35 значимых научных открытий десятилетия: новая ДНК, «частица Бога», бионическая линза для глаз и многое другое

Изучение космоса, археологические находки, технологические прорывы

1. Потерянное звено эволюции

Археологи обнаружили окаменелость неизвестного примата, жившего 47 миллионов лет назад. Его окрестили Ида в честь дочери норвежского исследователя Йорна Хурума. Предполагается, что Ида может оказаться недостающим звеном эволюции человека.
Комментируя сенсационную находку, Хурум сказал: «Это очень важное открытие для понимания ранних этапов эволюции человека, которое может стать прорывом с точки зрения понимания эволюции первых млекопитающих».

2. Самая старая галактика

Ее зафиксировал космический телескоп Хаббла. Аппарат, плод совместной разработки НАСА и Европейского космического агентства, сумел «разглядеть», в каком состоянии находится самая далекая от нас Вселенная. Ее расстояние от Земли – 13 миллиардов световых лет, она возникла через 600 миллионов лет после Большого Взрыва.

3. Арди

Многие назвали 2009 годом Арди. Останки самки ардипитека были обнаружены в 1994 году в Эфиопии. Ученым потребовалось полтора десятилетия, чтобы воссоздать внешний вид и описать образ жизни этого дальнего предка человека. В 2009 году работа была закончена.
По словам Тима Уайта, сотрудника Калифорнийского университета, который вел эти исследования, находка проливает свет на процессы эволюции, происходившие 4,5 миллиона лет назад.

4. Новый элемент в системе Менделеева

Его называют тенессин, и он был открыт в Дубне в результате совместной работы российских и американских ученых. Чтобы завершить эксперимент, группа ученых за несколько дней совершила 5 рейсов Нью-Йорк – Москва и обратно, возя с собой химические материалы, упакованные в несколько защитных свинцовых кожухов.

5. Денисовский человек

Во время раскопок в пещере Аю-Таш на Алтае был найден крошечный фрагмент скелета человека. Из него извлекли ДНК, по которой определили, что останки относятся к неизвестной ветви эволюции человека, отличного от современных людей. Этот вид назвали Денисовский человек. Обнаруженная косточка была фалангой мизинца девочки. Она жила 50 тысяч лет назад. На момент смерти ей было не больше 12 лет, она была кареглазой и темноволосой.

6. Искусственная ДНК

Ее создал американский генетик Крейг Вентер. Это стало прорывом в биотехнологии, когда Вентер и его команда пересадили искусственную хромосому в бактерию и получили искусственную ДНК. Искусственное живое существо было способно к делению и продолжению жизни. Открытия Крейга Вентера могут стать переломным моментом в медицине, когда лечение заболеваний сменится их профилактикой.

7. Первый имплантат мозга

Бразильский ученый Мигель Николелис пересадил электроды в мозг обезьяны, которые стали своего рода мостом между живой и цифровой материей. Животное силой мысли могло оперировать механической рукой и ощущать предметы.
Открытие поможет парализованным людям оживить связь между мозгом с вживленным имплантатом и своими бездействующими конечностями. Они смогут передвигаться, пользоваться повседневными предметами, так или иначе вернув утраченную активность.

8. Самый легкий металл

То, что вы видите на фото, не монтаж: невесомая головка одуванчика удерживает на себе еще более легкий объект. Это металлическая микрорешетка. Она сделана из пористой металлической пены. Микросетка, содержащая никель и фосфор, в 100 раз легче пенополистирола, известного как самая легкая губка. Ее применение станет новым словом в промышленности, прежде всего автомобильной и авиационной.

9. Встреча с астероидом

Космический корабль НАСА «Рассвет» вышел на орбиту Весты, второго по величине известного астероида. Его ширина – всего 500 километров. Чтобы сблизиться с космическим объектом, «Рассвет» пролетел больше 2,5 миллиарда километров между орбитами Марса и Юпитера. По мнению ученых, уникальный эксперимент позволит исследовать самые старые части нашей Солнечной системы.

10. Первый частный космический корабль

Им стал Дракон (Dragon), разработанный компанией Илона Маска SpaceX. Работы начались в 2004 году и обошлись в $400 млн. За счет использования современных композитов Dragon отличается малым весом и высокой прочностью. Он стал первым в истории освоения космического пространства орбитальным аппаратом, созданным частной компанией, который пристыковался к Международной космической станции.

11. Частица Бога

Иначе ее называют бозон Хиггса, в честь ученого, предсказавшего ее существование еще в 1964 году. Долгие годы она оставалась неуловимой для ученых и была обнаружена только после экспериментов в Большом адронном коллайдере – гигантском ускорителе элементарных частиц. Как считают физики, бозонами Хиггса заполнено все пространство вокруг нас и они влияют на деятельность других элементарных частиц.

