От «Орленка» до «Орлана»: вчера, сегодня и завтра российских экранопланов
Дело Ростислава Алексеева может обрести продолжение в XXI веке
В мировой истории техники есть немало имен первопроходцев, гениальные открытия и разработки которых проложили новые пути в науке и технологии. Паровая машина Папена, телефон Белла, самолет братьев Райт, пулемет Максима…
Есть в этом списке немало русских имен. Одно из них – Ростислав Евгеньевич Алексеев. Он вошел в историю как конструктор воздушных судов на подводных крыльях, и особенно как создатель принципиально нового транспортного средства: экраноплана. Экраноплан представляет собой гибрид летательного и морского судна. Аппарат взлетает с воды и летит низко над водной поверхностью в режиме самолетного бреющего полета, используя так называемый экранный эффект.
Летчики давно заметили интересную особенность поведения летательного объекта при посадке: когда у самой земли машина не хочет садиться, ее удерживает в воздухе дополнительная подъемная сила. На эту воздушную прослойку-подушку опираются крылья летательного аппарата, как на экран, удерживая самолет в воздухе.
Первый большой успех Алексеева связан с созданием речных судов на подводных крыльях. «Ракета», «Метеор», а также созданный на смену им «Восход» – эти грациозно парящие над речной гладью небольшие суда-автобусы до сих пор работают на российских реках. С каким удовольствием можно прокатиться с ветерком по необъятной красавице-Волге, например, из Ярославля до Рыбинска: незабываемо!
Главное достижение Алексеева-конструктора – создание экраноплана. Это транспортное средство стало развитием темы кораблестроения на подводных крыльях. В начале 1960-х Алексееву удалось заинтересовать этой технологией Хрущева, возглавлявшего в те годы страну.
Никита Сергеевич, которому импонировали яркие и масштабные проекты, увидел в первую очередь солидный военный потенциал нового вида техники. Это был еще один туз в политической колоде Советского Союза, который можно было эффектно предъявить с высокой международной трибуны в постоянном противостоянии с «буржуинским» Западом и прежде всего с США.
Конструкторское бюро Алексеева получило необходимое финансирование. В 1966 году на воду был спущен прототип будущего реактивного экраноплана. Он имел аббревиатуру КМ с незатейливой расшифровкой «Корабль-макет», но на языке потенциального противника она означала другое: «Каспийский монстр». И недаром. Западная аэрокосмическая разведка сразу навострила глаза и уши, увидев в акватории Каспия циклопических размеров движущийся объект, сверху очень похожий на самолет.
Габариты и ЛТХ аппарата впечатляют и сегодня. При высоте 22 метра машина имела длину 92 метра (немного меньше футбольного поля) и размах крыльев около 40 метров. При собственном весе в 240 тонн КМ был способен поднять груз больше 300 тонн. Двигательная система состояла из 10 реактивных двигателей ТРД ВД-7. Восемь из них, установленных на пилонах по 4 с каждой стороны фюзеляжа, создавали экранный эффект. Еще два – маршевые – расположили на гигантском, высотой с 5-этажный дом, киле. Он обеспечивал устойчивость экраноплану в полете. До появления в 1988 году транспорта-гиганта «Мрия» конструкции Антонова «Каспийский монстр» оставался самым крупным летательным объектом в мире!
Очевидцы рассказывали, что в момент запуска вся акватория Каспия наполнялась невероятным ревом. 10 реактивных двигателей вздымали фонтаны брызг. Огромная крылатая лодка постепенно разгонялась, закладывающий уши грохот нарастал. Те, кто находились в ее салоне, до конца жизни запомнили ухабистую тряску, сопровождающую взлет по морской поверхности. Но после отрыва – тишина и величавый полет на скорости под 500 км/ч.
При практической дальности 1 500 километров такое расстояние могло быть преодолено за несколько часов. С учетом же грузоподъемности, превышающей массу самого летательного аппарата, экраноплану Алексеева не было равных. Он был значительно дешевле производства военных кораблей. Полет аппарата на малой высоте делал его и невидимым для радаров противника, и неуязвимым для мин или ракет.
После смещения Хрущева и прихода к власти Брежнева интерес военных к тематике экранопланов постепенно пошел на убыль. Соответственно, урезали финансирование. Вероятно, этим объясняется, что два следующих и, как выяснилось, последних экраноплана оказались меньше КМ.
Первым стал «Орленок». Он был спроектирован и спущен на воду в 1973 году как опытный морской транспортно-десантный экраноплан. В нем разработчики учли изъяны конструкции, обнаруженные во время испытаний КМ. В первую очередь это относилось к днищу аппарата. Первоначально оно было сделано по авиационным технологиям. Но ударные нагрузки водной стихии оказались значительными, и корпус необходимо было основательно укреплять в соответствии с морской наукой. Днище «Орленка» выполнено из прочного алюминиево-магниевого сплава.
Вместо реактивных двигателей на «Орленке» установили маршевый турбовинотовой двигатель с соосными тянущими винтами с четырьмя лопастями НК-12МК. Его приводила в действие пара турбовинтовых агрегатов НК-8-4К, которые ставились в то время на пассажирские лайнеры Ил-62 и Ту-154. Чтобы предохранить движущие части от разрушительного воздействия морской воды, пропеллеры винта и двигатели разместили на киле на высоте 16 метров.
