Кредит под залог транспортного средства шагает по стране: стоит ли его бояться?
Автозайм, он же кредит под залог транспортного средства, как известно, имеет ряд преимуществ для автовладельцев: быстрое оформление, моментальное получение денежных средств. Не зря данный вид кредитования становится все популярнее по всей стране. Но подходить к этому виду экономической услуги нужно с умом, иначе недолог тот час, когда автоломбард или банк, дающий ссуду под залог автомобиля, этот самый автомобиль пустит с молотка, оставив предприимчивого, но невезучего автомобилиста без средства для передвижения.
Увы, но зародившееся в 50-х годах XX века в США направление современного ростовщичества сейчас отлично чувствует себя и в России. По данным Центрального банка, за первые 8 месяцев текущего года услуга займов (в том числе автокредитов) стала популярнее более чем на 14%. С ростом количества заемщиков растет и процент неплательщиков. Причем, как утверждают в компании CarMoney – сервисе по автозаймам, – просчитаться могут не только владельцы бюджетных марок, но и те, кто, казалось бы, умеет считать деньги – состоятельные люди, владеющие премиальными марками.
Kia, Hyundai, Ford, Mercedes-Benz и BMW – владельцы именно этих марок автомобилей, по данным сервиса автозаймов «CarMoney», чаще всего вовремя не погашают ставки по выданным денежным средствам. Кстати, согласно весеннему исследованию, проведенному в этом же году компанией, именно владельцы Hyundai, Kia и Mercedes наиболее часто закладывают свои автомобили, чтобы выручить свободные средства под бизнес (чаще всего) или под другие цели. Поэтому нет ничего удивительного в том, что из общей крупной массы заемщиков находится наиболее крупный процент неплательщиков.
В каких регионах просрочка по автозаймам выше всего?
Интересен также и тот факт, что задерживают выплаты по займам не в самых бедных или проблемных в плане экономического развития регионах, наоборот, проблема распространяется по большим городам, в том числе федеральным: Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Ростов-на-Дону, Челябинск… Вот какие мегаполисы попали в рейтинг исследования из 60-ти рассмотренных регионов России.
Что же получается – в большом городе владельцы не берегут свои автомобили и готовы расстаться с ними с легкой душой? Судя по тому, что среди неплательщиков наблюдается немалое количество автолюбителей на премиум-автомобилях (задерживали оплату каждый третий хозяин Jaguar, каждый четвертый владелец Porsche и каждый пятый обладатель Audi – данные аналогичного исследования за 2017 год), действительно, можно предположить, что в крупных городах страны автомобиль давно перестал быть некоей статусной вещью и люди готовы расстаться с одним «железным конем» ради быстрой выгоды, прекрасно понимая, что смогут позволить себе купить аналогичное авто в будущем (поскольку берут деньги именно в оборот, а не на подарок жене). Или у них просто нет выхода? Хм, вопрос на самом деле сложный, и на него аналитики напрямую не отвечают.
Также аналитики отметили, что несвоевременно гасят займ даже владельцы автомобилей УАЗ и КамАЗ – каждый пятый и каждый третий соответственно.
По соотношению общего количества займов под залог автомобиля и просроченных по ним платежам в 2018 году отрицательный рейтинг возглавили Южный, Северо-Западный и Уральский федеральные округа.
В аналитическом исследовании есть и рейтинг самых пунктуальных плательщиков. В 2018 году ими стали владельцы Opel, Toyota и Mitsubishi. Годом ранее рейтинг возглавляли владельцы Skoda, Suzuki и итальянского Fiat.
Поэтому, подводя свой собственный итог по вышеопубликованным данным, посоветуем следующее: без серьезной надобности не стоит лезть в такую игру, если вы не представляете жизни без авто. Да – удобно, да – быстро, но кто даст гарантии, что у вас хватит средств потом выкупить свой собственный автомобиль из залогового плена? Статистика врать не будет…