Необходимо ли введение в России двух категорий прав?
Вы будете любителем или профессиональным водителем?
В России в ближайшее время может быть принят закон о двух категориях автомобильных прав. Так, предполагается разделение автомобилистов на категорию любителей и профессионалов. Для каждой категории водителей обучение в автошколах будет проводиться с соблюдением определенных особенностей.
В качестве инициаторов принятия данного законодательного решения выступила гильдия автомобилистов. По их мнению, необходимо существенно изменить законодательство и разделить всех автолюбителей на любителей и профессионалов. Пока неясно, какие привилегии даст данное разделение, однако уже сейчас ясно, что для первой и для второй категории будут предусмотрены равные меры ответственности за нарушение правил дорожного движения.
Кому нужна новая инициатива?
Новая инициатива в ближайшее время будет рассмотрена в Государственной думе с послания гильдии автомобилистов. Если закон будет принят, будет официальное разделение всех автомобилистов на любителей и профессионалов. По мнению экспертов, уже сейчас требуется разделение программ для обучения водителей на базовый курс и продвинутый курс, который позволит получить статус профессионального автомобилиста.
Предусматривается, что продвинутый курс обучения будет необходимо пройти следующим категориям автомобилистов:
По мнению авторов инициативы, она существенно поможет повысить безопасность дорожного движения и снизить количество аварий с участием водителей большегрузов и общественного транспорта. На сегодняшний день для всех обучающихся в автошколах предусмотрена единая программа обучения. Разделение программы обучения будет выгодно и студентам автошкол, которые уже при поступлении знают, на каком виде транспорта они будут ездить, и нужна ли им будет продвинутая категория прав. На сегодняшний день требования к подготовке обычных водителей изменены, это вынудило автошколы поднять цены за обучение в несколько раз. Разделение категорий позволит снизить стоимость обучения для обычных водителей и повысить ее для тех, кто желает получить продвинутую категорию прав.
Примечательно, что до рассмотрения данной инициативы уже отмечено повышение тенденции к поиску альтернативы для получения водительских прав. Это связано с ростом стоимости обучения и с другими факторами. К тому же количество желающих получить права несколько снизилось, сократилось количество автошкол, которые прошли аккредитацию и продолжают обучение водителей на основании выданной лицензии.
Программы обучения
Сегодня преподаватели автошкол уверены, что для получения обычных водительских прав не требует углубленное изучение тем по обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта. Такая программа будет актуальной для тех, кто намерен получить профессию водителя и не увлекаться любительской ездой. В большинстве стран мира уже сегодня программы по подготовке водителей включают в себя обычный курс и курс для профессионалов. В России после принятия инициативы в водительском удостоверении может появиться отметка о том, является водитель любителем вождения или профессионалом. Требований к обязательному прохождению курса профессионалов для водителей такси и машин общественного транспорта пока не выдвинуто.
Однако уже сейчас для водителей общественного транспорта работают свои автошколы, где преподаются дополнительные дисциплины:
- по безопасности дорожного движения; - по оказанию неотложной помощи; - по ремонту и обслуживанию автомобильного транспорта.
Таким образом, разделение программ обучения для любителей и профессионалов уже предусмотрено. Для вождения автобусов есть особая отдельная категория, программы обучения используются автошколами. К тому же подготовка будущих водителей автобусов проводится на базе специальных комбинатов, которые чаще всего принадлежат транспортным пассажирским компаниям. Но подготовка водителей большегрузов и такси проводится на базе обычных автошкол по стандартной программе обучения.
Возможно, что дополнительные знания, которые получат продвинутые водители на курсах обучения, окажутся для них полезными в практике автомобильного вождения. Ведь им придется по долгу службы проводить за рулем большее количество времени по сравнению с обычным водителем. Здесь пригодятся и знания по ремонту и обслуживанию автомобилей, углубленные знания по безопасности дорожного движения. В Европе предусмотрена практика, которая требует получения обычных водительских прав, вождения на протяжении 2-3 лет и прохождения переаттестации и получения категории продвинутых водительских прав.
Преимущества дифференцированного обучения
Разделенный подход к подготовке будущих водителей имеет свои преимущества для автошкол, водителей и всех участников дорожного движения, которые заключаются в следующем:
• в повышении безопасности вождения (за счет получения углубленных знаний); • в снижении стоимости обучения для обычных водителей (для категории продвинутых автомобилистов стоимость обучения может оказаться в несколько раз выше); • в официальном разделении всех автолюбителей на две категории (ответственность за соблюдение правил дорожного движения для каждой из категорий может быть разной, поскольку профессионалы берут на себя большие риски, их ответственность за безопасность должна быть выше).
В обычной водительской практике некоторые дисциплины, которые преподаются в автошколах, могут не пригодиться. Это касается основ оказания первой медицинской помощи. Уроки по безопасности жизнедеятельности преподаются во всех старших классах школ. Уроки по ремонту и обслуживанию тоже пригодятся не всем автолюбителям, в особенности это касается женщин. Поэтому преимущества разделенного подхода к подготовке будущих водителей очевидны. Если судить по европейскому опыту, разделение водителей на любителей и профессионалов позволяет повысить престижность и качество обучения в автошколах. Новое предложение в ближайшее время будет рассмотрено законодателями, принятия инициативы стоит ожидать не ранее следующего года.
Как изменятся автошколы
Если инициатива будет одобрена законодателями, к изменениям необходимо подготовиться не только будущим водителям, но и автошколам. Вполне возможно, что потребуется разделение преподавателей для обучения двух разных групп. К подготовке водителей-профессионалов можно допустить преподавателя с большим стажем и опытом вождения, который сам знает те условия, с которым сталкиваются водители-профессионалы.
Для подготовки обычных водителей могут использоваться преподаватели, знающие основы безопасности вождения, углубленная подготовка для них необязательна. Стоит отметить, что в минувшем году резко сократилось количество автошкол, поскольку были введены новые требования к их оборудованию. С получением лицензии не справились несколько десятков школ по всей стране. Однако качество обучения все же было повышено, статистика безопасности вождения пока говорит об обратном результате, по-прежнему новички-водители часто нарушают требования безопасности вождения.
Возможно, автошколам после принятия закона о двух категориях прав потребуется:
• изменить подход к обучению и рассмотреть возможность оборудования новых классов; • разделить преподавателей на две группы для подготовки водителей двух категорий; • сократить программы обучения за счет исключения некоторых дисциплин из стандартной программы для подготовки водителей.
Разумеется, все эти изменения не должны повлиять на качество подготовки будущих водителей. Необходимо использовать рациональный подход в соблюдении всех требований по подготовке будущих водителей. Отказаться только от того, что предусмотрено законом, соблюсти все требования по соблюдению стандартов обучения, повышать качество обучения и использовать все свои возможности для повышения квалификации водителей-любителей.
Разделение программ обучения водителей принесет и еще одну ощутимую пользу – будущие водители потянутся на обучение охотнее. Это будет связано и с сокращением программы для подготовки обычных водителей и с возможным снижением стоимости обучения.
Инициатива с разделением всех водителей на две категории воспринимается общественностью как необходимая мера. Ведь уже сегодня действует условное разделение водителей на любителей и профессионалов. Оказывается, что в дорожных условиях все равны, но необходимы меры для повышения безопасности вождения. Если обычный водитель несет ответственность за себя и 2-3 пассажиров, то водитель автобуса несет ответственность за десятки людей. Поэтому и требования к подготовке профессионала такого уровня должны быть иными и углубленными по сравнению с обычными водителями.