Сделано в СССР: как советские инженеры разработали электрические трактора

Советские электрические трактора: невероятные технологии советских инженеров. 

 

Ленин, создав СССР и электрифицировав всю страну, конечно, не планировал буквально все подключить к сети. Но его ученики и последователи думали иначе. Изучая архивные документы, можно найти в нашей советской истории странную попытку электрифицировать поля в стране. Это история нашего инженера А.В. Пичака и советских электромоторов. 

 

После окончания Второй мировой войны почти сразу в мире началась космическая гонка. Сэм и Джо (так венгерский математик Пол Эрдос назвал США после Рузвельта и Советский Союз – после Иосифа Сталина) хотели иметь машины и армию в космосе для доставки ядерных ракет на орбиту Земли. И долгое время наша страна в этой гонке была впереди. Мы запустили первый спутник, отправили первого человека на орбиту Земли. В итоге Запад начал бояться нашу страну. И все это благодаря нашим достижениям. Нас боялись за неожиданные прорывные технологии и за смелые идеи. Именно это и задумывалось нашими лидерами коммунистической партии. 

 

В те годы Запад абсолютно не знал о недостатках советских инноваций и инжиниринга. Если бы знал, страх был бы меньше, так как, несмотря на наши смелые идеи, при реализации технологий у нас было много проблем. В первую очередь страдало качество. Тем не менее страна, где в магазинах висела одинаковая одежда, где в обувном магазине могла продаваться одна модель обуви, где люди покупали товары затем, чтобы их обменивать, где торговля из-под прилавка была второй экономикой СССР и где пустые полки в магазинах заполняли горчицей, создала огромное количество невероятной техники и спроектировала немыслимые вещи, которые находятся за гранью обычного понимания. 

 

Запорожцы, Волги, УАЗы, КамАЗы, Жигули, ЗиЛы, самолеты, танки и т. д. – все, что вы знаете об отечественных автомобилях и тяжелой технике во времена СССР, будет восприниматься как рассказ перед сном, как только вы познакомитесь с изобретением инженера А.В. Пичака: электрическим трактором, который был разработан для использования в сельском хозяйстве нашей страны.

 

 

Заметьте, речь идет не об электрической газонокосилке для дачи, а о мощных тракторах для работы в полях. Но зачем нужно было тратить много денег и сил для того, чтобы создать электрический трактор, когда в полях без проблем выполняли свою задачу обычные трактора, работающие на двигателе внутреннего сгорания?

 

 

 

Дьявол, как обычно, кроется в деталях. Мы знаем, что у Ленина была идея максимально электрифицировать сельское хозяйство. Судя по всему, Сталин подхватил эту идею. Инженеры изобретали для сельского хозяйства различную технику и инструмент, работающий на электричестве.

 

И надо признать, у наших инженеров получалось создавать удивительные проекты, которые поражали весь мир. Правда, во многом эти успехи стали возможны благодаря… страху. У инженеров и конструкторов в те годы не было возможности сказать «нет» или «уйти» из проекта.

 

Рисунок 1: тележка транспорматор

 

Все рабочие места в стране контролировались государством, а секретные службы КГБ выявляли среди рабочего класса саботажников, из-за которых какой-то проект стал неудачным. Обычно в этом случае быстро находили ответственных за капиталистический саботаж. И в государственной измене могли обвинить любого, а потом отправить в Сибирь или приговорить к расстрелу. Естественно, в такой атмосфере боязни наша страна реально достигла невероятных достижений

 

Именно поэтому инженеры не стали откладывать в долгий ящик заказ государства и в короткие сроки начали создавать электрические машины для колхозов и совхозов. Самая первая идея заключалась в том, чтобы поставить по двум сторонам поля столбы и натянуть между ними две лебедки, подавая на них электричество. Между столбами планировалось запустить плуг, который будет перемещаться взад и вперед, питаясь от электричества. 

Вы не поверите, но даже были созданы прототипы такой техники. Но огромная неэффективность этого метода была очевидна даже без испытаний. В том числе это понимали и руководители. Поэтому было принято решение разработать электрический трактор. 

 

Рисунок 2: прототип первого электротрактора

 

Вы, возможно, задаетесь вопросом, как можно привести в действие тяжелую машину с асинхронным тяговым двигателем мощностью 70 кВт, который предназначен для вспашки четырех гектаров поля в день без остановки с помощью аккумулятора? Расчеты показали, что электрическому трактору для выполнения повседневных задач потребовался бы огромный аккумулятор. Для того чтобы вспахать 4 гектара поля, нужен был аккумулятор невероятных размеров: 10 тонн серной кислоты и тяжелых металлов, что было в те годы невозможно, неразумно и очень дорого. 

 

Поэтому было принято решение для питания электротрактора использовать энергию электросети – в буквальном смысле. Российские конструкторы и инженеры взяли кабель и подключили трактор к электрической сети. А если точнее, инженеры подключили кабель трактора к высоковольтной линии электропередачи 6 кВ.

Трактор оснащался огромным трансформатором, который вырабатывал напряжение, необходимое для питания электромотора. Это была невероятная технология для тех лет. Это было даже безумней, чем кажется. Инженеры Орловского машиностроительного завода изготовили около десяти первых испытательных электротракторов (на фото выше). После этого первые трактора вывели в поле для тестирования. Тесты оказались успешными. Конструкторы обнаружили, что электрический трактор имеет множество преимуществ:

 

 

Рисунок 3: Трактор VIME-4-500

 

  • 1. Нет необходимости в использовании бензина.
  • 2. Электродвигатель прост в установке, запуске и управлении.
  • 3. Электродвигатель может быть нагружен в 2,5 раза больше, чем двигатель внутреннего сгорания.
  • 4. Потребляемая мощность электромотора пропорциональна рабочей нагрузке, в то время как двигатель внутреннего сгорания потребляет вдвое больше топлива при перегрузке всего лишь в 1,25 раза.
  • 5. Нет необходимости в заправке и в использовании воды для охлаждения двигателя.
  • 6. Зимой электрический двигатель можно было легко снять и использовать для питания стационарных машин.
  • 7. Использование электрического трактора способствует повышению эффективности работы электростанций.
  • 8. Не нужно перевозить топливо в сельскую местность по железной дороге.

 

Была выявлена только одна важная проблема: огромный трос (кабель), который хранился на седлообразном ящике сзади трактора, тянулся за трактором, что могло повредить посевы. Да-да, применение кабеля реально повреждало посевы. Также этот кабель, скорее всего, влиял в худшую сторону на производительность. Ведь трос нужно было поправлять и перемещать. 

 

Поэтому конструкторы решили снять с трактора трансформатор и подать на трактор низкое напряжение. Это позволило использовать более легкий кабель, а также спроектировать кабельный механизм для предотвращения перемещения и запутывания кабеля, который мог повредить посевы. 

Низковольтное питание обеспечивалось путевым трансформатором «Рибалко» (фургон-тележка с штанговым токоприемником, в котором находился сам трансформаторный блок). Эту тележку с трансформатором устанавливали под линиями электропередачи (рис. 1).

 

По замыслу инженера А.В. Пичака, трактор имел большой барабан для кабеля (с отдельным мотором для намотки кабеля в случае необходимости) с длинным рычагом сверху, позволяющий легко укладывать кабель, предотвращая его падения на трактор и от запутывания на поле. 

 

Рисунок 4: Трактор VIME-4-1000

 

Длина кабеля, встроенного в трактор, была около 760 метров. Поэтому неудивительно, что потери мощности на трансформаторе и в кабеле составляли около 30%. Но экономическая сторона эксплуатации никогда не была коньком нашей страны. Так что конструкция электротрактора прошла дальнейшие испытания. В итоге на свет появились серийные версии рабочих тракторов VIME-4-500 и VIME-4-1000 (рис. 3 и 4).

 

Согласно расчетам, советские инженеры намеревались экономить 30,6 тонны топлива при использовании 1,4 тонны меди ежегодно (для электропроводки).

 

Был, однако, один незначительный вопрос: логистика. Как вы можете себе представить, тракторы были ограничены рабочим радиусом 760 метров. То есть, подключив трактор к трансформаторной тележке, можно было обрабатывать поле только вокруг тележки на расстоянии не более 760 метров. 

 

Но для нашей страны в те годы это не было препятствием. Для обработки большего участка к одному трансформатору подсоединяли два трактора. 

Также была разработана специальная схема перемещения двух тракторов, которая обеспечивала безопасность и максимальный охват обработки земли. 

 

Правда, как вы уже поняли, для обработки полей нужно было, чтобы через каждые 1500 метров шла линия электропередачи. Это, кстати, самая главная проблема, которая могла стать одной из ключевых для отказа от проекта производства электрических тракторов. Причем эту проблему не могли не видеть еще в самом начале, когда только начинали разрабатывать этот проект. Ведь в те годы линий электропередачи (да что там говорить, и сегодня встречаются огромные территории, где рядом нет электролиний). 

 

Так зачем тогда в те годы тратились государственные деньги, когда, во-первых, подобные трактора были не совсем экономически выгодными, а во-вторых, их нельзя было массово использовать из-за отсутствия развернутой электросети?

И руководство проекта, и лидеры партии, по чьей инициативе появился на свет этот проект, все прекрасно понимали. Но тем не менее они дали добро на запуск этого проекта, потому что так в свое время хотел Ленин. В общем, как завещал всеми горячо в те годы любимый вождь. 

 

 

 

Но в итоге наши власти отказались от проекта. Самое интересное, что нет никаких следов о нем, нет объяснения, что послужило истинной причиной отказа от идеи. Хотя в годы СССР это было распространенной практикой – отказываться от государственного проекта, как будто его никогда не было. Но это неудивительно. Как и сегодня, говорить о неудачах страны было не принято. Тем более что в ту эпоху можно было сообщать народу только положительную информацию. Такое было время, когда пропаганда и промывка мозгов были завязаны только на успех. 

 

Тем не менее в некоторых библиотечных архивах сохранилась информация об этом удивительном проекте нашей страны – создание электрических тракторов. Мы не знаем, чем эта история закончилась. Жаль. Надеемся, что инженеры и ответственные за проект в итоге не оказались в застенках Лубянки и не закончили свою жизнь в лагерях Сибири.

 























Оцените новость:
29.03.19 (13:47)
6 321
Источник — © 1gai.ru
Автор — 1gai
Автомобили из каких стран вы считаете надежными?

Следите за нами в соцсетях

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник