ГАЗ М-73 «Украинец» 1955 года против Suzuki X-90 1995 года: историческое сравнение

Сказ о том, как японцы украли идею мини-вездехода у советских конструкторов ГАЗ

В течение двух лет, с 1995 по 1997 год, Suzuki выпускал для европейского рынка странный полноприводный двухдверный кроссовер, построенный по схеме привода, – 4WD. Этот автомобиль получил нестандартное имя «X-90» и не менее странную внешность – нечто среднее между компактным купе и кроссоверами тех лет. 4x4 шасси от последнего, а кузов – от первого.

 

Пропорции были странными, предназначение было странным, вся концепция была странной, может быть, поэтому вокруг этих автомобилей мгновенно сформировалась своя фан-тусовка, но популярной модель так и не стала. Два года оказались пределом, после которого эксперимент не было смысла продолжать. Толку от автомобиля было мало, проходимость его была чуть выше, чем у обычных автомобилей, а крайне малые размеры говорили о не ахти какой вместительности и практичности. Безусловно, это была просто еще одна лихорадочная мечта о японских инновациях 90-х годов.

 

Но была ли это именно японская инновация? Нет! Потому что автомобиль со схожим дизайном, концепцией, но с реальными возможностями на внедорожье появился за 40 лет до этого в… Советском Союзе. Имя его было ГАЗ М-73 «Украинец».

 

Горьковский автозавод, город Горький, ныне Нижний Новгород, 1954 год

За М-73 стояла мысль о том, что труженикам Страны Советов была нужна хорошая машина для сельскохозяйственных нужд. Колхозы и миллионы крестьян нуждались в удобном, современном и проходимом автомобиле, которого не испугает весенняя распутица и занесенная зимним бураном нечищеная нить сельской дороги. Требовалось нечто, что могло бы пройти через пересеченную местность, такой же по своим характеристикам внедорожник, как ГАЗ-69, но с более цивильным уровнем комфорта, с удобствами пассажирского автомобиля, стилем легкового автомобиля, обеспечивающий защиту от атмосферных воздействий. Последнее особенно было важно в холодные, влажные русские зимы, когда брезентовый верх «русского джипа» превращался в заледенелый снежный ком.

 

Взяв на карандаш поставленную задачу, завод ГАЗ разработал совершенно новый автомобиль, снабдив его шасси и системами полного привода 4x4 отчасти от джипа ГАЗ-69, отчасти применив свои уникальные разработки, снарядив его небольшим 1,1-литровым рядным четырехцилиндровым двигателем от легкового автомобиля «Москвич», который делал в те времена могучие 35 лошадиных сил. Кузов был разработан в несущем варианте (по другим данным, он был рамный, но это вряд ли соответствует действительности, поскольку новинка была унифицирована с базовой серийной моделью Москвича-402, у которого рамы не было). То есть в определенной мере этот автомобильчик обогнал мировой автопром, став одним из первых кроссоверов в мире!

 

 

А вот оболочка была спроектирована с чистого листа, и она в 1954 году казалась достаточно стильной и современной, несмотря на то что пропорции кузова казались немного странными.

 

Интересно, что некоторые историки, особенно за рубежом, считают, что на стилистику уникального внедорожника повышенной комфортности из СССР сильно повлиял дизайн послевоенных американских моделей автомобилей начала 1950-х годов. Особенно сходство подчеркивается наличием трех пунктирных отверстий с каждой стороны капота, которые напоминали вентиляционные отверстия Бьюика.

 

В принципе, в определенной степени эта теория имеет под собой почву. В те годы американская школа дизайна была в фаворе, а европейская только складывалась на развалинах большой войны, поэтому во многих автомобилях грех было не использовать стильные элементы внешности, тем более что в целом экстерьер не имел в мире аналогов, да что там – он был ИННОВАЦИОННЫМ!

 

 

Для тех злопыхателей, которые считают, что отечественная школа дизайна только и делала, что воровала чужие идеи, напомним, что современные автопроизводители в промышленном масштабе пользуются чужими наработками, нанимая на работу ведущих специалистов в этой области. Те же американские автокомпании прекрасно освоили этот конвейер аутсорсинга. Дизайн новым Cadillac, моделям GM и Ford теперь разрабатывают европейские спецы. Наши же молодые дизайнеры, прошедшие недавно отпылавшую войну, самостоятельно совершали исследования в области прекрасного, подсматривая идеи из зарубежных каталогов, но адаптируя их по-своему. Кхе-кхе, и кто у кого еще плагиатит?.. Но это так, небольшое лирическое отступление. Продолжим экскурс в историю.

