Как упали продажи новых автомобилей в России за 3 года
Падение продаж автомобилей в России в период с июля 2013 года по июль 2016 года.
Вчера Европейская ассоциация автопроизводителей опубликовала очередной не радостный отчет о продажах новых автомобилей в России в период с января по июль 2016 года. Как и прогнозировали международные аналитики наш рынок автомобилей продолжил свое затяжное падение. Итог не утешительный. За 7 месяцев текущего года продажи новых транспортных средств сократились на 14,4 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Еще более неутешительная статистика видна по итогу июльского месяца текущего года в котором продажи новых автомобилей упали на 16,6 процентов. Но к подобной падающей статистики люди уже привыкли и вряд ли у кого-то эта информация вызовет удивление. Все дело в том, что все мы уже привыкли каждый месяц видеть, как сжимается наш авторынок. А что, если посмотреть на статистику продаж автомобилей в трехлетний период. Давайте более подробнее узнаем насколько действительно упал наш автомобильный рынок, а также проанализируем его шансы на восстановление.
Для начала давайте вспомним 2013 год, который уже начал показывать замедление темпов продаж новых автомобилей. То есть уже тогда рынок начал свое падение, несмотря на то что до экономического кризиса наша страна еще была далеко. Но судя по 5 процентному падению по итогу 2013 года авторынок первым начал реагировать на замедление ВВП страны. И это с учетом того что цены на нефть на мировых биржах были еще высокими, и наша страна получала сверхдоходы от продажи черного золота. Тем не менее из-за структурных проблем в Правительстве и экономики России, замедление ВВП неминуемо отразилась на снижении доходов населения. В итоге автомобильный рынок первым в стране ощутил на себе падение спроса на новые автомобили. Но тогда на снижение продаж никто не отреагировал, так как 2012 год стал для России рекордным по продажам новых транспортных средств. В итоге большинство аналитиков считало, что замедление темпов продаж новых автомобилей в 2013 года было связано с временным насыщением спроса.
Но сегодня оглядываясь назад уже все понимают, что именно 2013 год стал зарождением долгосрочного падающего тренда на авторынке, конца которого нет и по сей день. Хотя эксперты и аналитики считают, что в этом году у Российского авторынка есть реальный шанс прекратить падение. Вполне возможно, что нашему рынку действительно удастся впервые за несколько лет стабилизироваться. Предпосылки к этому есть. Но тем не менее ситуация в экономике страны остается неустойчивой и поэтому прогнозировать итоги года в настоящий момент не благодарное дело.
То, что наш авторынок серьезно упал, ни у кого не вызывает сомнения. Но мало кто задумывается как упали продажи в разрезе последних трех лет. Для этого нужно наглядно видеть насколько упали продажи автотранспортных средств. Давайте посмотрим таблицу, которую мы для вас подготовили. Эта аналитика наглядно показывает, как сильно сложился наш автомобильный рынок:
Статистика продаж новых автомобилей с июля 2013 по июль 2016 года
(динамика падения Российского авторынка за 3 года - по маркам)
МАРКА
ИЮЛЬ
ЯНВАРЬ - ИЮЛЬ
2016
2013
Динамика в %
2016
2013
Динамика в %
Lada
21754
37549
-42,07
146107
264278
-44,71
KIA
11841
17099
-30,75
81607
111969
-27,12
Hyundai
10802
14755
-26,79
75136
104221
-27,91
Renault
9132
18013
-49,30
61173
122646
-50,12
Toyota
7144
14599
-51,07
51381
87653
-41,38
VW
5839
13303
-56,11
39463
90583
-56,43
Nissan
4765
11605
-58,94
41089
75352
-45,47
Skoda
4670
6805
-31,37
31560
49652
-36,44
ГАЗ ком.авт.
4115
7245
-43,20
28865
45425
-36,46
Ford
3306
9293
-64,42
23984
60416
-60,30
УАЗ
3290
4158
-20,88
24600
29141
-15,58
Mercedes-Benz
2952
3835
-23,02
22093
23865
-7,43
Chevrolet
2577
15487
-83,36
17360
95687
-81,86
BMW
2100
3515
-40,26
16261
22789
-28,65
Mazda
1854
3300
-43,82
11001
23442
-53,07
Audi
1700
2954
-42,45
12832
21135
-39,29
Lexus
1665
1298
28,27
12752
8774
45,34
Lifan
1387
2603
-46,72
8952
14083
-36,43
Mitsubishi
1358
6087
-77,69
10067
43662
-76,94
Datsun**
1303
0
9532
Land Rover
573
1715
-66,59
5312
11307
-53,02
VW ком.авт.
