Подушки безопасности стали лучше, но проблемы остаются
Подушки спасаю жизнь, но только когда они исправны.
Когда на прошлой недели компания Форд объявила об отзыве своих 600 000 внедорожников, у которых выявлена проблема с подушками безопасности, они стала четвертым в этом году производителем, которые сделали отзыв в связи с дефектами подушек безопасности. На сегодняшний день автопроизводители с начала года уже отозвали 6,6 млн. автомашин из-за различных выявленных дефектов. Примерно 30 процентов от этого количества связано с неисправностью подушек безопасности, которые могут не раскрыться должным образом при аварии.
Так инженеры Форд, обнаружили ошибки в программном обеспечение, которое отвечает за скорость срабатывания подушек безопасности. Недоработанное программное обеспечение дает сигнал на срабатывание подушек с задержкой, в случае опрокидывания автомобиля. В марте компания Ниссан, также делала отзыв 1 млн. автомашин (модель Altima. В России выпускается под именем Teana). В этих автомобилях также обнаружено недоработанное программа, которая несмотря на присутствие пассажира на переднем сиденье определяет, что сидение пустое. В результате пассажирская подушка срабатывает неправильно, что угрожает жизни пассажира.
Технология подушек безопасности
Технология подушек безопасности спасла миллионы жизней по всему миру. Каждый год подушки безопасности становятся все надежнее и надежнее. Но после рекордного отзыва автомобилей компании General Motors в начале этого года почти все автопроизводители стали более внимательно относится к программному обеспечению, которое управляет подушками безопасности, а также стали больше проявлять заботу о работе других систем безопасности.
Напомним, что в результате дефекта замка зажигания на автомобилях компании GM, погибло 13 человек в США. Недоработанный замок зажигания может привести к отключению двигателя на ходу, что также приводит к отключению подушек безопасности.
Внимательность и предельная проверка на возможные дефекты программного обеспечения в наши дни наиболее актуально. В некоторых автомобилях число подушек безопасности составляет до 11 штук. Они защищают все что можно, начиная от головы и заканчивая коленом. Каждой подушкой безопасности управляет определенная часть компьютерной программы. В случае малейшей ошибки в программном коде при разработке, подушка безопасности может либо вообще не сработать, либо сработать не правильно. Поэтому после случая с компанией GM, производители стали уделять гораздо больше внимания к работе подушек безопасности.
Чем больше ситуаций Вы стараетесь охватить, тем сложней должны быть алгоритмы программного обеспечения. Но есть проблема. Чтобы задать правильную работу подушек безопасности очень тяжело все предусмотреть, вычислить и настроить оптимальные настройки работы программы. Автопроизводителям очень тяжело все проверить в лаборатории. Ведь реальный мир намного сложней, чем инженерные стенды в лаборатории компании.
``К сожалению, вместе с другими технологиями, которые становятся сложней, сложными становятся системы безопасности, отвечающие за работу подушек безопасности.
Каждая новая модель автомобиля выходит с конвейера технологически сложнее``
Поэтому, несмотря на многомиллионные инвестиции автопроизводителей в разработку и в настройку оптимальной работы систем безопасности не всегда гарантируют надёжность. Так в прошлом месяце NHTSA начала изучать поступающую информацию от водителей, что автомобили 2003-2010 Chevrolet Impala имеют не доработанное программное обеспечение, которое не определяет на переднем пассажирском сидение пассажира, что приводит к неправильному срабатыванию подушки, при ДТП.
Несмотря на недостатки подушек безопасности, они считаются успешной технологией, которые спасли миллионы жизней по всему миру. В большинстве случаев подушки безопасности работают так как рекламируются автопроизводителями.
Напомним, что до 1999 года в развитых странах не требовалось обязательное оснащение автомобиля подушками безопасности. Первые подушки безопасности стали появляться в 1970 году на автомобилях Oldsmobile 88 и 98, Cadillac DeVille и Buick LeSabre.
Датчики подушек безопасности
Первые подушки были проще и работали по простой схеме. В трубке находился шарик подшипника, который при аварии падал на дно трубки и замыкал электрическую цепь, что давало сигнал на срабатывание подушки. Эта первая технология была недоработанная и не очень надежна. Но, тем не менее, даже такая система спасала многие жизни. После появления водительской и передней пассажирской подушкой безопасности появились боковые подушки. Далее подушки в ремнях безопасности (в автомобилях Форд) и многие другие.
В наши дни на современных автомобилях установлены датчики, которые за миллисекунды, определяют, в какую часть автомашины происходит удар. Результаты с датчиков поступают на контроллер, который дает сигнал на срабатывание подушек. Датчики расположены на бамперах, в салоне, на дверях и на других местах, где возможно повреждение в результате аварии. Еще один датчик следит за опрокидыванием автомашины.
Также система подушек безопасности следит за тем пристёгнуты ли пассажиры и водитель, поскольку в этом случае срабатывание подушек безопасности должно происходить в другом режиме.
В отличие от первых подушек безопасности, которые получили репутацию "убийц" (иногда при срабатывании подушка могла причинить вред водителю и пассажиру опасный для жизни). К примеру с 1999 по 2000 года в США погибло 300 взрослых и детей в результате чрезмерного срабатывания подушек безопасности. Но к 2008 году число погибших из-за подушек безопасности снизилось до нуля. Это стало возможным благодаря новым требованиям NHTSA, которые стали требовать с производителей автомобилей оснащать свою продукцию более сложными элементами управления подушками безопасности.
Теперь различные регуляторы и органы безопасности многих развитых стран озабочены проблемами несрабатывания подушек безопасности. Только за один прошлый месяц NHTSA получила 42 жалобы на проблемы, связанные с нераскрывшимися подушками.
Сложные логарифмы
Поскольку системы подушек безопасности используют несколько датчиков и сложные логарифмы, следовательно, чтобы выявить проблему несрабатывания или не правильного выпуска подушек, необходимо изучать проблему в первую очередь в программном обеспечении. К сожалению, чем сложней становятся технологии, тем сильнее влияет человеческий фактор, который часто приводит к естественным ошибкам. В итоге выявляется неправильная работа подушек безопасности.
Для того, чтобы исключить человеческий фактор большинство производителей, проводят долгосрочное тестирование всех систем автомобилей. Но, повторим, что в условиях инженерных лабораторных испытаний все возможные проблемы не установить, поскольку реальная жизнь намного сложнее, чем условия в лаборатории или на испытательном стенде или треке.