Советский гоночный автомобиль попал на этикетку бутылки калифорнийского вина
Уникальный гоночный автомобиль из СССР на бутылке калифорнийского вина: как так?
В современном мире все настолько спутано между собой, настолько тесно связано, что очень легко увидеть, как давно потерянные и забытые у нас вещи могут неожиданно материализоваться на другом конце света, например в тех же США.
Вот свеженький пример: каким образом связан уникальный и редкий гоночный автомобиль из Советского Союза и калифорнийская винодельная компания? С первого взгляда никак, это все равно что внучка Сталина жила бы в США... Ой, простите, так последняя, вроде как, правда родилась и живет в США.
Зовут Крис Эванс (урожденная Ольга Питерс), дочь Светланы Иосифовны Аллилуевой от четвертого брака. Светлана Иосифовна – родная дочь Сталина.
В общем, как мы говорили ранее, все очень сильно переплетено в этом мире, запутанно и сложно. Поэтому очень легко советский гоночный автомобиль мог бы попасть на ту же зарубежную бутылку далеко не коллекционного вина. Что, собственно говоря, и произошло:
Знаете, что это за автомобиль? Смогли его идентифицировать? Если вы подумали о ГАЗ-М-20 «Победа», поздравляем, у вас хорошие познания!
И действительно, после войны на Горьковском автомобильном заводе развернулось широкое производство модели и ее многочисленных модификаций: кабриолета, пикапа, фургона, полноприводной версии М-72 и венца отечественной инженерии – спортивной модификации, среди которых и была та самая, попавшая на этикетку штатовского вина модель ГАЗ-СГ1 «Победа-Спорт».
История создания спортверсии автомобиля довольно интересна. После войны в Советский Союз попало некоторое количество гоночных автомобилей из Европы. Audi, Mercedes, Skoda... Какое-то время зарубежные гоночные автомобили использовались в немногочисленных чемпионатах СССР, пока декретом от 1948 года их использование не было запрещено. Оправляющийся после огромной войны гигант требовал развития собственного автопромышленного комплекса, в который должны были войти и спортивные подразделения.
На тот момент гонки в СССР, конечно же, не были приоритетом – решались куда более важные задачи, поэтому на разработку отводилось не так уж много средств, по сути, ее отдали на откуп самим автозаводам. Это объясняет некоторую топорность конечных единичных экземпляров, сохранившихся на фотографиях того времени или чудом дошедших до наших дней.
Трансмиссия и базовое шасси были взяты от обычного М-20 «Победа». Не лучшая платформа для спорткара, но инженерам приходилось работать с тем, что, как говорится, имелось в распоряжении.
Основной упор на первом доводочном этапе был сделан на аэродинамический обвес из дюралюминия. Таким образом, автомобиль получил оригинальную и узнаваемую форму. В это же время проводились работы с двигателем. Он подрос в объеме до 2.5 литров, увеличилась до 7 единиц степень сжатия, а мощность возросла до 62 лошадей. Изначально было 45 л. с. Устанавливалось по две свечи на цилиндр и два карбюратора К-22А.
Второй этап модернизации в начале 50-х годов позволил поставить на модель 2.5-литровые двигатели с алюминиевыми головками блока. Степень сжатия двигателя увеличилась до 9,5, мощность – до 94 л. с. Финальная вариация мотора была на 12 лошадей больше – 106 сил.
При весе 1 200 кг (изначальный гражданский вариант весил 1.5 тонны) спорткар разгонялся более 150 км/ч, а с двигателем в 106 л. с. смог показать скорость в 178 км/ч, установив ряд союзных рекордов.
Всего было построено пять автомобилей. Модель действительно можно считать первым спроектированным и построенным в Советском Союзе гоночным автомобилем.
Итак, теперь мы знаем о машине некоторые факты. Но почему и как она оказалась на бутылке вина? Имело ли значение советское наследие?
Это выяснили зарубежные журналисты, обратившись к компании, которая разработала этикетку для винодельни, – «Vanderbyl Design».
Как оказалось, изображение было найдено в старом архиве советских и российских фотографий и видео. Название «Прототип» было непростым для визуализации дизайнерами на бутылке вина. Поэтому было решено, что необычный концепт автомобиля – это именно то, что большинство людей может ассоциировать с данным словом.
Старая советская фотография как раз оказалась кстати. Еще одним из аспектов выбора было отсутствие авторских прав на изображение. Мол, страна-то давно развалилась и никто не предъявит претензий.
Вот так, подретушированный и обновленный, редкий автомобиль, стоявший у истоков отечественных гонок, оказался на обертке винных бутылок «Made in US». Простое совпадение. Но отчего-то грустно. Как будто что-то когда-то пропили и продолжаем пропивать...