Как изобретатель фотографии создал пиреолофор — родоначальника двигателя внутреннего сгорания
Один из первых двигателей внутреннего сгорания в качестве топлива использовал мох, уголь и смолу
Вы что-нибудь слышали о «пиреолофоре»? Слово происходит от пир=огонь, эоло=воздух и форос=перенос, или производство. Так назывался первый в мире двигатель внутреннего сгорания, а сложное название как раз описывало этот процесс.
Его изобретателями были два брата: Клод и Нисифор Ньепсы. Они жили во Франции в XVIII-XIX веках, происходили из обеспеченной семьи аристократов. Их отец был советником Людовика XV. Несмотря на благородное происхождение, после Французской революции 1789 года Нисифор стал офицером наполеоновской армии и участвовал в боевых действиях. Выйдя в 30 лет в отставку, он вместе с Клодом занялся инженерными разработками.
В 1806 году они разработали собственный двигатель внутреннего сгорания. В качестве топлива использовали ликоподий, или сушеные споры плауна, вечнозеленого растения, известного своими лекарственными свойствами. Кроме того, за свою горючесть ликоподий применяли в пиротехнике: бездымный порох, ракеты, фейерверки.
Ньепсы смешивали ликоподий с угольной пылью и смолой. В 1807 году патент на изобретение они получили из рук самого Наполеона Бонапарта.
Работа пиреолофора была описана в книге физика и математика Сади Карно под названием «Размышления о движущей силе огня и о машинах, способных развивать эту силу», которая стала фундаментом термодинамики. Она увидела свет в 1824 году:
«Устройство состояло из цилиндра с поршнем, куда поступал атмосферный воздух с нормальной плотностью. Здесь он смешивался с распыленным и горючим веществом, которое спустя короткое время пребывания внутри воспламенялось. Взрыв и расширение газов воздействовали на поршень, приводя его в движение с определенной амплитудой. Операция возобновлялась путем циркуляции воздуха и повторением цикла».
Пиреолофор установили на лодку, на которой можно было ходить по Сене. У нее не было гребного винта, это был гидроцикл. Движитель закачивал воду со стороны носа и реактивной струей выбрасывал сзади. Фантастическое зрелище для начала XIX века!
Заметим, что в том же году (1807) усилиями другого француза, Франсуа де Риваза, тронулся с места первый автомобиль с ДВС. Он работал на смеси водорода и кислорода.
Одним из эксплуатационных недостатков пиреолофора был источник топлива, дорогой и взрывоопасный ликоподий. Решение к братьям-конструкторам пришло почти через 10 лет, и оно оказалось революционным. Они изобрели не только технологию впрыска топлива, но и предложили в качестве горючего керосин. Эту идею подсказал брату Нисифор. Она основывалась на работах химика Лавуазье, который обнаружил, что летучие масла, входящие в состав нефтепродуктов, выделяют много энергии при взрыве.
Из письма Клода к Нисифору: «… если вам, мой дорогой друг, удастся впрыснуть керосин с достаточной энергией, вы наверняка получите самый удовлетворительный результат».
А после своей череды опытов Нисифор пишет: «По сравнению с количеством затраченного керосина пламя было огромным, оно было интенсивным, мгновенным и взрывалось, как ликоподий. Результаты … полностью удовлетворили меня».
На основе этих «удовлетворительных результатов» человечество использует ДВС и по сей день…
Судьба разлучила Клода и Нисифора. Первый продолжил работы над пиреолофором. В 1817 году Клод отправился в Лондон в надежде найти инвестора. И хотя судьба порой улыбалась ему, проект не получил должной поддержки. Клод растратил бόльшую часть семейного состояния, потерял рассудок и в 1828 году скончался.
Нисифор стал изобретателем фотографии. Первое в истории фото датировано 1826 годом. Оно называется «Вид из окна в Ле Гра». Чтобы зафиксировать изображение на пластинке, покрытой битумом, понадобилось 8 часов. Затем она обрабатывалась в лавандовом масле, смешанном с керосином.
Нисифор пережил брата на 5 лет. Как и Клод, он умер в нищете, ни одно из начинаний братьев не принесло им состояния.
И тем не менее без них не было бы ни современного двигателя внутреннего сгорания, ни фотоискусства …