Производство Хонда NSX, как это происходит и где собирается этот штучный японский спорткар.
Эта наглядная статья о том, как компания "Honda" будет производить свои модели автомобилей NSX, которые будут выезжать (съезжать с конвейера) завода "Хонда" расположенного за рубежом, то есть в США.
Ежедневно более 800 единиц автомобилей Accord выезжают с завода Хонда, который расположен в городе Мэрисвилл, штат Огайо. Это классическая фабрика по производству автомобилей во всех смыслах слова. Это производство, которое доминирует за счет скорости сборки машин и своей эффективности.
Как создается машина с нуля: Описание всего процесса
По соседству с ним расположился еще один новый завод, которому поставлена задача, а именно, делать то, чем "Honda" не занималась десятки лет: -создавать в действительности мелкосерийные партии спортивных автомобилей. Примерно 100 ее сотрудникам поручено и предписано создавать от 8 до 10 автомобилей Honda NSX в день. По сравнению с самими объемами традиционного массового производства это можно пожалуй сравнить с промышленной добычей того же золота или драгоценных камней, на туже ювелирную огранку алмазов или создание индивидуальных штучных ювелирных украшений. Данный процесс- сродни хирургии, он очень трудоемкий, высокотехнологичный, но при этом очень увлекательный и довольно интересный.
Само здание завода представляет собой торжество передовых технологий. Чистые, белоснежные секции, новейшее оборудование, обученный персонал. Внутри нет привычных стен и перегородок, весь процесс сборки и его этапы открыты для изучения, они представляют собой не конвейер, а многопотоковое параллельное производство.
Пойдемте друзья с нами, мы проведем для вас виртуальный тур по тем местам на заводе, где рождается автомобильная легенда.
Вот как "Honda" строит и собирает свои суперкары:
Детали, из которых создается рама автомобиля Honda NSX (Acura NSX), доставляются на завод уже готовыми, то есть: лонжероны, различные усиления и перемычки для кузова делаются заранее, но сама рама варится уже на месте, получается как-бы большой конструктор. Для этого обычно требуется около дюжины матриц (как та одна, что показана на фотографии), которые в свою очередь установлены в одной из трех роботизированных сварочных кабин.
Стенды для сварки полностью роботизированы для обеспечения согласованности и точности всех действий, в этом деле людям давно не нашлось места. "Honda" утверждает, что сами шасси у NSX сварены в пределах точности 0,1 мм. Это означает, что в отличие от других производителей суперкаров о которых "Honda" отказывается упоминать поименно, для ее автомобильных рам не требуется дополнительная постсварочная обработка.
То, в каком виде рама NSX выходит после сварки, в том самом виде она и пойдет далее на автомобиль. Точность и сами технологии позволяют уменьшить и сократить временные рамки самого этого процесса, снизить себестоимость работ и улучшить управляемость данного автомобиля в готовом варианте.
Вот так выглядит на фото сваренная рама, т.е. готовый уже продукт. Углеродный пол и панель крыши присоединятся к ней немного позже. Основа полностью алюминиевая, однако сами передние стойки сделаны из стали (присмотритесь на фото, они отличаются по цвету). Применение стали усложняет естественно задачу, приварить ее к алюминию просто невозможно, шов получится ненадежным, поэтому требуются дополнительные специальные технологии сварки. Но компания "Хонда" пошла более простым путем, т.е., места самих соединений скреплены просто болтами.
Зачем тогда понадобилось использовать стальные части в этих местах? Инженеры компании "Honda" объяснили, сам этот феномен очень прост. В итоге проведенных исследований японские инженеры приняли для себя нестандартное решение, и все для того, чтобы улучшить водителю обзорность. В ходе испытаний с алюминиевыми стойками обзор был для водителя недостаточным. Широкая алюминиевая балка в значительной степени перекрывала эту обзорность. При той же прочности стальная стойка была естественно тоньше и уже. В связи с этим и было найдено решение.
Для того чтобы убедиться, правильно ли каждый корпус был собран в пределах тех же допусков, более 2700 точек данных и другие различные 500 мест кузова могут быть измерены при помощи координатно-измерительной машины. Один стационарный высокоточный измерительный стенд находящийся в центре завода, производит такие замеры с точностью до 30 микрон, это меньше ширины человеческого волоса. "Honda" также имеет еще и два портативных средства измерений, которые при необходимости могут быть привезены в сам сборочный цех. Точность правда у них похуже, всего до 50 микрон.
После того, как все зазоры проверены и было дано добро на дальнейшую сборку партии автомобилей, кузова машин погрузят в специальные ванны с особым техническим раствором, перед тем, как они будут окрашены и на них будут установлены внешние панели. Всего на заводе установлены шесть ванн, как эта, показанная на фото, и, ни в одну из них вы точно не захотели бы занырнуть. Процесс индустриального вида, тажа классика обработки кузовов, считается самым шумным на сборочном предприятии. Компания "Honda" утверждает, что большая часть самой жидкости поле ее использования перерабатывается. Забота об экологии и здесь ничего не поделаешь.
Большинство панелей кузова в NSX окрашиваются маляром-роботом. Около 18 литров краски в 11 слоев, таким образом окрашивается каждый из кузовов. Некоторые части у автомобиля покрашены вручную. Например, теже передние фальшрешетки радиатора, которые приезжают на завод в виде обычной пластиковой заготовки черного цвета, а затем они уже повторно окрашиваются в черно-угольный цвет. Зачем это делается - загадка.
Когда кузов прошел стадию покраски начинается ручная сборка шасси. Порядок этой сборки классический и вполне предсказуемый. Никаких новаторских решений здесь не используется. Электроника и аппаратные средства ставятся на первый план (в первую очередь), ближе к самому завершению устанавливается сам интерьер.
Каждая гайка и болт затянут до предварительно установленного крутящего момента, делается это с помощью особого динамометрического ключа, который подключен напрямую к компьютеру. Таким образом, если что-то пойдет не так, то специалисты "Honda" будут обязательно знать об этом, а именно, где и когда, с какой силой был затянут каждый из многочисленных болтов и гаек на автомобиле, был ли это единичный случай брака и могут ли другие автомобили из данной партии быть подвержены тому же самому недугу, т.е. будут знать обо всем. Тем не менее каждый алюминиевый болт наживляется все-равно вручную, чтобы на сто процентов убедиться, что при его закручивании не было ни каких перекосов и резьба вошла правильно. Для такого хрупкого и крылатого материала это очень важно.
Двигатель у NSX также «Made in US», но собирается он не на том же заводе, что и автомобили. Это тоже очень трудоемкий процесс, который достигает своей кульминации в тот момент, когда сам 3,5-литровый твин-турбированный V6 устанавливают на испытательном стенде, на котором он проходит 45 минутный цикл своего тестирования/обкатки.
Компания "Honda" использует у себя несколько роботов, которые выполняют при сборке спорткара определенные заданные функции. Но по факту в постоянке используется только один робот, для нанесения материала- герметика. Даже в таком важном процессе как установка двигателя, где кузов и двигатель авто идут навстречу друг к другу (кузов опускается, а двигатель поднимается на специальном столе), необходим ручной труд специалистов, который и используется. Им проще вручную поймать миллиметры и не поломать дорогостоящие части автомобиля.
Про миллиметры мы сказали не просто так, для красного словца, зазоры во время «женитьбы» 3.5-литрового мотора и кузова составляют 3 - 4 мм по обе стороны. Такая установка двигателя и шасси занимает 62 минуты. Пунктуальность - это залог успеха!
После того, как механические устройства соединяются с кузовом начинается процесс установки кузовных панелей. Сначала ставится одна дверь, затем сам процесс сборки переходит на другую панель, начинают подгоняться зазоры к установленной ранее внешней части кузова, и так происходит далее. "Это как укладка той-же плитки",- объясняет менеджер.
"Honda" зарегистрировала 12 патентов по процессу сборки автомобилей NSX, шесть из которых непосредственно относятся к контролю качества. После того, как кузов полностью собран, автомобиль в значительной степени считается законченным. С этого момента наступает процесс основных тестирований и проверок.
Сход-развал колес, установка шин а вместе с тем и клиренс авто проверяются на этом приспособлении (фото выше). Сам автомобиль немного приподнимают, чтобы было легче с ним работать. Далее уже происходит процесс юстировки.
Все оборудование, на котором собирают данные спорткары тоже должно время от времени калиброваться. Как тогда проверить точность работы машины по регулировке углов установки тех-же колес? А вот как. При помощи жесткого тестового шасси, как делается это на этом автомобиле. У данного (этого) шасси всегда идеальный сход-развал.
После проведения юстировки колес и самой подвески, каждый автомобиль NSX проходит весовую проверку, чтобы убедиться, что в данном автомобиле все установлено на своих местах. Если все установлено правильно, то распределение веса будет идеальным, дорожный просвет на машине не просядет ни на долю миллиметра установленного эталоном. В том случае, когда показатели отличаются начинается проверка, значит что-то пошло действительно не так.
Каждый автомобиль NSX поднимается на пандус для проверки его нижней части. Вряд ли там будут или найдут какие-либо повреждения, но дополнительный осмотр не помешает. Нужно быть на все 100% уверенным, что ни одно из креплений во время проведения динамометрического теста не ослабло.
Каждый автомобиль проходит динамометрический стенд:
-во-первых, чтобы замерить выходную мощность требуется откалибровать сам спидометр; во-вторых, проверить давление в тормозной системе а далее сделать окончательный тест проверки ручного тормоза. Вся проверка занимает около двух минут.
Далее готовый автомобиль перевозят в достаточно хорошо освещенную комнату, где краска (покраска авто) проверяется на наличие дефектов, какими бы малыми они не были. Зоркий глаз проверяющего тут-же уловит любую нестыковку. Во время самой сборки, когда ведутся работы с автомобилем, рабочие кладут мягкие кожаные чехлы на кузов, которые по идее не должны оставлять микро-царапины на краске. Но опять же, дополнительная проверка будет не лишняя.
И последний штрих- душ. После проверки лакокрасочного покрытия автомобиль загоняют в отдельную камеру, где его начинают обильно поливать водой. Это не мойка автомашины. Так проверяются протечки и герметичность кузова. Через пару минут очередной автомобиль NSX выедет из дверей автозавода.