Новый федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Хотим напомнить нашим читателям, что Новый закон об ОСАГО был принят Госдумой 4.07.2014 года и одобрен Советом Федерации РФ 9.07.2014 года, а далее подписан Президентом Российской Федерации. Основные поправки и вошедшие в него нововведения вступают в силу с 01 октября 2014 года. Наше интернет-издание публикует сегодня основные изменения, которые ждут наших водителей в связи с принятием нового закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности», а еще и полный текст этого принятого документа. По установившейся уже традиции мы предлагаем Вам дорогие читатели ознакомиться заодно и с ответами на самые распространенные вопросы граждан, которые возникали и могут возникнуть по этому закону у участников дорожного движения.
Главным нововведением является - увеличение выплат по ущербу в результате ДТП. Так, с 1.10.2014 года максимальный лимит по выплатам вырастет со 120 тыс. рублей до 400 тыс. рублей. Также с 1.04.2015 года вступают в силу и поправки в закон об ОСАГО, которые предусматривают увеличение выплаты пострадавшим в ДТП, получивших ущерб здоровью. Так, вместо нынешнего установленного максимума в 160 тыс. рублей такая выплата вырастет до суммы в 500 тыс. рублей.
К нашему сожалению друзья, увеличение данных выплат является не панацеей, так как по многим страховым случаям, зафиксированных за последние годы, данные денежные суммы не перекроют все затраты пострадавших. По мнению регулятора рынка страхования (Центральный Банк РФ) самая оптимальная максимальная сумма такой выплаты за ущерб должна составлять примерно около 2 млн. рублей. Но, на этот шаг Правительство РФ пойти не может, так как в этом случае стоимость самого полиса будет составлять уже очень большую сумму, что для правительства не приемлемо.
Второе главное новшество в новом законе 2014 года об ОСАГО - это увеличение максимального срока износа деталей автомобиля. Напомним нашим уважаемым читателям, что в настоящий момент максимальный износ деталей учитывающихся при расчёте страховой выплаты, составляет 80%, что в конечном итоге и приводит к небольшой выплате в случае произошедшей аварии. Часто такого размера выплаты не хватает даже на часть работ по ремонту автомашины попавшей в аварию. Отныне максимальный износ деталей, что будет учитываться в расчёте при возмещении ущерба, составит 50%.
Третье нововведение - это индексация тарифа страховой премии, которую водитель уплачивает страховой компании. Примечательно, что отныне предусмотрена ежегодная индексация базового тарифа полиса ОСАГО. Ну а скорее всего нас каждый год теперь будет ожидать подорожание стоимости полиса. Такое минимальное подорожание будет происходить на величину инфляции. Единственным ограничением в новом законе является, что такое увеличение стоимости полиса может происходить не чаще чем один раз в год и в пределах установленного коридора цен. Сам базовый тариф, минимальные и максимальные ставки стоимости полиса ОСАГО устанавливает Центральный Банк РФ.
"Так что господа уже осенью этого года нас с вами ждет увеличение базового тарифа на 25 - 28%. Напомним нашим читателям, что в настоящий момент этот тариф без учета различных коэффициентов и бонус-малус составляет сумму 1 тыс. 980 рублей."
В том числе новый закон об Осаго предусматривает увеличение суммы ущерба в результате ДТП, которое можно оформить без участия сотрудников Госавтоинспекции. Сегодня упрощенный порядок оформления аварии (без участия ГИБДД) возможен только в том случае, если причиненный ущерб не превышает сумму 25 тыс. рублей и в аварии не пострадали люди, и когда в ДТП участвует только два автомобиля.
С осени этого года лимит ущерба для упрощенного оформления аварии будет увеличен до 50 тыс. рублей.
Примечательно и другое, что для некоторых крупных городов была введена увеличеная максимальная сумма ущерба по которой аварию теперь можно будет оформить без участия сотрудников ГИБДД. Так, согласно нового закона от 21 июля 2014 г. за N 223-ФЗ, в таких городах как, Москва, Санкт-Петербург и соответственно в областях- Московской и Ленинградской, теперь разрешается оформление аварии без участия сотрудников ДПС если сумма ущерба имуществу не превышает 400 тыс. рублей. Однако, чтобы претендовать на такую выплату необходимо, чтобы авария была зафиксирована фото и видео-фиксирующем оборудованием, а сама координата такого ДТП должна быть зафиксирована еще и с помощью GPS или Глонасс навигации.
Еще одно новшество, которое начнет действовать с осени 2014 года - это возможность оформления полиса ОСАГО в электронном виде. Отныне, теперь любая страховая компания имеет право продавать электронный полис обязательного страхования гражданской ответственности. В этом случае бумажный полис не выдается, а информация о страхователе вносится в единую информационную базу РСА. Правда остается пока не ясным, каким образом сотрудники ГИБДД будут проверять наличие у владельца автомобиля полиса, который был оформлен электронным образом...(?)
В заключении мы друзья решили ответить на самые распространенные сегодня вопросы которые могут возникнуть у всех без исключения автомобилистов, и которые связаны со вступлением в законную силу этого Нового закона об ОСАГО.
Подлежит ли увеличению страховая выплата с 1 октября 2014 года, если страховой полис был куплен по старым тарифам?
Согласно нового закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", который вступает в силу с 1 октября 2014 года, максимальный размер выплаты предусмотренный законом действителен на условиях, действующих на момент приобретения полиса ОСАГО. Поэтому, если Вы купили страховку до вступления в силу нового закона, то предусмотренный максимальный размер ущерба будет составлять ту сумму, которая была предусмотрена законодательством на момент покупки полиса.
Будет ли вместе с тарифом индексироваться и максимальный размер выплаты по полису ОСАГО?
В соответствии с новым федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ, в случае индексации тарифа по решению ЦБ РФ максимальный размер выплаты не индексируется. Увеличение максимальной выплаты по ущербу может происходить только по решению ЦБ и на основании поправок внесенных в настоящий закон, которые должны быть приняты Государственной думой РФ и одобрены Советом Федерации, а далее подписаны Главой государства.
Как оформлять ДТП без участия сотрудников ГИБДД?
Предлагаем полную выдержку из нового закона об ОСАГО, который предусматривает исчерпывающий порядок оформления аварий по упрощенной схеме (без участия Госавтоинспекции).
"Статья 111. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.
1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
а) в результате дорожно-транспортного происшествия, где вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте "б" настоящего пункта;
б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;
в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, где характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.
2. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции и при наличии бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненного в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, который направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр совместно с заполненным бланком извещением о дорожно-транспортном происшествии и с заявлением о прямом возмещении убытков.
3. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи обязаны, предоставить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.
Для обеспечения возможности осмотра и (или) проведения независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, стороны не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.
4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, размер страховой выплаты, причитающийся потерпевшему в счет возмещения вреда причиненного его транспортному средству, не может превышать 50 тысяч рублей.
5. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии, произошедшем на территориях городов федерального значения, а именно, Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, ограничение по размеру страховой выплаты предусмотренное пунктом 4 настоящей статьи, не применяется и страховая выплата осуществляется потерпевшему в пределах страховой суммы, установленной подпунктом "б" статьи 7 настоящего Федерального закона, при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).
6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции страховщику должны быть предоставлены, данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).
7. Требования к техническим средствам контроля, составу информации о дорожно-транспортном происшествии и порядок представления такой информации страховщику, обеспечивающий получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
8. Потерпевший, получивший страховую выплату на основании настоящей статьи не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьей.
Потерпевший имеет право обратиться к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, с требованием о возмещении вреда, который причинен жизни или здоровью, который возник после предъявления требования о страховой выплате и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству"
Включается ли стоимость независимой экспертизы и оценки ущерба в общую стоимость ущерба?
Да, согласно закона "Об обязательном страховании" все затраты связанные с экспертизой и оценкой причинённого ущерба транспортному средству в последующем включается в общую сумму ущерба, которая подлежит выплате пострадавшей стороне.
Какие виды возмещения ущерба предусмотрены страховыми компаниями?
Страховая организация может выплачивать ущерб в виде денежных средств, путем зачисления суммы на расчетный счет потерпевшего или в операционной кассе страховой компании, либо клиент может получить натуральное возмещение путем ремонта автомобиля в специализированном автосервисе, с которым у страховой компании заключен соответствующий договор.
Внимание!!! Страховая компания не вправе навязывать клиенту (Вам) вид возмещения ущерба. В каком виде получить возмещение выбирает сама пострадавшая сторона.
Если потерпевший изъявил желание получить возмещение в натуральной форме, то страховщик с момента получения соответствующего заявления обязан в течении 20 рабочих дней направить автомобиль на ремонт.
В каких случаях страховой компании переходит право требования потерпевшего к виновнику аварии о возмещение причинённого ущерба?
В тех случаях, если виновник аварии:
а) вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего;
б) данный вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного);
в) указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;
г) указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;
д) указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями);
е) страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования);
ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;
з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) проведения независимой технической экспертизы;
и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов.
2. Страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к оператору технического осмотра, выдавшему диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, если страховой случай наступил вследствие неисправности транспортного средства и такая неисправность выявлена или могла быть выявлена в момент проведения технического осмотра этим оператором технического осмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.
В каких случаях пострадавшая сторона имеет право требовать возмещения ущерба со своей страховой компании?
Действующее законодательство предусматривает определенные условия, когда потерпевший может обращаться в свою страховую компанию для получения возмещения ущерба, а именно:
- в аварии участвовало не больше двух транспортных средств;
- оба участника ДТП должны иметь действующий полис ОСАГО.
Можно ли в случае несогласия с размером выплаты сразу обращаться в суд о взыскание со страховой компании необходимой суммы?
Согласно нового закона об ОСАГО, с осени этого года владелец транспортного средства, не согласный с оценкой ущерба, не вправе сразу подавать иск в судебные органы. Для этого потерпевший сначала должен подать заявление о выплате и дождаться решения страховой компании. В случае несогласия с суммой ущерба потерпевший обязан предъявить страховщику соответствующие претензии с просьбой изменить сумму ущерба. Если и в этом случае страховая компания откажет в выплате необходимой суммы, тогда пострадавший вправе уже обратиться с иском в суд.