456
1312
-65,24
3109
9010
-65,49
Chery
437
1853
-76,42
3110
11525
-73,02
Volvo
430
1021
-57,88
2924
8407
-65,22
Mercedes-Benz ком.авт.
372
411
-9,49
3103
2416
28,44
Subaru
359
1304
-72,47
2989
9929
-69,90
Porsche
358
299
19,73
2719
2163
25,71
Infiniti
342
625
-45,28
2613
5051
-48,27
Citroёn
263
2925
-91,01
2390
16772
-85,75
Suzuki
257
2551
-89,93
3140
16372
-80,82
Peugeot
248
2907
-91,47
2118
20464
-89,65
Geely
242
2773
-91,27
3350
14474
-76,86
Ravon**
237
237
Jaguar
220
175
25,71
941
938
0,32
FIAT
129
678
-80,97
1361
4181
-67,45
Cadillac
125
114
9,65
724
909
-20,35
MINI
120
234
-48,72
743
1584
-53,09
Honda
119
2246
-94,70
838
14520
-94,23
smart
96
26
269,23
231
108
113,89
DFM**
88
696
Jeep
85
411
-79,32
691
2413
-71,36
FAW
77
461
-83,30
577
2329
-75,23
Brilliance**
60
706
Isuzu
40
20
100,00
288
73
294,52
Zotye**
36
110
Iveco**
29
345
SsangYong
19
3651
-99,48
1039
19516
-94,68
BAW
15
134
-88,81
108
1017
-89,38
Alfa Romeo**
12
65
Changan**
9
316
Chrysler
3
21
-85,71
19
114
-83,33
Foton
0
0
27
6
350,00
Haima*
0
37
-100,00
114
136
-16,18
Daewoo*
3908
8574
31182
-72,50
Opel*
0
6551
-100,00
0
46144
-100,00
Great Wall*
0
1708
-100,00
0
12122
-100,00
Итого
109410
233574
-45,60
781442
1559955
-32,60
Данные Европейская ассоциация производителей автомобилей (aerobus.ru)
* - Марка ушла с Российского рынка / Продажи не зафиксированы
** - Марка не была официально представлена на Российском рынке в 2013 году
Как видно из трехлетней статистики продаж новых автомобилей в России, ситуация на авторынке нашей страны оставляет желать лучшего. Так с июля 2013 года по июль 2016 года автомобильный рынок России упал на 45,60 процентов, сократившись с продаж в 233,574 автомобилей до 109,410 шт.
Если сравнивать 7 месяцев 2013 года с аналогичным периодом 2016 года, то рынок новых автомобилей сократился с 1,559,955 шт. автомобилей до 781,442 шт., упав в процентном выражении на 32,6 процентов.
В целом из таблицы видно, что с падением продаж столкнулись практически все автомобильные марки, представленные официально на Российском рынке.
Правда не все автомобильные компании фиксируют удручающую статистику продаж. Так такие марки как Isuzu, Smart, Cadillac, Jaguar, Porsche и Lexus за прошедшие 3 года нарастили продажи. Особенно удивляют продажи Lexus, которые выросли за три года на 28,27 процентов, когда как продажи родственного бренда Toyota за этот же период сократились на 51,07 процентов.
Но судя по всему рост продаж отдельных автомобильных марок связан в связи с увеличением спроса на дорогие эксклюзивные автомобили. Например, компания Porsche также отчиталась об увеличении продаж в период с 07.2013 года по 07.2016 года на 19,73 процента. Но больше всего поразила компания Jaguar, которой удалось в кризисные годы нарастить продажи на Российском авторынке на 25,71 процент.
Кроме того, стоит отметить, что за трехлетний кризисный период с авторынка России ушли ряд автомобильных марок, которые в 2013 году показывали не плохие продажи. Например, чего стоит уход с рынка марок Chevrolet и Opel, которые до кризиса имели неплохую долю рынка. Но по экономическим (или возможно политическим) соображением эти бренды ушли с рынка.
К сожалению уход с рынка автомобильных марок, которые ранее имели не плохой модельный ряд и соответственно приемлемые продажи новых автомобилей, не был заменен новыми автомобильными компаниями. Появление марки Alfa-Romeo и ряда других автомобильных брендов, не повлияло на расклад сил и рыночных долей на рынке.
