Технология «product placement» широко используется различными производителями для рекламы своих товаров в кино. Этому есть множество доказательств, но наиболее ярким примером является автомобиль Джеймса Бонда Aston Martin, на котором он появлялся практически в каждом фильме франшизы.
Самое интересное, что по первоначальной задумке Яна Флеминга машиной агента 007 должен был стать Bentley кабриолет. Более того, в разных фильмах эпопеи, главный герой появлялся на совершенно разных машинах. Однако чаще всего в кадре мелькал Aston Martin DB5, ставший своеобразной визитной карточкой бондианы.
В самом первом фильме серии (Доктор Ноу) в 1962 году Шон Коннери в роли агента 007 ездил на светло-голубом Sunbeam Alpine Convertible. Но уже в 1963 году главным транспортным средством стал Bentley Sports Tourer (Из России с любовью). А легендарный Aston Martin DB5 появился только в третьем фильме франшизы – Goldfinger, вышедшем в 1964 году.
Интересным фактом является то, что Aston Martin DB5 в романе Goldfinger не было. Если процитировать автора Яна Флеминга, то в третьей части агенту 007 были предложены на выбор такие машины, как Aston Martin и Jaguar 3.4, в результате чего он выбрал первый из них. Согласно книге, в автомобиле были смонтированы переключатели, меняющие цвет и тип передних и задних фонарей, усиленные стальные бамперы, позволяющие таранить машины противников, длинноствольный Colt 45 в потайном отсеке под водительским креслом, специальная радиостанция и множество скрытых секций, позволяющих прятать оружие при пересечении границ.
Специально для фильма была разработана эксклюзивная версия Aston Martin DB Mark III, причём приставка Mark была добавлена, чтобы отличать модель от спортивной версии DB 3.
Серийный выпуск модели продолжался только до 1959 года, поэтому при съёмках фильма авторам пришлось использовать предсерийный образец более современного автомобиля. Кен Адамс и Джон Стирз (дизайнер и специалист по спецэффектам, соответственно) посетили штаб-квартиру Aston Martin в Ньюпорт Пагнелл в 1963 году. Основной целью визита было выяснить технические особенности машины, а также предложить ряд доработок специально для фильма.
Автомобиль был весьма противоречивым. Так, в базовое оснащение входил двигатель мощностью 282 лошадиные силы при рабочем объёме 4 литра, коробка передач – на выбор трёхступенчатый автомат или пятиступенчатая механика, электрические стеклоподъёмники, кожаные сидения и даже кондиционер. Однако ни за какую доплату потребителю не предлагали усилитель руля.
В 1963 году самым быстрым автомобилем Aston Martin был мощный DB 5, однако его технические характеристики меркли на фоне дополнительного шпионского оборудования, предложенного в кинофильме. Перечень оборудования просто впечатлял, в него входили:
• два пулемёта, смонтированные за габаритными огнями автомобиля и выдвигающиеся путём нажатия на специальный переключатель. Для придания сценам стрельбы зрелищности пулеметные очереди в фильме сопровождались вырывающимися из стволов языками пламени, сымитированными с помощью ацетиленовых горелок, воспламеняющимися специальным электророзжигом; • система дымовой завесы, размещённая в корме машины, которая была создана на основе обыкновенных армейских канистр; • бронированный лист, поднимающийся в хвостовой часть автомобиля, чтобы уберечь пассажиров от обстрела противника; • специальный механизм, выставляющий номерные знаки той страны, в которой находился агент. По сценарию фильма, доступны были все варианты, однако зрителям были продемонстрированы только номера Великобритании, Франции и Швейцарии; • на ступицах машины установлены специальные вдвигающиеся шипы, подобные тем, что были на древнеримских колесницах; • система катапультирования, которая позволяла выбросить нежелательного пассажира на высоту до десяти метров. Примечательным фактом является то, что это устройство реально работало и использовалось каскадёрами при съёмках некоторых сцен. Сам механизм был заимствован с обыкновенного армейского истребителя и сохранил большую часть своего функционала; • уже в те годы автомобиль предполагал наличие пусть и примитивной, навигационной системы. В книге Яна Флеминга это устройство было реализовано посредством простейшей подсветки местоположения на специальной карте; • приспособление, распыляющее масло на автомобильную дорогу позади, чтобы уйти от преследователей, размещалось под правым задним указателем поворота (что логично, учитывая левостороннее движение в Англии).
Компьютерных спецэффектов тогда ещё не было, поэтому практически все дополнительные устройства были либо реально работающими, либо имитировали функционал, что только прибавило фильму достоверности и ещё больше впечатлило зрителей. А доработка различных приспособлений стала неотъемлемой частью франшизы благодаря работе агента Q.
Фильм был настолько успешным, что он оказался, пожалуй, самым эффективным рекламным трюком для DB5 и марки Aston Martin по всему миру. Автопроизводитель сам признал это и активно строил машины-реплики в рекламных целях для своих автосалонов. А один из экземпляров, принимавших участие в съёмках, впоследствии был продан на аукционе за баснословные 4 миллиона 100 тысяч долларов. Следует отметить, что на работу по доводке оригинального DB5 и установку на него всех шпионских гаджетов у специалистов по спецэффектам ушло шесть недель, после чего собственник Aston Martin потребовал вернуть ему машину, предварительно сняв всё снаряжение. После этого DB5 долго блуждал по частным коллекциям, пока не был полностью восстановлен, включая оборудование из фильма, и продан с аукциона. Несмотря на популярность и широкую известность, было выпущено всего 1023 экземпляра данной модели.
Специализированное оборудование было настолько хорошо проработано, что несмотря на явный художественный вымысел, по специальному заказу КГБ был изготовлен автомобиль ГАЗ-21, оснащённый двумя пулеметами, устройством для создания дымовой завесы и распылителем масла, были также реализованы и механизмы переворачивания регистрационного номера. Машина активно эксплуатировалась в Восточной Германии в течение 25 лет, после чего была продана частному коллекционеру.
Оригинальный автомобиль появился в фильме «Шаровая молния», вышедшем на экраны в 1965 году, после чего ему была уготованы лишь эпизодические роли в последующих частях: «Золотой глаз» (1995), «Завтра не умрет никогда» (1997), «Казино Рояль» (2006), «Координаты «Скайфолл»» (2012) и «Спектр» (2015).
Впоследствии марка Aston Martin стала визитной карточкой бондианы, регулярно поставляя для нужд кинематографа свои самые современные разработки. Так было и при съёмках части «Спектр», где ключевую роль отвели новейшему DB 10, который впоследствии был продан за 3,5 миллиона долларов. Начиная с самых первых фильмов, британцы всегда отдавали предпочтение своему автопрому, благо он представлен в основном спортивными машинами штучной работы. Но все без исключения признают, что наиболее удачным маркетинговым ходом стало использование Aston Martin, который только утвердился в роли эксклюзивного и уникального автомобиля.
Несмотря на то, что Джёймс Бонд многократно пересаживался на различные автомобили, даже на скромный Ford Mondeo, именно Aston Martin DB5 считается культовой моделью франшизы и именно он ассоциируется с агентом 007.