Автономные системы вождения сегодня являются горячей темой в автомобильной промышленности, и, возможно, однажды в будущем автомобили не будут нуждаться в водителях. Тогда не нужен будет и руль. Но до этого рулевое колесо будет оставаться неотъемлемой частью рулевой системы автомобилей. За более чем 100-летнюю историю развития автомобилей руль претерпел очень интересные изменения. Давайте заглянем в музей Skoda, который находится в городе Млада Болеслав, Чехия, и посмотрим, как менялся руль в этих автомобилях, начиная с первых моделей, и что изменилось с тех пор.
Первая модель Skoda, выпущенная в 1905 году, Laurin & Klement VOITURETTE A
Первой моделью, выпущенной в истории компании Skoda, был автомобиль VOITURETTE A (тогда компания называлась L & K – Laurin & Klement), разработанный основателями компании Вацлавом Лаурином и Вацлавом Клементом. Эта машина оснащалась рулевым колесом. Но управление автомобилем отличалось от управления современных транспортных средств. Функция ускорения автомобиля выполнялась за счет рычага, расположенного посередине рулевого колеса. В ногах же было две педали: сцепление и тормоз.
Laurin & Klement (Skoda) 110-я модель 1925 года выпуска
Skoda 110, или Laurin & Klement 110 уже имела педаль газа. Но рычаг все еще находился в центре рулевого колеса и мог использоваться для ручного управления дросселем. Этот рычаг – предшественник автоматической системы круиз-контроля. Кстати, подобное ручное управление дроссельной заслонкой было сделано из соображений безопасности, а не для комфорта. Дело в том, что в те годы система подвески автомобиля была очень простой. Она не могла эффективно поглощать удары. В итоге из-за вибрации и ударов по кузову на неровной дороге водителю было трудно удерживать педаль газа ногой. Рычаг газа на руле помогал водителю управлять автомобилем.
Модель Skoda 860 1932 года выпуска
В 1930-х годах под рулем появился рычаг управления освещением и сигналами поворота. Тогда же Skoda выпустила роскошную модель, которая называлась «860». Однако подобный руль с таким рычагом не использовался слишком долго.
Модель Skoda Speed 4000 1940 года выпуска
Рычаги управления фарами и указателями поворота в Skoda Speed 4000 переместились с рулевого колеса на панель приборов.
Skoda 1201 версия седана 1952 года выпуска
По мере увеличения количества транспортных средств на дороге клаксон становится все более важным элементом в машине. Поскольку кнопки на приборной панели не являются практичными и удобными, кнопка звукового сигнала перемещается в середину рулевого колеса.
Модель Skoda 450 1959 года выпуска
Начиная с этой модели, руль снова был изменен из-за клаксона. Чтобы облегчить процесс нажатия клаксона, рулевое колесо Skoda 450 оснастили специальным круглым элементом большего диаметра.
Модель Skoda 1000 MB, выпущенная в 1966 году
Через несколько лет рычаг управления освещением снова возвращается на руль. Рычаг на правой стороне рулевого колеса используется для включения освещения автомобиля. Левый же рычаг отвечает за управление поворотниками. В центре рулевого колеса находится кнопка для включения звукового сигнала (клаксона).
Модель Skoda 120 L, выпущенная в 1984 году
Хотя первый руль был изготовлен из дерева, большинство рулевых колес в автомобилях после Второй мировой войны были из твердого пластика. Руль Skoda 120 L был сделан из более мягкого материала –пенополиуретана. Также с изменением руля с этой модели изменилась и функция подрулевых переключателей. Так, левый рычаг в этой машине отвечал за управление освещением, поворотниками, а также мог включить клаксон. Правый рычаг управлял стеклоочистителями и омывателями ветрового стекла.
Модель Skoda Favorit, выпущенная в 1989 году
Легендарная Skoda Favorit имеет много изменений в дизайне и инноваций. Например, рулевое колесо более элегантное, чем руль в Skoda 120 L. Но, несмотря на это и многие изменения в технологиях, оба руля практически одинаковы. Однако в Skoda Favorit предложили ряд дополнительных опций: например, руль мог быть обтянут кожей.
Модель Skoda Felicia, выпущенная в 1996 году
Функция рулевого колеса дополнительно расширена в этой машине за счет обеспечения важного решения по безопасности: в руль была установлена подушка безопасности. Естественно, внешность рулевого колеса Skoda Felicia кардинально отличалась от предшественников.
Кроме того, значительно изменилась система управления рулевого колеса: впервые на руле появились кнопки – слева и справа на руле расположились кнопки подачи клаксона.
Модели Skoda Octavia RS, выпущенные в 2017 году
В настоящее время рулевое колесо автомобилей Skoda становится все более и более универсальным. С помощью руля могут быть реализованы различные средства управления. Водителю в современных Skoda не нужно отрывать руки от рулевого колеса, чтобы воспользоваться многими функциями. Кроме того, помимо обычной круглой формы руля, в некоторых моделях Skoda руль получил разные формы. Например, рулевое колесо в Skoda Octavia RS не круглое. Это было необходимо, чтобы подчеркнуть спортивный характер автомобиля, а также для большего комфорта водителя.