Почему мощность автомобиля на самом деле «плавающая», а не постоянная?
Вот почему правильнее проверять мощность с колес, а не с маховика двигателя
Почему мощность двигателя не равна выходной мощности на колесах, а производители автомобилей указывают в технических характеристиках не ту мощность, которую нужно знать покупателям? Ведь мощность двигателя у автомобилей с одинаковым количеством лошадиных сил на колесах может быть совершенно разной из-за особенности конструкции привода, типа трансмиссии и другой разницы в применяемых элементах конструкции.
Смотрите также: В чем разница между лошадиными силами, Bhp, Hp, кВт и PS?
Удивительно, но для большинства легковых автомобилей мощность в 100 лошадей более чем достаточна для решения поставленных перед автовладельцем задач. Такой автомобиль заедет на любой подъем на обычной дороге и проложит себе путь там, где нет дорог, при помощи раздаточных КПП, блокировки дифференциалов и других вспомогательных элементов конструкции. 150, 200, 300 л. с. и так далее излишни по определению.
Так зачем же производители постоянно увеличивают мощность своих машин? Все дело в том, что это великолепный маркетинговый ход, невероятно притягательный фактор, по которому покупатели судят об успешности, эксклюзивности и технологичности автомобиля. Но в этом, казалось бы, интуитивно понятном способе измерения есть свои темные изъяны, о которых мало кто задумывается, а точнее, даже почти никто не знает.
Откуда лошадей «снимать»: с двигателя или с колес?
Основная претензия у специалистов-мотористов, заботящихся о правильности подсчетов автопроизводителей, заключается в том, что, по мнению первых, последние должны использовать не лошадиные силы, замеренные на двигателе, а мощность, снимаемую непосредственно с колес.
Мощность, замеряемая непосредственно с колес и называемая на английский манер «wheel horsepower» (WHP), гораздо реальнее хотя бы потому, что энерговооруженность мотора будет всегда выше, поскольку не учитываются затраты на трансмиссию, вращение дифференциалов, шестерен коробки переключения передач, колес и других составных частей автомобиля.
Разница между двумя на первый взгляд одинаковыми, но на самом деле такими разными показателями будет огромная. По данным специалистов портала autotest.pro,
«Все эти девайсы, механизмы поглощают часть мощности, и как результат мощность, поставляемая к колесам, оказывается меньше, чем на маховике двигателя. Потери могут варьироваться между 18%-28%».
Обратите внимание: в худшем случае (полноприводный внедорожник) и при худших условиях (мороз, повышенная влажность и другие погодные неурядицы) автомобиль способен потерять от реальной мощности практически треть! При этом вы будете уверены, что в вашем распоряжении по-прежнему будет находиться положенных, к примеру, 160 лошадиных сил. Вполне возможно, что вместо заявленных производителем 160-ти лошадей колеса будут сообщать грунту всего 115 сил.
При этом на маховике двигателя мощность будет оставаться номинальной, автомобиль будет полностью исправен, но ехать уже будет не так бойко. Вместе с тем также не стоит забывать и о других сопутствующих движению факторах, таких как сопротивление воздуха, нагрузка, профиль пути и другие нюансы. Каждый понемногу как бы отнимает мощи, снижая эффективность машины, но при этом повышая расход.
Вот почему и у нас в стране, и за рубежом некоторые специалисты касаются этой щекотливой темы. Когда покупатель берет автомобиль и отталкивается от количества лошадиных сил, как минимум он должен знать, что реально в его распоряжении будет меньше мощности, чем заявлено производителем. Это банальная механика. Более того, в зависимости от условий эксплуатации автомобиля «тянуть», то есть выполнять полезную работу, машина будет по-разному.
Почему автопроизводителям невыгодно использовать мощность с колес?
Ну, во-первых, самый главный момент, из-за которого никто не будет усложнять себе замеры, – это потому, что так удобнее государствам. Проще стандартизировать мощность с двигателей для обложения равным налогом одинаковых по мощности автомобилей.
Во-вторых, как мы уже говорили выше, автопроизводителям выгодно показать более высокие показатели – так гораздо приятнее гражданам-покупателям. Помните, как в 60-е, 70-е годы в США чуть ли не все автомобили имели в паспорте по 250-300 лошадиных сил? После начала 80-х все более новые автомобили внезапно значительно «растеряли» свои силы. Как так получилось? Просто лошадей стали считать по-другому.
В целом в реальности ничего не изменилось, но у покупателя остался неприятный психологический осадок.
В-третьих, такие подсчеты, разумеется, означают больше работы для автопроизводителей, поскольку многие автомобили имеют несколько конфигураций трансмиссии (FWD, AWD, ручную, автоматическую, роботизированную и так далее), и все они нуждаются в своей собственной оценке WHP.
И наконец, в-четвертых, количество лошадиных сил с колес сложнее стандартизировать. Нужны схожие идеальные условия стендовых испытаний для выявления идеального результата.
Смотри не на лошадей, а на другие показатели
Как же определить реальную мощность? Можно отнять 15-20% от заявленной производителем и примерно высчитать результат. Можно высчитать соотношение мощности к весу, время разгона от 0 до 100 км/ч, показатели аэродинамического сопротивления и так далее.
Dodge Challenger Hellcat с его монументальными 707 л. с. будет выглядеть блекло с 630 WHP, согласитесь
Покупка автомобиля – это большое дело, и я считаю, что потребители имеют право на точное информирование. Это относительно простое изменение, и оно дает покупателю более реалистичную информацию для выбора. Это покажет, какие автомобили имеют более эффективные трансмиссии и какие автопроизводители пытаются скрыть более архаичные конструкции трансмиссии под большими показателями лошадиных сил двигателя.