 

Кузовы должны быть разные, их должно быть много!

Сам по себе кузов был полностью оригинальным и построен специально под новое шасси. Проектированием занялся Георгий Моисеевич Вассерман (не путать с Анатолием Александровичем Вассерманом – интеллектуалом и эрудитом). Всего было выпущено два прототипа в двух кузовах: двухдверное купе…

 

…и небольшой универсал, который теоретически можно было бы использовать в качестве не только легкового автомобиля повышенной проходимости, но и как перевозчика некрупногабаритных, легковесных грузов:

 

Обратите внимание на дверцу под «кроватью» открытого багажника – в это отделение можно было спрятать разную важную мелочевку, например тот же инструмент для автомобиля. Непогода после этого ему уже была не страшна. Подобные потаенные закрома сложно найти даже в современных больших пикапах, разве что у Honda Ridgeline есть схожий по функционалу отсек, а здесь такое…! Знаете, о чем это говорит? О продуманности конструкции. Разработчики подошли к ее проектированию и проработке деталей с большой долей ответственности. Они понимали, что лилипут за неимением большого пространства должен был иметь множество дополнительных мест, куда водитель мог бы спрятать что-то важное и ценное для него.

 

 

Источники дают следующие характеристики модели:

«Раздаточная коробка, подвески и ведущие мосты были спроектированы специально для этой машины, напоминая по конструкции уменьшенные варианты соответствующих агрегатов ГАЗ-69, но унифицированы по ряду деталей, главным образом тормозной системы, с «Москвичом» (данные с Википедии).

 

На автомобиле стояла трехступенчатая КПП от 402-го на три передачи, уникальная компактная двухступенчатая раздаточная КПП с передаточными числами 1,16 и 2,69 и неразрезные мосты особой конструкции.

 

Длина – 3.440 мм, ширина – 1.660 мм, высота – 1.655 мм, клиренс – 220 мм, колесная база – 2.000 мм. Колеи: задняя – 1.360 мм, спереди – 1.335 мм. Масса – 1081 кг. Благодаря короткой базе и небольшим свесам, а также небольшой массе по сравнению с другими полноприводными автомобилями прототип показал во время зимне-осенних испытаний 1955 года выдающуюся проходимость. Ни целинная грязь, ни рыхлый глубокий снег не были препятствием для M73 «Украинец».

 

Свою лепту вносили 16-дюймовые (!) колеса, обутые в узкие грязевые покрышки. Такие шины рыли грунт, не позволяя машинке застрять на бездорожье. А вот скоростные испытания выявили нелюбовь коротыша к скоростям более 70 км/ч – сказывалась двухметровая база. Машина чувствовала себя некомфортно на скорости.

 

Судьба модели ГАЗ М73 «Украинец»

Что касается сохранившихся экземпляров модели, похоже, их нет. Из современных фотографий нами были вычислены лишь несколько достаточно качественных рендеринг-фото, не более того:

 

Все, что осталось в наследство, – фотографии прототипов, преодолевающих снега и грязь, да техническая документация, отправленная в столицу, на завод МЗМА (АЗЛК). Где документы теперь, доподлинно неизвестно.

 

Впрочем, хотя М73 в серию так и не пошел, наработки с него все же использовались, правда, другим автозаводом, на «Москвичах» серии 410, 411.

 

Suzuki X90 – предок ГАЗ М73?

Прошло 40 лет. Suzuki представила X90. Автомобиль получил фактически те же пропорции, цели и компоновку, что советский первопроходец. Хотя нет никаких доказательств того, что Suzuki подсмотрел идею с M-73, но что-то подсказывает, что все новое – это хорошо забытое старое. И японцы решили повторить попытку. Хорошо это или плохо? На наш взгляд, хорошо. Если необычный вариант конструкции не пошел в одно время в одной стране, то почему бы не попробовать сделать то же самое через много лет другим специалистам? Это не есть воровство, это преемственность идей. Впрочем, что случилось с моделью X-90, мы тоже знаем.

 

Идея мертворожденная? А может, наоборот, просто люди не доросли до этих машин? Может, стоит подождать еще пару десятилетий и повторить попытку вновь? Время покажет.

 

[media=https://youtu.be/xnoBZXZl-nA]

Оцените новость:
14.12.18 (13:00)
5 288
Источник — © 1gai.ru
Автор — Eric
Автомобили из каких стран вы считаете надежными?

Следите за нами в соцсетях

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник