2.500 лет традиций от Alfa Romeo до Tatra...
История развития автомобильных брендов схожа с развитием государств, она характеризуется периодами роста и снижения активности. В разные периоды в истории автомобилестроения, чуть более чем за сто лет, появлялись и исчезали сотни брендов, а их общее количество стремится к 1.000. Увы, не всем, даже хорошим компаниям, которым в свое время прочили большое будущее, удалось дожить до наших времен. Безжалостная конкуренция продолжается и в XXI веке. Взять, к примеру, опубликованный сегодня «шоковый прогноз» Saxo Bank. Так, по мнению шведских аналитиков, в 2019 году есть небольшой, но все же шанс, что компания Tesla прекратит свое существование. Ее поглотит другой американский техногигант – Apple, получив в свое распоряжение все новые технологии и немалый кусок зародившегося нового рынка электрокаров. Аккумулированные на продажах телефонов и планшетов 237 млрд долларов, лежащие в закромах компании, придутся для освоения как раз кстати.
Но есть в мире производители из ныне здравствующих, для которых на торт можно поставить 100 свечей. 20-ка всемирно известных – в нашем топе.
Peugeot начал свою деятельность в 1810 году с производства кофемолок. Затем бизнес Peugeot расширился до соляной промышленности и добычи перца, далее было освоено производство более сложных технологий – разнопрофильный производитель переключился на велосипеды, и пошло-поехало. В 1896 году Арманд Пежо основал «Société Anonyme des Automobiles Peugeot». Эта автомобильная фирма существует до сих пор, а с конца XIX века начался ее неудержимый рост.
В 70-х годах XX века Peugeot разросся настолько, что начал скупать других производителей: Citroën, европейское подразделение Chrysler, Opel... Впрочем, не обошлось без проблем – группа PSA оказалась на грани банкротства и была спасена от коллапса лишь в 2014 году.
Tatra – это не только горы в Словакии, но и чешская компания-производитель автомобилей.
В 1850 году Tatra начала производство бричек и колясок на конной тяге, в 1882 году стартовало производство более солидных подвижных составов – железнодорожных вагонов. В 1897 году Tatra выпустила свой первый автомобиль. Опыт оказался успешным, и с тех пор вот уже более 120 лет Tatra делает автомобильную технику.
Смотрите также: Топ-29 самых мощных грузовых автомобилей в мире в 2017 году
Правда, стоит уточнить, что в 1999 году «Татра» свернула производство легковых автомобилей, однако гражданские и военные грузовики все еще находятся в производстве и даже участвуют в ралли «Дакар».
Адам Опель основал свою компанию в Рюссельхайме 21 января 1862 года. Он начал со швейных машин, но вскоре попал в велосипедный бизнес. В 1899 году его сыновья основали «Opel Automobile GmbH». В 1929 году Opel стал частью General Motors.
В зависимости от рынка модели Opel продаются под интернациональными марками: Vauxhall (Великобритания), Holden (Австралия), Chevrolet (Латинская Америка) или Saturn (Северная Америка). В 2017 году Opel был поглощен группой PSA.
Конгломерат Mitsubishi (от японского «mitsu» и «hishi», что означает «три алмаза») был основан еще в 1870 году. Истоки лежали в литейном цехе и в судоходстве, позже в активы были добавлены добыча минералов и банковское обслуживание. До 1945 года конгломерат разросся более чем до 200 компаний.
Как автопроизводитель Mitsubishi дебютировал в 1917 году с начала производства модели Mitsubishi Model A – копии Ford T.
С 2016 года Mitsubishi Motors контролируется группой Renault-Nissan.
Два заядлых велосипедиста, тезки по имени Вацлав, стояли у истоков марки Skoda. Их фамилии были Лаурин и Клемент. В 1895 году два молодых человека основали велосипедную компанию «Laurin & Klement». Вскоре в Млада-Болеславе была основана небольшая фабрика. После недолгих экспериментов с мотоциклами оба Вацлава окончательно перешли в автомобилестроение, создав в 1905 году первую модель Voiturette (Type A).
В 1991 году Шкоду быстренько прибрал к рукам Volkswagen, который давно на нее зуб точил.
