, скучными и квадратными самодвижущимися телегами. К примеру, так выглядел обычный французский автомобиль тех лет, Renault Type A:
Чтобы решить эту проблему, универмаг Magasins due Louvre (кратко его называли Le Louvre) организовал конкурс с целью выяснить, кто сможет разработать самый красивый, самый современный автомобиль. Победителем среди всех конкурсантов (да, там собралось N-ое количество художников и скульпторов) стал Сельмерсхайм, получивший 500 призовых франков за свою поделку из воска, картона и стекла с колесиками.
Вы удивитесь, но именно такой дизайн был авангардным в конце той эпохи. Даже дома строили в подобном «бионическом»-натуралистическом виде. Например, подобная же концепция прекрасно просматривается в архитектурных работах Антони Гауди:
В наши дни подобного стиля элементы машин и автозапчасти к ним только начинают проходить первые практические испытания.
Обратим внимание, что в отличие от большинства автомобилей той эпохи дизайн включал в себя полностью закрытый кузов обтекаемой формы (форма, кстати, похожа на заварочный чайник с длинным носиком).
Вот насколько концепция отличалась от привычного транспорта тех лет...
При этом передние колеса были меньшего диаметра, из-за чего клиренс спереди был катастрофически мал, даже по современным дорогам на такой машине будет ездить не всегда удобно, что уж говорить об условиях прошлого, когда дороги повсеместно были пригодны лишь для лошадей.
Нет сомнений, что вступление Селмерсхайма было невероятно футуристическим для тех времен. И, как оказалось, многие задумки этой чрезвычайно интересной модели оказались не только живучими, но даже пророческими. Удивительно просто!