Почему на большинстве автомобилей двери не открываются вверх
Почему потрясающей формы двери "Крылья чайки" не стали популярными в автопромышленности
Многим из нас не раз приходилось слышать об автомобильных дверях формы «Gullwing», которые также носят название, как "Крылья чайки" или "Соколиные крылья". Такое название для них было придумано не случайно. Эти «Gullwing» открываются не как все традиционные двери с направлением в бок, т.е. в стороны, а непосредственно вверх.
В результате этого автомашина при этих открытых дверях действительно похожа на птицу в полете. Недавно и впервые за долгие годы к этой конструкции дверей снова стало повышенное внимание. А началось все с премьеры первого в мире электрического кроссовера Tesla X, в котором и была применена эта система формы дверей.
Во время презентации машины глава компании "Тесла" продемонстрировал публике преимущества дверей «Gullwing» при эксплуатации автомобиля в городской среде. Вот например, подобные двери просто незаменимы в труднодоступном городском пространстве (особенно на парковке). Очень удобно с такими дверями усаживать в детское кресло ребенка, не сгибаясь при этом в три погибели.
Все мы с вами знаем, что впервые такую конструкцию дверей начала использовать у себя компания "Мерседес", произошло это в далеком 1952 году при представлении компанией спортивной модели автомобиля Mercedes-Benz 300SL (W194).
С тех пор некоторые автомобильные компании не раз выпускали автомобили с похожей конструкцией дверей. Но, тем не менее, подобной формы автомобильные двери так и не стали особо популярными в мировой автопромышленности. Многие задаются вопросом,- "Почему же такие практичные, эффективные и красивые двери так и не прижились в мировой автопромышленности?" Попытаемся в сегодняшней статье друзья ответить на этот интересный на наш взгляд вопрос.
1. Проектирование таких идеальных дверей в форме "Крылья чайки" связано с очень большими трудностями
На первый взгляд можно подумать, что автомобильные двери «Gullwing» не представляют из себя особых трудностей при их проектировании. Но это было бы так, если речь шла бы об обычных как принято дверях. Но когда нужно спроектировать совсем иные двери открывающиеся вверх, то здесь конструкторы и инженеры сталкиваются с очень большими (даже огромными) сложностями.
Во-первых, главной особенностью таких дверей «Gullwing» является их тяжелый вес. Поэтому механизм открывания дверей должен уметь и без проблем выдерживать вес этих тяжелых дверей при подъеме вверх. Согласитесь друзья, чтобы поднять дверь вверх это не одно и тоже, что повернуть дверь на петлях или на шарнире просто в сторону. Также при проектировании дверей "Крылья чайки" нужно обязательно учитывать, что водитель и пассажиры не должны прилагать особых усилий при открывании таких дверей вверх.
Также сложность данного проектирования связана и с вопросами излишней нагрузки этих дверей на саму крышу автомобиля. Инженеры при создании конструкции таких дверей обычно сталкиваются с проблемой защиты крыши автомобиля от деформации. В том числе и как правило, сами двери «Gullwing» являются фактически как-бы частью крыши автомашины. В итоге получается, что при проектировании подобных дверей инженеры должны учитывать герметичность таких дверей, что как полагается должны защищать салон машины от влаги. Именно поэтому во время дебюта и демонстрации автомобиля Tesla Model X Элон Маск не раз упомянул о новых уплотнителях в дверях.
В целом многие такие трудности при создании дверей «"Соколиные крылья" или "Крылья чайки"» все-же не являются какими-то непреодолимыми трудностями для талантливых инженеров. Но в наше время куда проще все-же взять и обойти все эти трудности оснащая автомобили обычными, как принято, дверьми.
2. Двери открывающиеся вверх могут раздражать водителя и также пассажиров
Обратите внимание друзья на показанную GIF-фотографию. Она сама говорит за себя. На фото вы можете видеть и наблюдать, как водитель Mercedes SLS AMG сталкивается с проблемой закрытия двери. Конечно, подобную проблему можно решить с помощью электропривода, как это сделала на автомобиле компания "Тесла", оснастив свой электрический кроссовер задними дверьми «Gullwing» с электрическим приводом. Но при использовании подобной технологии в автомобилестроении повышается себестоимость машины и растет вероятность отказа дверей в процессе ее эксплуатации. Все-таки многие понимают, что механические системы куда надежнее любой электроники.
3. Двери "Крылья чайки" трудно сделать совсем безопасными
Безопасность является главным препятствием в массовом распространении дверей в форе "Крылья чайки". Долгие годы на автомобильном рынке во многих развитых странах мира существуют единые стандарты безопасности, которые требуют от автопроизводителей применения технологий защищающих людей от опрокидывания автомобилей.
Главное требование - это сохранение возможности открыть двери после аварии. Если с обычными дверьми большинство автопроизводителей смогли добиться таких стандартов безопасности открывания дверей, то с дверьми «Gullwing» по-прежнему существуют проблемы, так как после опрокидывания автомобиля с подобной конструкцией дверей на крышу существует определенная сложность открытия этих двери(ей), чтобы водителю и пассажирам можно было бы вылезти из машины.
Компания "Мерседес", чтобы создать автомобиль с дверьми "Крылья чайки", который бы соответствовал требованиям безопасности, придумали для этого специальную технологию, которая позволяет людям без проблем вылезти из машины после ее опрокидывания на крышу. Например, Mercedes SLS AMG с конструкцией дверей в форме "Крылья чайки" использует у себя специальные крепежные болты, которые в случае необходимости просто взрываются, для того чтобы водитель и пассажир при необходимости могли свободно вылезти или выбраться из автомобиля.
Автомобиль Tesla Model X не имеет у себя каких-то подобных решений. Но к счастью этот кроссовер спереди имеет обычные двери через которые пассажиры при необходимости с смогут без проблем выбраться с заднего сиденья машины на ружу.
Также такие двери "Крылья чайки" в не достаточной мере защищают пассажиров от боковых ударов. А все дело в жесткости самого кузова, который с такой конструкции дверей по-прежнему оставляет желать лучшего.
Как вы уже поняли господа, модные и эксклюзивные двери в форме "Крылья чайки" имеют больше минусов, чем плюсов. Именно для автомобильных компаний проще не оснащать ими свои автомобили, чем проектировать и устанавливать на них подобные дорогие двери. Да, такие двери «Gullwing» безусловно имеют ряд преимуществ, но в конечном итоге, если подойти к вопросу с практической стороны дела, то подобная конструкция дверей больше доставляет проблем, чем пользы.
Также, себестоимость этих или подобных дверей в несколько раз превышает стоимость обычных автодверей. Именно по этой причине мы не видим с вами в автопромышленности массовости этой технологии, и лишь редко, некоторые премиальные автомарки (автофирмы) выпускают спортивные автомобили с формой дверей, которые открываются вверх.