Первый в мире серийный грузовик Scania AXL получил автопилот
Концепт интеллектуального грузовика будет официально представлен 2 октября
Шведская Scania, которая специализируется на выпуске крупнотоннажного транспорта, показала концепт полностью автономного грузовика-тяжеловоза. За ненадобностью человека-водителя в машине нет кабины, она оборудована сканерами-радарами, дающими обзор 360°, а также интеллектуальными системами с подгруженными картами для эффективной ориентации на местности.
Scania AXL – первый в мире грузовик автономного движения. Очень круто и мощно! Концепт интеллектуального грузовика будет официально представлен 2 октября
Смотрите также
Краш-тесты грузовых автомобилей Скания
Сегодня тема автономного движения является одним из перспективных трендов мирового автопрома. Но эта технология все время применялась к легковым автомобилям, обкатывалась в условиях реального городского трафика. А вот в отношении грузового транспорта таких попыток еще не было.
Поэтому можно уверенно сказать, что шведы сделали по-настоящему мощный прорыв! На весь проект у них ушел год, и, по словам участников проекта, поначалу у них был чистый лист бумаги.
Сложность была в создании внешнего образа будущего интеллект-тяжеловоза. С одной стороны, он должен выглядеть агрессивно, с другой – не быть похожим на робота, не вызывать отторжение у тех, кто будет работать с ним в реальной ситуации: стройка, добывающая промышленность и пр.
В качестве визуального прототипа команда предпочла бульдога, внешность которого идеально соответствовала заданным параметрам.
Для общения с внешним миром Scania AXL оборудован системой искусственного интеллекта. Оператор задает параметры маршрута в виде карты, на которой отмечены места, возможные и невозможные для проезда.
Scania AXL предназначена для эксплуатации в сложнодоступных и закрытых местах: шахты, карьеры. Обычно здесь действует система одностороннего движения с узкими участками и крутыми поворотами; с одной стороны могут быть высокие отвалы, а с другой – крутые обрывы. Поэтому автономный грузовик должен прекрасно «видеть» дорогу и понимать, что и как он должен делать в данный момент.
Разработчики применили уникальную систему коммуникации с людьми. Scania AXL способна распознавать жесты и слова операторов, управляющих погрузкой и разгрузкой, так, как если бы они общались с реальным водителем.
Надо сказать, что в отличие от яркой и харизматичной внешности, придуманной «с нуля», программная часть была заимствована из других проектов, связанных с автономным движением. Эти наработки были инкорпорированы в интеллектуальную систему Scania AXL и синхронизированы с ней.
В отношении ходовой части инженеры-конструкторы использовали стандартное шасси своей разработки, которое применяется для тяжеловозов с водителем.
Но в остальном машина совершенно необычная, можно сказать – революционная. В частности, непривычно, что интеллектуальный грузовик имеет под капотом двигатель внутреннего сгорания. В легковой автомобильной индустрии уже сложилось, что автономия подразумевает электрическую тягу. Но шведы и здесь оказались впереди планеты всей: ДВС работает на возобновляемом биотопливе.
По словам Клаеса Эриксона, руководителя отдела исследований и развития в компании Scania, «у нас уже были самоуправляемые грузовики, которые используют наши клиенты. Однако до сих пор в них оставалось место для водителя, который мог подстраховать в случае необходимости. Scania AXL такой кабины не имеет, что существенно меняет игру. Развитие автономных автомобилей достигло больших успехов в последние годы. У нас все еще нет ответов на все вопросы, но через концепцию таких машин, как Scania AXL, мы выходим на новый уровень и продолжаем учиться на большой скорости».
Официальный показ Scania AXL пройдет 2 октября в шведском Седертелье.