В НАСА разрабатывают первый луноход, оборудованный фарами

Новый луноход NASA для поисков воды станет первым космическим внедорожником, у которого будут фары

Трудно поверить, что из всех колесных вездеходов и роботов, которые были отправлены с Земли в другие места нашей Солнечной системы, — два советских лунохода, три лунохода с экипажем времен «Аполлона», китайский луноход-бот и пятиколесный луноход, а также американские космические роботы-исследователи Марса (один из которых уже в пути) — ни у одного из этих уникальных вездеходов на самом деле никогда не было фар.

Неожиданно, не правда ли? А ведь в кромешной космической тени, когда Солнце не освещает поверхность других планет нашей системы, что-то разглядеть достаточно проблематично. Но, похоже, следующий луноход, разрабатываемый Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), под названием VIPER, изменит это недоразумение.

Космический вездеход Volatiles Investigating Polar Exploration Rover (так расшифровывается аббревиатура «VIPER») планируется отправить на южный полюс Луны для определения наличия на естественном спутнике Земли воды. Луноход по габаритам сопоставим с привычным гольфкаром, и, кроме инновационных фар, на нем будет применяться новая технология колесного привода. Вот как ее описали в «космическом агентстве» :

«Во время обычной работы ровер просто катится по поверхности. В случае преодоления очень рыхлой почвы VIPER может независимо поднимать каждое из своих колес, почти как ноги, и использовать их, чтобы подкапывать и подметать поверхность. Это дает ему возможность плавно перемещаться, и, кроме того, будет давать возможность вытащить марсоход даже из очень мягкой почвы.

Четырехколесные модули вездехода способны преодолевать уклон до 15 градусов, имеют как активную подвеску, так и независимое рулевое управление. Это означает, что VIPER может двигаться боком или диагональю, и даже вращаться по кругу. VIPER может двигаться в любом направлении, не меняя ориентации кузова в пространстве, благодаря чему могут быть оптимизированы его научные цели, а также зарядка солнечных батарей».

фото: NASA

Другими словами, движущая часть аппарата приспособлена к преодолению разнообразного, сложного и непредсказуемого рельефа. Но какой толк от вездеходных способностей лунохода, когда ничего не видно перед собой?

Таким образом, мы подходим к инновации, без которой уже никуда (до сих пор удивлены, что она не была разработана раньше) и про которую стоит сказать пару слов, — это первое в истории покорения пространств других объектов Солнечной системы применение фар на колесном транспортном средстве. Конечно, у других луно-марсоходов, в том числе и во второй половине XX века, применялись небольшие фонари для применения отдельных инструментов, но что отличает VIPER, так это реализация не просто фонарей, а настоящих фар автомобильного типа.

Почему раньше никто не ставил фары на луноходы?

А действительно, почему? Объяснение достаточно простое и банальное: в основном потому, что при выполнении поставленных задач ранее не было необходимости в освещении пространства «космических автомобилей» перед собой.

Во время поисков воды совсем другое дело. Вода может быть в темных кратерах или других сумеречных расщелинах, куда не пробивается солнечный свет (и это логично: если она там действительно есть, в любом из агрегатных состояний, то сохраниться на безатмосферной Луне она может исключительно в местах, где не светит Солнце, например на темной стороне Луны). Именно поэтому вездеходы должны иметь возможность «видеть». А точнее, позволять видеть происходящее вокруг людям, дистанционно управляющим вездеходом с Земли. В НАСА даже построили «песочницу», имитирующую область темной Луны:

При разработке освещения НАСА использует на VIPER светодиодные матрицы для фонарей, которые, подобно современным внедорожным автомобилям, будут иметь по паре осветительных элементов, установленных на мачтах, и до шести индивидуально управляемых фонарей вокруг базы марсохода. Свет и освещаемая поверхность будут выглядеть примерно так:

фото: NASA

На фото выше сотрудники NASA проводят тестирование работы внешнего освещения на «лунной песочнице».

Задачи, которые ставят разработки нового оборудования для космического вездехода, почти такие же, как и привычные проблемы автомобильного освещения. По словам Уланда Вонга , руководителя отдела навигационного оборудования VIPER в лаборатории Эймса НАСА:

«Мы сталкиваемся с теми же проблемами, с которыми сталкивается любой автомобильный дизайнер, идет ли речь о внедорожнике или новой модели седана. Непродуманный дизайн освещения означает, что водитель не может видеть детали ландшафта. Мы должны уделять больше внимания этим проблемам на Луне, потому что, как только VIPER прибудет туда, пути назад уже не будет».

И все-то схоже с автомобильными фарами, да не все похоже

Есть одна проблема, которая влияет в гораздо большей степени на Луне, чем на Земле, — это обратное рассеивание, поскольку пыль на лунной поверхности имеет тенденцию отражать большее количество света во все стороны и обратно, в сторону космической машины, что может повлиять на засвет камер и фотоаппаратуры. Возможно, поэтому перестановка фар на луноход от обычного автомобиля — дело заведомо гиблое.

Из-за этого и проводятся эксперименты в различных спектрах видимого света. Для этого и строят песочницы и продумывают расположение фар. Прокатиться по Луне — это не проехаться по Земле. Более того, по-видимому, для каждой из отдельно взятых планет с твердым покрытием, находящихся в зоне досягаемости, могут понадобиться разные фары, с разными настройками. Вот такая наука!

Обложка: 1GAI.ru / NASA / webstockreview.net

Оцените новость:
1 663
Источник — © 1gai.ru
Автор — Eric
Автомобили из каких стран вы считаете надежными?

Следите за нами в соцсетях

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник