Есть ли необходимость вводить дополнительный штраф за превышение скорости?
Превышение скорости на 10 км/ч хотят вернуть
Уже совсем скоро (сроки вступления в силу нововведения пока уточняются) российские автомобилисты будут вынуждены оплачивать штраф за превышение скоростного режима на величину, превышающую 10 км/час. Этой новостью поделился заместитель Департамента транспорта Российской Федерации Андрей Корнеев.
В центре Москвы скоростной режим останется без изменений
Разговоры о снижении порога допустимого превышения скорости велись еще с февраля текущего года. Именно тогда с инициативным предложением в Государственной Думе выступил народный депутат и по совместительству председатель партийной организации «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков. По мнению депутата, который, кстати, был инициатором ненаказуемого превышения скорости до 20 км/час, нововведение, действовавшее на российских дорогах с 1 сентября 2013 года, оказало «медвежью услугу» всем участникам дорожного движения. Ведь с тех пор практически все водители взяли за правило передвигаться по городу на своих автомобилях со скоростью 80 км/час. Более того, многие «горячие головы» перемещаются по городским улицам со скоростью 90–110 км/час. О «мажорах» речи в этой статье вести не будем – скорость их передвижения нередко составляет 140–150 км/час в городских условиях.
Чем грозит превышение скоростного режима в таких величинах, думается, пояснять не стоит. Как бы ни была «крута» машина и ее водитель, законов физики никто не отменял – летящий по городу со скоростью даже 70 км/час металлический снаряд на колесах остановиться перед пешеходным переходом или перед внезапно затормозившим идущим впереди автомобилем мгновенно не сможет! Тормозной путь на идеально ровной и сухой дороге автомобиля на скорости 80 км/час составляет в среднем 56 метров. Всевозможными исследованиями установлено: в случае наличия между тормозящим автомобилем и препятствием, вызвавшим торможение, расстояния не менее двух длин кузова останавливающейся машины она (то есть машина) сталкивается с препятствие на скорости приблизительно 50 км/час. Неслучайно ведь все краш-тесты проводятся именно на этой скорости! Как выглядят тестируемые автомобили и их «пассажиры» после таких испытаний, напоминать, очевидно, не нужно.
Давайте вкратце рассмотрим показатели торможения в идеальных, лабораторных условиях. При скорости движения 50 км/час на сухом дорожном покрытии при среднем уровне реакции водителя для полной остановки автомобиля потребуется примерно 22,66 метра. А вот при скорости 60 км/час в аналогичных условиях машина прибудет в эту же точку с остаточной скоростью 43 км/час. Вот вам и незначительные 10 км/час скорости! Ухудшение дорожных условий сразу же влечет за собой увеличение величины тормозного пути. К примеру, при торможении по гололеду или по укатанному снегу до полной остановки автомобиль может пройти до 125 метров при 60 км/час.
Норма вводилась с целью избавления водителей от штрафных пунктов за незначительное превышение скорости движения при действующей накопительной системе штрафных баллов. Надежда была на сознательность наших автовладельцев, которые будут придерживаться безопасного скоростного режима прежде всего в городских условиях. Ведь «вилка» в превышении скорости на 10–20 км/час предусматривала лишь неординарные, экстренные случаи нарушения скоростного режима.
Следует напомнить «горячим головам», что в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия при прочих равных условиях виноватым считается тот, кто нарушил правила дорожного движения. То есть в нашем случае виновным будет признан водитель, автомобиль которого двигался со скоростью даже 61 км/час, не говоря уже про 80 км/час.
По нашему мнению, повышение ненаказуемого порога скорости до 80 км/час в городе изначально было неверным решением. Ни в одной цивилизованной европейской стране, к числу которых причисляет себя и Россия, скорость передвижения по городским улицам не превышает 50 км/час. И никаких поблажек в виде «вилки» 10–20 км/час. Единственно допустимым отклонением может считаться 10-процентная погрешность измерительных приборов – спидометра автомобиля или прибора измерения скорости. Кстати, такая система существовала ранее и в нашей стране.
Величина ограничения 50 км/час рекомендована Всемирной организацией здравоохранения. Причин тому несколько, но основная состоит в том, что при столкновении автомобиля, движущегося со скоростью 50 км/час с пешеходом, вероятность летального исхода у последнего составляет 50%. При увеличении скорости до 60 км/час пропорционально возрастает и вероятность гибели пешехода – до 83%. А при скорости 70 км/час и более летальный исход настанет в 100% случаев. Поэтому трудно судить, чем руководствовались люди, принимавшие законопроект о ненаказуемой «вилке» в 10–20 км/час, фактически позволив передвижение по городу со «смертельной» скоростью 80 км/час безнаказанно.
Еще более непонятным становится это решение в свете беспристрастной статистики: количество наездов автотранспортом на пешеходов с летальным исходом на обозначенных пешеходных переходах неуклонно растет, начиная с 2004 года. Причем соотношение наездов на регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах приблизительно одинаковое. Еще более увеличивается риск попасть под автомобиль у пешеходов вне обозначенных переходов в разрешенных местах. При несоизмеримых скоростях передвижения пешеход попросту не сможет увидеть движущийся с ненаказуемой скоростью в 80 км/час автомобиль перед началом своего маневра по переходу дороги. В связи с этим человек попросту не сможет адекватно оценить скорость движения машины и возможность ее торможения. Отсюда и множество случаев, когда люди (особенно преклонного возраста) сбиваются и признаются виновными в совершении дорожно-транспортного происшествия.
Следующим отрицательным фактором действия ненаказуемой «вилки» превышения скорости является психологический аспект. Для водителя становится нормой игнорирование запрещающего знака «Ограничение максимальной скорости», ведь можно смело ехать вместо положенных 40 км/час мимо школы со скоростью 60 км/час. Чем это может грозить, мы уже рассматривали выше. Таким образом, постепенно разрушается стереотип выполнения водителем различных запрещающих знаков. Ведь если можно нарушить скоростной режим, то почему нельзя, к примеру, обогнать по сплошной разделительной полосе на подъем?
Снижение скоростного ценза в российских мегаполисах до 50–55 км/час не создаст проблем с образованием новых пробок, — уверены различные эксперты. Например, средняя скорость автомобильного потока в нашей столице не превышает 45 км/час, а в центре столицы и вовсе не выше 27 км/час. Скоростной лимит в других населенных пунктах страны должен определяться, исходя из конкретных условий в этих городах и поселках.
Безусловно, на отдельных участках городских дорог возможно увеличение скоростного лимита до 70–80 км/час. Но должны выполняться некоторые обязательные правила, например, наличие подземных пешеходных переходов.
Такое подробное описание возможных рисков при повышении скорости выше установленной величины именно в городских условиях объясняется тем, что именно в городской черте водителей снова будет привлекать к административной ответственности за превышение границы в 10 км/час. Для водителей, превысивших скорость в пределах «вилки» 10–20 км/час за чертой населенного пункта, по-прежнему административного наказания не предусматривается. Величина штрафа будет такой же, какая предусматривалась законодательством при нарушении скоростного режима более чем на 20 км/час. Согласно КоАП, сумма штрафа составит 500 рублей. При различных величинах превышения скорости движения сумма штрафа варьировалась от 500 до 5000 рублей, а для «гонщиков – рецидивистов» предусматривалось лишение водительских прав сроком до одного года.
Как будет выглядеть новая сетка штрафов, пока неизвестно. Но, думается, больших изменений она не претерпит. Более того, в кулуарах органов власти упорно ходят разговоры о повышении размеров штрафов за несоблюдение скоростного режима. Проект соответствующих изменений в Административный кодекс планируется внести в Госдуму до конца текущего года. Наверняка и в ГИБДД с удовольствием поддерживают эту идею.
Думается, ответ на вопрос о необходимости ужесточения ответственности за нарушение скоростного режима в городской черте должен быть только положительным.