Ford Nucleon – первый и единственный атомный концепт-кар в истории человечества
Рассказ о том, как Форд пытался атомный реактор в легковой автомобиль поместить
Эта история началась в конце 50-х. Мощное противостояние двух атомных сверхдержав, с легкой руки проницательного человека и автора известного мирового романа-антиутопии «1984» Джорджа Оруэлла, названное «холодной войной», уже невозможно было остановить. Атомные грезы были везде и во всем. Люди верили, что эти невидимые взору атомы могут не только убивать, но и способны помочь людям облегчить жизнь. Всерьез и навсегда.
Смотрите также
В чем разница между мощностью водородной и атомной бомбы?
Сдвиг в сторону атомизации в технике, как в СССР, так и в США, был настолько велик, что в конечном счете в Штатах решились на невиданное – сделать легковой автомобиль, работающий на ядерном топливе. Так на свет появился «атомный» концепт-кар, разработка Ford. Имя ему было дано Nucleon.
Это была одна из первых крупиц мирового мирного атома, в которые чуть раньше вошла Обнинская АЭС – первая в мире атомная электростанция, а несколько позже и первое атомное гражданское судно – ледокол класса «Ленин». Правда, если советская АЭС и ледокол в итоге проработали долгие десятилетия и реально помогали людям одной из атомных держав, то дерзкая попытка Форд приручить атом на благо среднего класса так и осталась на чертежах и в примитивных концепциях.
Как появился Ford Nucleon
Видение Форд с гипотетически готовой к производству моделью Nucleon состояло в том, чтобы взять уже фактически доработанные технологии для атомных подводных лодок и кораблей и применить их в миниатюре для дорожного использования. В то время преимущества дорожных транспортных средств с небольшим ядерным двигателем казались очевидным делом.
Экономия денег на заправку, экономия времени на заправках, и даже заряжать от розетки не нужно, как сегодняшние рафинированные электромобили. Чистой воды светлое будущее. Об опасности вроде всепролазной радиации, по-видимому, на том этапе мало кто из инженеров думал.
Как и в раннем варианте атомного судоходства, ядерный реактор должен был питать две турбины водяным паром. Одна из турбин приводила бы в движение колеса, непосредственно второй, по всей вероятности, более компактно, приводился бы электрический генератор для питания огней, климат-контроля и других электрических функций.
Интересно, что инженеры Ford спроектировали силовую установку в качестве модульно-блочной. Было предусмотрено несколько сменных блоков питания, включая модель с повышенной производительностью и экономичную версию с пониженным расходом запаса энергии.
Было подсчитано, что блоки питания обеспечат дальность в 8 000 км без смены ядерных элементов. Не вечный двигатель, конечно же, но все же очень достойный конкурент прожорливым моделям с ДВС.
Да, подобная технология здорово бы помогла. Но как же радиация? Форд все рассчитал и был готов и к этому. Чтобы защитить пассажиров «Нуклона» от радиации, двигающей их автомобиль, кабина была выдвинута далеко вперед, а водитель сидел за передней осью, как на УАЗ-«Буханке» или Ford Econoline (старенький американский вэн, по внешности напоминающий наш УАЗик).
Таким образом, владелец находился дальше от фонящего очага, было место и для массивной свинцовой защиты. Кстати, такая необычная компоновка служила и второй цели. Мини-ядерный реактор был тяжел. Свинцовый экран также весил значительно и был громоздким. Задней оси приходилось в прямом смысле нелегко. Плюс нагрузка от элементов трансмиссии, кузова и других «мелочей», из которых состоит автомобиль.
Вот чтобы перебросить побольше массы на перед, и пригодилась та самая пресловутая вэновская компоновка. Ну а как получилось ее применить в масштабе легкового автомобиля... так о том не судите строго. Хотя такая внешность только подчеркивала футуризм всей задумки и по временам середины 20-го века выглядела абсолютно невообразимо.
До полноценного концепта не дотянул. Модель был выпущена в масштабе 3:8. Разумеется, модели с реальным двигателем не было никогда!
Передняя форма «Нуклона» была лишь одним из компонентов его стиля атомного века. Большое лобовое стекло автомобиля и хромированный корпус реактора, несомненно, подчеркивали принадлежность автомобиля той эпохи. Эпохи рок-н-ролла и золотой эры больших американских машин, непоколебимых, как сама гора Рашмор.
Вторая часть обаяния модели полноценно состояла из налета урана и продуктов полураспада плутония 239.
Кстати, внешних версий атомобиля было несколько, как с высокими плавниками по бокам сзади, так и без них. С ними машина выглядела менее схоже с пикапами.
Как вы, наверное, догадались, «Нуклон» так и не прошел стадию концепции. В конечном счете страх перед ядерным холокостом перевесил надежду на мирное будущее с ядерной энергетикой. Авария в Уиндскейле – первая коммерческая ядерная авария, произошедшая всего за несколько месяцев до того, как был показан первенец концепта от Ford, а также вновь открывающиеся откровения по воздействию радиации на людей (американские бомбардировки Хиросимы и Нагасаки) вынудили в конечном итоге не просто положить смелый проект на полку, но и вовсе отказаться от его реализации.
Проект Nucleon был закрыт, но даже за свой короткий век он успел внести весомый вклад если не в технологии, то в массовую культуру точно!
Один из примеров – автомобили в игре Fallout 3. Компоновка явно взята из прошлого...
Проект может показаться диким в ретроспективе, но производители действительно почерпнули кое-что из обреченного атомного автомобиля: например, в Тесла переняли технологию замены батарей аналогично той, что была запатентована для замены реактора более полувека назад. И это уже немало для абсурдной по нынешним меркам идеи.