Почему помехи на цветном аналоговом телевизоре всегда черно-белые?
Экран старого цветного телевизора всегда рябит черно-бело: причина и объяснение
Действительно, почему? Ведь цветной телевизор , кажется, должен показывать все в цвете, тем не менее, статический, или, как его еще называют, «белый» шум всегда выглядит как черно-белая рябь.
Отмотаем немного историю назад. Еще совсем недавно в ходу были ТВ-приемники с электронно-лучевой трубкой: тяжелые, пузатые. Не то что нынешние, всего в несколько миллиметров толщиной.
Аналоговые телевизоры, которые были выпущены после 1960-х годов и поддерживали новые форматы PAL, SECAM или NTSC, использовали схемное декодирование цветных сигналов. Чтобы индустрия развлечения развивалась устойчиво и могла охватить максимально широкий слой пользователей, телеприемники использовали такую технологию приема изображения, чтобы она была доступна как для новых моделей, так и для возрастных, ориентированных только на черно-белую трансляцию.
Более ранняя, черно-белая система была принята в начале 1940-х годов . Чтобы совместить обе технологии, сигнал передавал три компонента. Для передачи сигнала основных цветов использовалась передача сигнала яркости (Luma), то есть черно-белая картинка. А для трансляции красного и синего спектров брались два цветоразностных канала (Chroma): R-Y и B-Y соответственно.
Практически это выглядело так. На цветном телеприемнике зеленый цвет G восстанавливался вычитанием суммы красного и синего сигналов (Chroma) из сигнала яркости (Luma). Если же вы или ваши родители в застойные времена смотрели «Новогодний огонек» на ходовом, но уже устаревшем Рекорде-301, когда цветное телевидение давно уже стало повседневностью, то он принимал только сигнал яркости, аналогичный видеосигналу черно-белого телевизора.
Примерно то же происходит, когда на экране вы видите черно-белую рябь, статический шум. В нем нет изображения, значит, отсутствует видеосигнал. Система принудительно отключает блок цветности. И приемник считывает сигналы как черно-белые, потому что то, что поступает на входы усилителей цветных каналов (R-G-B), по форме одинаково, а с точки зрения амплитуды соответствует серому.
На рисунке показана схема композитного видеосигнала для форматов PAL, SECAM или NTSC. Он передавался без звука по одному кабелю и именовался аббревиатурой CVBS: Color, Video, Blanking and Sync – цвет, видео, гашение и синхронизация (строчная, кадровая и цветовая).