12. Птичий грипп

Ряд ученых выступили с тревожным заявлением, что вирус птичьего гриппа представляет бόльшую опасность для человечества, чем сибирская язва. Они потребовали ввести мораторий на его исследования. Вирус птичьего гриппа H5N1 передается от птицы к человеку и смертельно опасен. Однако спустя некоторое время работы по изучению опасного заболевания были продолжены.

13. ДНК возрастом 400 000 лет

Ее удалось извлечь из человеческих останков, найденных в испанской пещере Сима де лос Уэсос. Им порядка 400 000 лет, и это один из старейших геномов человека, когда-либо обнаруженных. Удивление ученых вызвал тот факт, что вид человека ближе к алтайским Денисовцам (см. пункт 5 статьи), чем к неандертальцам. Учитывая значительную удаленность Алтая и Испании между собой, находка вызывает много вопросов и противоречивых мнений.
Исследования продолжаются.

14. Вояджер-1

Он стал первым космическим кораблем, покинувшим Солнечную систему. Его старт состоялся в 1977 году. Первоначально планировалось, что миссия межпланетного аппарата будет включать исследования Юпитера и Сатурна, первые снимки которых были получены именно с него. Но после было решено направить его на изучение удаленных уголков космоса.

Вояджер-1 летит на огромном удалении от Земли, его работу поддерживают солнечные батареи. На борту содержится информация о местоположении Земли и записаны изображения и звуки нашей цивилизации.

15. Стволовые клетки из эмбрионов человека

Сотрудникам орегонского Университета здоровья и науки понадобилось 17 лет, чтобы получить стволовые клетки для восстановления поврежденных органов в организме человека. Этого удалось добиться клонированием оплодотворенной яйцеклетки. Несмотря на очевидную эффективность лечения стволовыми клетками, подобная методика вызывает яростные споры в научной среде.

16. Гигантский морской дьявол

Иначе его называют Манта. Это самый крупный из известных скатов – его длина может достигать 9 метров, а вес – 3 тонн. В 2014 году манту удалось выловить у берегов Калифорнии при помощи подводного аппарата, управляемого дистанционно. Несмотря на свирепый внешний вид, благодаря которому рыба получила свое название, она совершенно безобидна – питается планктоном, отфильтровывая его из воды.

17. Миссия «Розетты»

Розетта – это автоматическая межпланетная станция, целью которой было изучение кометы 67P/Чурюмова-Герасименко. Ее старт состоялся в 2004 году с космодрома Куру во французской Гвиане. Спустя 10 лет полета спускаемый аппарат «Филы» впервые в истории совершил мягкую посадку на поверхность далекой кометы.

18. Настоящий Ричард III

Точнее, то, что от него осталось. В течение 5 столетий после его убийства вокруг его личности возникло множество легенд, говоривших, что он был страшным злодеем. Таким его обрисовал и Шекспир в одноименной трагедии. Интерес подогревался и тем, что могила короля была утеряна.

И вот во время раскопок в английского Лестере был найден скелет мужчины. Место захоронения в алтарной части монастырского храма свидетельствовало о его высоком статусе. Было установлено, что у него искривлен позвоночник, и на его скелете нашли следы насилия, приведшего к смерти.

Но действительно ли это король Ричард III? В результате сравнения остатков ДНК, взятых у найденного скелета и ныне здравствующих потомков бывшего монарха Англии, ученые сделали вывод: в могиле покоится действительно Ричард III.

Так была решена одна из самых старых медицинских загадок.

19. Антибиотик новой надежды

Так назвали теиксобактин, способный бороться с бактериями, устойчивыми к антибиотикам. Такая особенность представляет серьезную опасность здоровью большинства людей. На некоторые супербактерии традиционные препараты уже не действуют, что в ряде случаев приводило к смертельным исходам.

Однако новая разработка способна успешно противостоять этому.

20. Бионическая линза

Ее разработчики уверяют, что благодаря ей возможности человеческого зрения улучшатся на порядок. То, что видно с расстояния 3 метров, с такой же отчетливостью будет различаться с 30. Бионическая линза заменит природную, взаимодействую с мускулами глаза, она способна самостоятельно фокусироваться. После установки зрение возвращается практически в полном объеме.

Изобретение может стать прорывом в лечении больных, страдающих катарактой.

21. Самые древние останки человека

Они были найдены в эфиопской пустыне Афар. Челюсти и скелет нашего далекого предка датируются 3,8 миллиона лет.

22. Falcon 9

Ракета произвела переворот в космонавтике. Первая ступень, выведя на орбиту груз, вернулась на стартовый стол, установленный на океанскую платформу. Стала реальностью идея использования многоразовой ракеты-носителя. Falcon 9 Илона Маска способна взлетать и приземляться вертикально. В течение всего полета все его этапы показаны с многочисленных видеокамер, особенно поражает точность приземления, сопровождаемая обратным отсчетом.

23. Тайна Девятой планеты

Американские астрофизики выдвинули гипотезу о существовании так называемой Девятой планеты во внешней области Солнечной системы. Ее масса может быть на порядок больше Земли, а диаметр – превосходить нашу планету в два или в четыре раза. На ее существование указывает ряд побочных факторов, сложно объяснимых по-другому.

24. Самое большое количество простых чисел в мире

Его вывел суперкомпьютер Университета Миссури. Оно состоит из 22 338 618 миллионов цифр и выражается математическим языком так: 2^74,207,281-1.

25. Искусственная матка

Ее создали в США для здорового развития органов ребенка при преждевременных родах. Чтобы проверить работоспособность искусственной матки, в нее поместили недоношенного ягненка. Он оставался там под наблюдением врачей в течение 28 дней, и все это время животное чувствовало себя нормально. Эксперимент закончился успешно. В будущем это оборудование будет предназначено для младенцев, появившихся на свет на 22 недели раньше.

26. 7 планет размером с Землю

Они были обнаружены НАСА в звездной системе Траппист-1 с помощью телескопа-робота в чилийской обсерватории ESO Ла-Силья. Сенсационность открытия в том, что обнаруженные планеты не просто имеют схожие с Землей размеры. На некоторых из них есть условия, пригодные для жизни, а одна является планетой-океаном.

27. Генная технология CRISPR

С ее помощью можно «редактировать» материю на клеточном уровне. Например, в сельском хозяйстве применение умных, запрограммированных генов позволит создавать более совершенные сорта растений. В пищевой промышленности появятся более здоровые продукты. А в медицине уникальная метода уже помогла удалить «дефектные» гены из человеческого эмбриона.

28. Самые древние наскальные рисунки в мире

Им 65 000 лет! Они были обнаружены в испанской пещере Ла-Пасьега. Здесь обитали неандертальцы, самый близкий к нам вид. Красный цвет – цвет пигмента, содержащегося в окрестной почве. Спустя 65 столетий благодаря этим рисункам мы имеем представление, что окружало и волновало этих людей, каким они видели мир вокруг себя.

29. Неизвестный человеческий орган

Он называется интерстиций и состоит из заполненных жидкостью участков. Интерстиций находится в соединительных тканях по всему телу, включая подкожное пространство, в легких и мышцах и мочеполовой системе. Как выяснили ученые, его функция – амортизация, защита от повреждений других органов.

30. Самое древнее животное

Это дикинсония, она обитала на земле 558 миллионов лет назад. Ученые считают, что дикинсония – самое древнее живое существо из всех известных нам. Фактически это была медуза или слизень, ее тело состояло только из мягких тканей. На фото показана находка, открытая на территории России, длина животного – около полутора метров.

31. Falcon Heavy Илона Маска

Это самая мощная грузоподъемная и тяжелая ракета. На ней установлено 28 маршевых двигателей, способных вывести на орбиту больше 60 тонн груза. Для первого старта в качестве полезной нагрузки, выведенной на орбиту, Маск использовал вишнево-красный электрический родстер Tesla Roadster с искусственным астронавтом за рулем по имени Стармен.

32. Новый человеческий вид

Он называется Homo luzonensis, его возраст 67 000 лет. Археологи обнаружили его останки в пещере Кальяо на Филиппинах. Несколько костей и зубов позволили ученым определить в нем неизвестный науке вид человека. Открытие дало толчок новым исследованиям и гипотезам об истории человечества.

33. Самая сложная миссия Falcon Heavy

25 июня 2019 супертяжелая ракета Falcon Heavy Илона Маска успешно вывела на околоземную орбиту 24 экспериментальных исследовательских спутника. В их числе космический аппарат, на котором установлены уникальные атомные часы NASA (их погрешность – 1 секунда за 9 млн лет).
Во время приземления главная ступень не попала на стартовый стол и рухнула в океан. Две другие вернулись на землю штатно.

34. Самая четкая фотография Луны

Она сделана с борта индийского космического аппарата «Чандраян-2» высокочеткой камерой Terrain Mapping Camera, установленной на спускаемом модуле «Викрам». Миссия началась 22 июля 2019 года с успешного старта с космодрома имени Сатиша Дхавана на острове Шрихарикота. Выйдя на окололунную орбиту, аппарат сделал несколько снимков лунной поверхности с высоты 4 300 км.
На сегодня это самые четкие изображения Луны.

35. Фотография века

Перед нами изображение черной дыры, точнее ее тени, которую она отбрасывает на светящийся диск из газа и пыли. Вес этого гравитационного объекта в 6,5 миллиарда раз больше, чем у Солнца. А располагается он в гигантской эллиптической галактике Messier 87, в 54 миллионах световых лет от Земли, в направлении созвездия Девы.

Сделано фото виртуальным телескопом Event Horizon. Он объединил 8 крупнейших телескопов в разных уголках Земли. В ходе наблюдений было записано более 350 терабайт информации с каждого телескопа. Объединяющая обработка этого кластера данных заняла 2 года.

9.12.19 (10:40)
Автор — Dmitriy
Какую зарплату вы считаете достойной в 2020 году?