Официально история Renault началась в 1899 году с основания «ООО» под названием «Société Renault Frères». Основателями стали родные братья Луи, Марсель и Фернанд Рено. Более романтичная версия рождения компании относит нас в Сочельник 1898 года. В то время Луи катался по улицам Парижа на собственноручно собранном чадящем автомобильчике. Пока катался, получил 12 заказов от изумленных нуворишей. В тот же день модель получила имя собственное – Modell A.
После ранней смерти двух своих братьев Луи управлял бизнесом в одиночку. Когда он скончался (скорее всего, его убили из-за подозрения в сотрудничестве с нацистами) в 1944 году, Renault стал публичной компанией, другими словами, ее попросту национализировали. Сегодня Renault является частью альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, в который также входят бренды Infiniti, Renault Samsung Motors, Dacia и Lada.
«Fabbrica Italiana Automobili Torino» («Итальянская автомобильная фабрика Турина») была основана в 1899 году. У ее истоков стояло девять человек. Увы, все их имена были преданы забвению, за исключением одного основателя – Джованни Аньелли старшего. Мощность первой модели Фиат составляла всего 3 1/2 л. с., и она была построена ограниченным тиражом. Сказалось отсутствие опыта. В массовое производство Fiat поступил в 1912 году, с началом выпуска небольшой машинки под названием Zero (впоследствии переименованной в Voiturette).
Смотрите также: Как Фиат превратился в Жигули
Но сегодняшняя жизнь бренда связана с Fiat 500 – моделью, которая появилась аж в 1936 году как миниатюрное двухместное купе. Автомобиль имел не только забавную внешность, но и смешное название, очень тонко подметившее его вид, – Topolino (Мышка).
Его преемник, Nuova 500, появился в 1957 году, через 50 лет в производство пошел правнук – Fiat 500, отличающийся смесью ретродизайна и современными технологиями. Не забудем и модель Fiat 124* – прообраз и прототип ВАЗ-2101. 124-ю модель тоже сделал Фиат.
*В Европе Fiat-124 в 1967 году был признан лучшим автомобилем года.
После приобретения 100% акций Chrysler Fiat SpA переродился в нынешнюю корпорацию FCA со штаб-квартирой в Нидерландах.
Mercedes-Benz как бренд был основан в 1926 году слиянием из двух половинок – Benz и Daimler, но истоки развития уходят в гораздо более далекие времена. Бренд восходит к компании «Benz Patent Motor Car», основанной Карлом Бенцем в 1886 году, и «Daimler Motoren Gesellschaft» («Даймлер-Моторен-Гезелльшафт»), который существовал между 1890 и 1926 годами. Интересно, что продаваться автомобили компании «Daimler Motoren» под маркой Daimler-Mercedes начали раньше официального объединения, с 1900 года.
Сегодня бренд Mercedes-Benz является частью Daimler AG. Подразделение «Mercedes-Benz Cars» включает в себя не только легковые марки Mercedes и Smart. Коммерческие транспортные средства (например, автобусы и грузовики) относятся к другим подразделениям Daimler AG. «Спортивный отдел» Mercedes-AMG не входит в Daimler AG, но является его дочерней компанией.
Американский производитель Cadillac был основан в 1902 году. Название происходит от фамилии основателя города Детройт: Антуан Ломе де Ламот де Кадильяк. С 1910-х годов компания принадлежит General Motors. При этом, как ни парадоксально, компания была, в том числе, основана Генри Фордом и Генри Лиландом как производитель люксовых автомобилей «Detroit Automobile Company». Но в 1909 году Ford продал компанию GM. Не всегда могучие покровители способны удержать в своих руках важные бренды.
Между мировыми войнами Cadillac получил превосходство над другими брендами, такими как Chevrolet и Buick. Бренд пережил Великую депрессию и имел большой успех в 1950-х и 1960-х годах. Компания по-прежнему активно делает бизнес в США, Канаде и Мексике. Продаются новинки ATS и CTS также и в Европе, правда менее успешно.
Ford Motor Company была основана в 1903 году. Это была уже вторая компания Генри Форда (после «Detroit Automobile Company»). Первые модели были в алфавитном порядке отмечены буквами. В 1908 году началось производство знаменитой Model T, которая в народе получила название Tin Lizzy. Сначала сборка проводилась вручную, в течение пяти лет проектировалась производственная сборочная линия. С 1913 года был запущен конвейер.
Сегодня Ford Group является одним из трех крупнейших американских производителей, но также она очень успешна в Европе и по всему миру. Ford является одним из тройки крупнейших автопроизводителей планеты.
До сих пор штаб-квартира находится недалеко от Детройта (в г. Дирборне). Семейство Форд почти всегда было на переднем крае управления компанией.
Buick был основан в 1903 году джентльменом по имени Дэвид Данбар Бьюик в Мичигане. Уже в 1904 году компания была «захвачена» неким Уильямом Дюрантом, который основал General Motors в 1909 году. С тех пор Buick принадлежит к группе GM.
Одна из самых престижных марок автомобилей была создана в 1906 году путем слияния компаний Генри Ройса и Чарльза Стюарта Роллса. В том же году модель «Серебряный призрак» была представлена на автосалоне «Olympia» в Лондоне, она сделала бренд знаменитым.
Бренд Bugatti был официально основан в городе Мольсеме (Франция) в 1909 году, хотя Этторе Бугатти разработал свой первый собственный автомобиль еще в 1908 году и это был Bugatti Type 10.
Каждый, кто изучал латынь, знает, откуда взялось название Audi. Это слово в переводе означает «услышать» или «слушай». Основатель бренда Август Хорьх использовал латинскую форму своего имени при создании новой компании в 1909. Ранее он оставил свою первую автокомпанию, «August Horch & Co.», из-за разногласий с финансовым директором.
«Морган Мотор Компани» была основана в 1909 году британцем Гарри Фредериком Стэнли Морганом. С момента своего основания бренд использует несущую часть кузов автомобилей, сделанную из деревянных рам, и обладает совершенно особым статусом в отрасли. Кроме того, автомобиль Morgan 4/4, представленный в 1936 году, считается самым долгоиграющим серийным авто, остающимся более-менее неизменным до нынешнего времени.
Alfa Romeo была основана в 1910 году в Милане как «Anonima Lombarda Fabbrica Automobili» (ALFA). Лого марки состоит из красного креста на белом фоне (герб Милана) и змеи на синем фоне (геральдический знак могущественной миланской семьи Висконти).
Имя «Альфа Ромео» появилось в период Первой мировой войны, после того как ALFA слилась с «Società Anonima Ing.Nicola Romeo e Co». Впрочем, компания вскоре была национализирована. Лишь в 80-х годах автопроизводитель был вновь приватизирован и отправился в Fiat Group.
Рядом с Cadillac и Buick стоит третий столп General Motors, которому уже более 100 лет: Chevrolet. Основанная в 1911 году Луи Шевроле и Уильямом Дюрантом, компания до сих пор обладает головным офисом в Детройте. Chevy считается самым продаваемым брендом 20-го века.
Британская компания Aston Martin родилась в 1913 году как «Bamford & Martin Ltd.». Учредителями были Роберт Бэмфорд и Лайонел Мартин. Название компании было изменено в 1914 году на Aston Martin. Причина: Лайонел Мартин выиграл на одной из своих машин соревнование «Aston Hill Climb».
Альфьери Мазерати основал компанию в Болонье в 1914 году и взял в качестве своего талисмана трезубец статуи Нептуна, которая украшает площадь Пьяцца Маджоре в северном итальянском городе Болонья. Всегда сосредотачиваясь на роскоши и спортивности, Maserati «дошел до ручки» в 60-е годы и ввиду экономической катастрофы был захвачен Citroën.
Дата основания BMW – 7 марта 1916 года. В то время, однако, был основан не производитель «Bayerische Motoren Werke», но «Bayerische Flugzeug-Werke» (BFW), поскольку компания занималась производством авиационных движков. Отсюда и всем известная эмблема пропеллера, появившаяся в 1929 году.
Привычное название «BMW» вместо невнятного «BFW» (звучит, как какой-то современный китайский производитель) было окончательно введено в 1922 году. Но формально BMW отпразднует в начале весны 2019 года свои 103 года. С днем рождения, BFW BMW!