В 1979 году машина была принята на вооружение. По планам военных, предполагалась постройка 120 «Орлят». Всего было спущено на воду 5 экземпляров. О скоростных характеристиках «Орленка» говорит такой факт. В начале 1980-х во время учебного похода 2 таких аппарата доставили группу морских пехотинцев из Баку в Красноводск (ныне Туркменбаши) и вернулись на базу. Операция заняла 3 часа, с учетом погрузки и высадки десанта, за это время было пройдено расстояние более 600 километров.
В 1980 году ушел из жизни Р. Е. Алексеев. «Застой» доживал последние годы, в руководство страны – политическое и военное – пришли новые люди. Из-за нарастающего кризиса советской экономики все острее становился вопрос финансирования. В этих очень непростых условиях алексеевцам – конструкторскому бюро, носящему имя его основателя, – удалось создать, построить и спустить на воду «Лунь» – реактивный ударный ракетоносец-экраноплан.
Это случилось в 1987 году. Его компоновка в целом повторяет «Каспийского монстра». В соответствии с военной задачей на его «спине» установлены три пары пусковых установок крылатых ракет 3М80 или 80М «Москит». Они способны уничтожать тяжелые авианесущие корабли противника с дистанции до 120 км. «Лунь» должен был стать «убийцей авианосцев»!
Длина экраноплана – 73, высота – 19 метров. Корпус поделен на 10 водонепроницаемых отсеков, под днищем – посадочная гидролыжа, как на гидросамолете. Экипаж – 10 человек. С кормы машину защищал стрелок, он сидел в турели под килем на высоте 12 метров.
«Лунь» мог взлетать и садиться при 5-6-балльном шторме, максимальная высота «экранного» полета – 5 метров. При максимальной скорости 500 км/ч и практической дальности 2 000 километров трехпалубный экраноплан был способен перевезти и высадить до 500 человек десанта. Также на борту можно было разместить целый госпиталь, со всем оборудованием и персоналом: таких аналогов больше не было и нет…
На гугл-карте видно место последнего пристанища экраноплана «Лунь». Теперь он пришвартован в Каспийске и тихо ржавеет. С него сняли вооружение и всю сверхсекретную электронику. Сохранился лишь остов как символ былого величия страны, которой больше нет.
Посмотрите, как это выглядит сегодня
Также списаны в архив и «Орлята», один из самых сохранившихся отбуксировали по Волге в Москву. Теперь это экспонат музея ВМФ.
Построенный в единичном экземпляре «Каспийский монстр» во время одного из полетов из-за нелепой ошибки пилота жестко приводнился и спустя неделю затонул. Теперь он лежит на дне Каспия.
Но это еще не конец
В 1990-х годах КБ Алексеева, лишенное финансирования и военных заказов, продолжило разработки по тематике экранопланов. Были построены небольшие аппараты для водного туризма, экологических служб, пограничников, спасателей. И на Западе к этому виду транспорта интерес не угасает. К слову, в Соединенных Штатах в 1960-1970-х годах и уже в XXI веке велись разработки экранопланов по военной тематике, но они были свернуты из-за отсутствия финансирования или не были завершены.
Идеи Ростислава Алексеева намного опередили эпоху, в которой они родились. Фактически сделано несколько пробных шагов. Но и их достаточно, чтобы увидеть гигантский потенциал транспорта «на экране». И не только в военных целях.
Заглянем в завтра
Экраноплан-спасатель – скорая медицинская помощь на воде. Самолет не может сесть на воду, а может только сбросить аварийный груз; поисковый вертолет мало вместителен; обычный морской транспорт слишком тихоходен. На их фоне скоростной и грузоподъемный экраноплан может разместить на борту оборудованный медицинский госпиталь с персоналом и безопасно подойти к терпящим бедствие.
Экраноплан-пожарный. Такие проекты были анонсированы в ЦКБ им. Алексеева в 2010-х. Предполагается, что такого рода аппараты будут работать на всех крупных водных артериях страны. Хотя уровень задач, которые они должны решать, больше соответствует экранолету – летательному аппарату, способному летать не только «на экране», но и по-самолетному.
Экраноплан-карго. Невероятная грузоподъемность подобных машин способна открыть новую главу в индустрии международных и трансатлантических грузоперевозок: их маршрутный километраж значительно короче традиционных железнодорожных, автомобильных или морских направлений.
Экраноплан-полярник. С его помощью станут ближе и доступнее белые пустыни обоих полюсов Земли.
Экраноплан-космолет – он может прийти на смену колесным автономным аппаратам, спускаемым на далекие планеты.
Наконец, военный экраноплан. В 2018 году появилась информация, что к 2027 году нижегородское ЦКБ им. Ростислава Алексеева должно разработать прототип экраноплана с ракетным вооружением на борту. Его имя – «Орлан», и в круг задач аппарата будет входить патрулирование и охрана Северного морского пути.
О непростой судьбе экранопланов Алексеева и возможном ближайшем будущем этого вида транспорта смотрите познавательное видео с русскими субтитрами.