Аккумуляторы: причины неисправностей и другие важные вопросы
Неисправность автомобильного аккумулятора: причины возникновения и советы
Зима в этом году на большей части России оказалась мягкой. Снега практически не выпало, а температура не перешагивала ниже 10 градусов. Конечно, нашим соотечественникам, привыкшим к настоящим зимам, такой поворот событий точно не пришелся по душе, а вот автомобилистам, возможно, очень даже понравился, ведь такие условия отлично подходят для автовладельцев. Почему? Ну считайте:
1. Автомобиль меньше изнашивается, на его узлы и компоненты ложится меньшая нагрузка, чем в морозные зимы. При этом смазочные свойства масел и технических жидкостей в теплую погоду на порядок выше;
2.Автомобиль не нужно очищать от снега (при условии небольших осадков, как было этой зимой);
3. Машину нужно меньше прогревать (при этом в салоне скапливается меньше конденсата из-за меньшего перепада температур);
4. Уменьшается расход топлива (чем ниже температура, тем он выше);
5. Банально в автомобиль приятнее садиться, когда он теплый;
6. Ну и последний, но важный аспект: аккумуляторная батарея живет дольше и способна выдавать ток без подзарядки в течение дольшего промежутка времени, без деградаций и внезапных отказов. Вот об этом важном нюансе и поведем сейчас речь.
Зарядник для автомобильного аккумулятора
Отказ автомобильного аккумулятора, особенно в холодное время года – явление распространенное. Когда энергии в батарее мало или она разрядилась полностью, автомобиль больше не заведется. Давайте посмотрим, по каким причинам это происходит и почему автоаккумулятор – важный, а порой и незаменимый элемент любого транспортного средства.
Статистика: неисправный аккумулятор является причиной отказа автомобиля заводиться почти в каждом третьем случае (более 40%)
Хотите знать причины выхода из строя АКБ ? И узнать, что нужно делать, чтобы аккумулятор прожил подольше, или как минимум получить приблизительные рамки, когда необходима замена пока работающего аккумулятора на новый?
Причины разряда автомобильного аккумулятора
Качественный автомобильный аккумулятор на самом деле не так чувствителен к непогоде, перепадам температур и нагрузкам, однако большинство водителей не обращают на это внимания, пока не начнутся проблемы. Причинами раннего отхода аккумулятора в утиль обычно являются вредные автомобильные привычки и отсутствие ухода:
1. Езда на короткие расстояния: очень распространенная причина недугов любых АКБ. Даже качественный и емкий аккумулятор может от частых коротких поездок зачахнуть буквально за пару лет. Хотя, казалось бы, работать ему еще и работать, но короткие перемещения на 5, 10, 15 км буквально иссушают хранилище электрической энергии.
При запуске автомобиля требуется большая часть батареи. После этого требуется определенное время для перезарядки. Перезарядка происходит во время движения через генератор переменного тока
И наоборот, когда аккумулятор установлен на автомобиле, совершающем поездки на средние и большие расстояния: 50, 100 и более километров – без остановок и выключений мотора, даже самая чахлая АКБ готова вынести все тяготы эксплуатации и служить более пяти лет. Именно такой случай у автора этих строк.
Все на форумах твердят, что на автомобиле, которым владеет автор, с завода ставятся достаточно тщедушные автоаккумуляторы и максимально что удается выехать на них с горем пополам – это 4 года. Тем не менее мой автомобиль, купленный новым и точно оборудованный аккумулятором с завода, ездит уже 6 лет на одном АКБ, и ни разу при запуске не наблюдалось признаков слабого заряда: тусклых лампочек на приборной панели или небодрой работы стартера.
Правильные действия: возможно, этот совет может показаться многим сферическим конем в вакууме, но если вы не хотите выбрасывать аккумулятор раньше окончания его срока службы, не ездите на короткие дистанции. Просто некоторые автомобилисты доходят до абсурда, беря машину, чтобы заехать в магазин в 1-2 км от своего дома или добраться до работы, до которой пешком идти полчаса.
Из года в год такой подход значительно быстрее выведет из строя аккумулятор на вашем автомобиле.
Но ведь аккумулятор подзаряжается от генератора, как он может разряжаться?!
На самом деле во время езды не все электропотребители питаются от генератора, и даже во время вождения вы получаете энергию от аккумулятора. Магнитола (тем более информационно-развлекательная система), кондиционер, обогрев сидений, обогрев заднего стекла и т. д.
В таких условиях, при использовании всей периферии, для того чтобы аккумулятор снова полностью зарядился, требуется достаточно много времени. Если вы ездите только на короткие расстояния, аккумулятору просто не остается достаточно времени для полной зарядки. Со временем батарея разряжается все больше и больше – пока не перестает работать.
2. Не забудьте выключить все потребители: еще одна распространенная проблема, с которой сталкивалось большинство автолюбителей в недавнем прошлом, – разряд аккумулятора потребителями. Классический пример: забыли выключить фары или плафон в салоне или ушли, забыв выключить магнитолу. Если вы придете через несколько дней, автомобиль уже невозможно будет запустить.
К счастью, этого больше не происходит в современных автомобилях, потому что большинство из них имеют автоматическую систему, которая выключает свет и другие электропотребители при выключении зажигания.
Но стоит помнить, что если вы часто используете электрическую периферию с выключенным зажиганием: слушаете радио, пылесосите салон автомобиля переносным пылесосом или накачиваете колеса при помощи электрического насоса, не включив двигатель, – рано или поздно вы не сможете запустить машину. Аккумулятор окажется полностью разряженным.
Правильные действия: если машина старая, старайтесь не забывать включенные фары, противотуманки, другие электропотребители. А также не забывайте запускать мотор при использовании дополнительных потребителей энергии. Не зря в инструкции к электрическим компрессорам говорится, что перед началом подкачки колес необходимо включить двигатель.
Низкая емкость: если батарея заряжена не полностью, на ее пластинах из-за низкого напряжения при взаимодействии серной кислоты и свинца начинают оседать кристаллы сульфата. Результат: емкость аккумулятора падает. Если батарея в течение длительного времени не заряжается полностью (например, в частых поездках на короткие расстояния), сульфатирование уже не может быть обращено вспять. Емкость продолжит уменьшаться, пока батарея не умрет.
Условно говоря, сульфатация, то есть деградация пластин, – неизбежный химический процесс. Рано или поздно это конец любого АКБ. Просто у некоторых деградация протекает в несколько раз быстрее.
Правильные действия: подзаряжайте аккумулятор. Либо поездками на 100-200 км и более хотя бы раз в месяц. Скажем, принять за правило ездить в путешествия. И кругозор расширите, и аккумулятору жизнь продлите. Либо подзаряжать АКБ через специальное зарядное устройство, то есть произвести десульфатацию.
Восстановление (десульфатирование) – специальный режим, предусмотренный для восстановления емкости аккумулятора, пластины которого покрылись слоем кристаллического сульфата.
Подробнее о восстановлении автомобильного АКБ в видео
Холод: низкие температуры также серьезно влияют на автомобильный аккумулятор. Из-за этого в основном отказы происходят именно зимой. При низких температурах аккумулятор теряет заряд, в то время как двигателю требуется больше энергии для запуска. Свой вклад делают дополнительные потребители, которые используются зимой (обогрев сидений, обогрев руля, зеркал и стекол), они также являются бременем для электропитания.
Правильные действия: по крайней мере, старайтесь не эксплуатировать машину при температурах ниже 20 градусов, а если это невозможно – следите за аккумулятором, регулярно подзаряжая его дома и вовремя его меняя при малейших показателях скорой поломки:
стартер плохо крутит двигатель;
тускло горят лампочки на приборке;
пиктограмма в виде аккумулятора, загоревшаяся на
приборной панели, также говорит о неисправности батареи.
Другие причины: причина разряда батареи не всегда имеет свои корни именно в АКБ. Неисправность генератора может быть вполне распространенной проблемой. Эффект будет аналогичный: машина больше не заводится . Обычно о том, что проблемы начались с генератором, можно определить по мигающей лампе контроля заряда.
Короткое замыкание в электронике, которое потребляет много электроэнергии, а также неисправность в блоке управления также могут быть причиной разряда батареи.
На этом общий ликбез закончен. Надеемся, вы почерпнули для себя важные новые нюансы о продлении срока службы аккумуляторной батареи. Как видите, в бытовом плане в этом нет ничего сложного.