Статистика падения продаж новых автомобилей с 2013 по 2016 года
(динамика падения продаж по моделям)
№
МОДЕЛЬ
МАРКА
январь-
июль 2016
январь-
июль 2013
Изм. (%)
Июль 2016
Июль 2013
Изм. (%)
1
Granta
Lada
50301
98783
-49,08
6334
14542
-56,44
2
Solaris
Hyundai
53834
66493
-19,04
7904
9484
-16,66
3
New Rio
KIA
47086
51887
-9,25
7632
7651
-0,25
4
Duster
Renault
26400
48058
-45,07
3094
7348
-57,89
5
Polo
VW
25494
41720
-38,89
4135
7000
-40,93
6
Kalina
Lada
12476
40870
-69,47
1885
3789
-50,25
7
Focus*
Ford*
39913
5749
8
Priora
Lada
9702
36767
-73,61
1398
4882
-71,36
9
Cruze**
Chevrolet**
31296
6644
10
Logan
Renault
16331
30180
-45,89
2501
4289
-41,69
11
Niva
Chevrolet
17085
29816
-42,70
2545
3961
-35,75
12
Largus
Lada
17061
29569
-42,30
2514
4867
-48,35
13
Sandero
Renault
15552
26044
-40,29
2054
3806
-46,03
14
Octavia A5 (A7)
Skoda
12471
25770
-51,61
1880
3021
-37,77
15
4x4
Lada
15102
25320
-40,36
2035
3431
-40,69
16
Samara*
Lada*
23845
4954
17
RAV 4
Toyota
18348
23389
-21,55
2181
3474
-37,22
18
Astra**
Opel**
22532
3783
19
Camry
Toyota
16042
20464
-21,61
2864
4207
-31,92
20
Qashqai
Nissan
10515
19388
-45,77
1337
3242
-58,76
21
Sportage
KIA
10011
19030
-47,39
1376
2675
-48,56
22
New Cee'd
KIA
9510
18735
-49,24
2955
23
ix35 (Tucson)
Hyundai
1129
18063
-93,75
2859
24
Nexia**
Daewoo**
17622
2106
25
Tiguan*
VW*
16073
1851
Данные Европейская ассоциация производителей автомобилей (aerobus.ru)
* - Автомобиль не попал в статистику в связи с отсутствием в Топ-25 самых продаваемых автомобилей
** - Модель в представленном периоде не была официально представлена на Российском рынке
В отличие от ситуации со статистикой продаж новых автомобилей (по маркам) за последние 3 года, ситуация со статистикой по моделям выглядит еще хуже. Выше вы можете видеть таблицу, в которую входит Топ-25 самых продаваемых автомобилей в России по итогу июля 2013 (и за 7 месяцев 2013 года) и по итогу июля 2016 года (а также за 7 месяцев 2016 года).
Из статистики вы можете увидеть, что падение продаж самых популярных моделей на Российском авторынке выглядит более глубоким, чем в целом падение продаж отдельно по каждой компании.
То есть из-за серьезных экономических проблем в России автомобильный рынок упал в первую очередь за счет самых продаваемых ранее автомобилей. К сожалению главный удар падения спроса на новые автомобили коснулся Отечественных автомобилей. Тут конечно сыграла роль роста цен на продукцию, снижение интереса публики к Российским брендам в сторону автомобилей Зарубежных марок, а также конечно рост процентных ставок по автокредитованию. Дело в том, что в 2013 году доля автомобилей, купленных в кредит составляла примерно 70-75 процентов. Как видите в докризисные годы автокредитование и обеспечивало львиные доли продаж новых автомобилей в России.
С ростом банковских ставок, и рекордным за последние 20 лет падением доходов населения, Российский рынок автомобилей фактически сжался в двое, откатившись на уровень 2000-2001 годов.
По прогнозам аналитиков, стабилизация рынка должна произойти в течение 2016 года. Скорее всего стабилизацию мы увидим только ближе к концу 2016 года. Правда это не спасет Российский авторынок от падения продаж по итогам года.
В следующем году скорее всего мы наконец-то увидим плавное и медленное восстановление продаж. Но рассчитывать на быстрый и бурный рост не приходится. По мнению аналитиков, для полного восстановления авторынка России на уровень 2012-2013 годов необходимо минимум 5-7 лет.
Конечно все будет зависеть от экономической ситуации в целом по стране. Если ВВП РФ будет иметь слабые темпы восстановления, а инфляция в стране будет достаточно высокой до ни о каком резком восстановлении речи не идет.