Как с помощью «Техники Фейнмана» изучить любую тему

Научный подход, который поможет вам подготовиться к любому экзамену

Ричард Фейнман был лауреатом Нобелевской премии по физике. Он внес значительный вклад в такие области науки, как квантовая механика и физика элементарных частиц. Фейнман был известным лектором, выполнял квантовые вычисления, разрабатывая концепцию нанотехнологий.

 

Несмотря на значимые достижения, Фейнман считал себя «обычным человеком, который усердно учился». Он полагал, что любой может освоить даже сложные вещи, если приложит к этому достаточно усилий, и даже сложные предметы, такие как квантовая механика и электромагнитные поля, становятся понятными.

 

По словам Фейнмана, он не был гением и добивался результата путем систематического изучения внешних, внутренних процессов, факторов вещей и явлений. При этом он описывал то, как приходил к познанию и пониманию. В результате систематизации этой информации и сформировался метод обучения, который получил название «Техника Фейнмана». С ее помощью можно познать все что угодно.

 

Что такое техника Фейнмана

фото: flickr

Это 4-ступенчатый процесс, ориентированный на глубокое понимание любой темы. Он отвергает общепринятые образовательные нормативы.

Сам ученый по этому поводу говорил: «Я родился без знаний, и у меня нет много времени на изучение различных процессов и явлений, с помощью которых можно что-либо изменить в мире».

Для понимания этой методики следует знать некоторые моменты из биографии ученого. Например, при подготовке к квалификационному экзамену он отказался от изучения стандартного курса физики. Вместо этого Фейнман взял чистый блокнот и назвал его «Записная книжка вещей, о которых я не знаю». Затем Ричард пошел в библиотеку Массачусетского технологического института, где работал наедине с собой.

 

Здесь будущий ученый неделями штудировал литературу, посвященную различным разделам физики. Он искал несоответствия, сопоставлял их, пытался найти суть процессов. В результате «Записная книжка вещей, о которых я не знаю» стала своеобразным научным трудом – гордостью Фейнмана.

фото: flickr

Ученый отвергал зубрежку, считая, что обучение должно быть активным – с экспериментами, ошибками, открытиями, неудобными вопросами и критикой. Он полагал, что человек не может объяснить какое-то явление или процесс, если недостаточно хорошо его понимает.


Такая философия и является основой техники Фейнмана, которая состоит из 4 ступеней:

1. Нужно выбрать интересную тему, написать ее в верхней части пустой страницы блокнота.

 

2. Нужно написать все, что знаете по данной тематике. Выучить ее.

 

3. Нужно возвращаться к исходному материалу. Пробелы в имеющихся знаниях заполняются с помощью книг, лекций, конспектов.

 

4. Нужно упростить сложные моменты путем создания очевидных аналогий. Следует делать записи настолько понятными, пока они не станут очевидными.

 Оригинальная схема техники Фейнмана (перевод четырех главных тем дан выше)


Получается, всего несколько шагов отделяют человека от познания всего, что он захочет. Но не все так просто. Успех заложен не только в прохождении всех ступеней, но и в готовности добиваться поставленной цели.

 

Как работает техника Фейнмана

фото: flickr

Часто человек впадает в ступор, когда его просят объяснить какое-либо явление или процесс. Внезапно приходит понимание, что знаний катастрофически не хватает и сказать, по сути, нечего. Такое часто случается со студентами на экзамене.

 

Техника Фейнмана не дает человеку заблуждаться по поводу фундаментальности знаний. Каждая ступень заставляет сталкиваться с неизвестными и непонятными моментами, искать ответы в учебных пособиях. Именно такая работа и дает понимание сложных процессов.

 

1. Выбор темы и концепция ее изучения

фото: Unsplash

Тут кроется хитрый момент, так как человек выбирает тему, которую действительно не знает. Это убирает необъективность. Вторая хитрость заключается в том, что желание быстро освоить и понять тему стимулирует к созданию компактной структуры конспекта. А теперь нужно разобраться, почему это работает.

 

Записав тему на пустой странице, человек подтверждает то, что начинает изучение темы с нуля. А это означает, что обязательно произойдет столкновение с непонятным и пробелы будут заполнены. Нужно записать, какие моменты неизвестны.

 

Делайте конкретные записи. Должно быть понимание, что есть всего несколько листов для тезисов или данных по определенным разделам тематики. Работать нужно над определенными понятиями, объяснять их себе.

 

 

Ричард Фейнман утверждал: «Прочтение статьи или учебника не означает, что обучение уже завершено». Ученый считал этот момент основной ошибкой образования. Существует большая разница между реальным пониманием и иллюзией этого. Поэтому чтение не является ключом к пониманию. Под этим Фейнман подразумевал возможность объяснить тему простыми словами себе или другому человеку.

 

2. Понять самому и научить других

 фото: Unsplash

Если удалось дать понятные разъяснения другому человеку – это уже следующий уровень обучения. Тут не стоит опасаться неудобных вопросов или критики – в технике Фейнмана это инструмент, который используется для дальнейшего познания темы и шлифовки остроумия.

 

Наличие обратной связи устраняет самообман. Когда нужно объяснить что-либо письменно или вслух, человек сталкивается с пробелами в знаниях. Нужно воспринимать обучение как процесс, необходимый для понимания, а не изложение уже понятого.

 

Еще один момент: других людей сложно обмануть. Если объяснение не имеет смысла, то слушатели сообщат об этом. Косвенное свидетельство отсутствия полезной и понятной информации – отсутствующие, сонные глаза аудитории.

 

Для проверки понимания излагаемой темы нужно попросить слушателей пересказать материал своими словами. Если присутствующие не могут этого сделать, значит, объяснение слишком сложное и его следует упростить. Второй вариант – лекция не содержит полезной, конкретной информации, требует глубокого изучения.

 

Кроме того, знание и понимание темы придает уверенность, которую чувствует аудитория. Такой лектор знает о несоответствиях, исключениях, способен о них рассказать. Уверенность становится фундаментом для дальнейшего изучения тематики.

 

3. Возврат к исходному материалу

Понимание чего-то сложного приходит, как правило, после нескольких попыток. В технике Фейнмана возвращение к исходному материалу является частью процесса обучения. Это обусловлено тем, что при обнаружении пробелов объяснения определенных моментов темы не совсем верны. Пересмотр первичных и вторичных источников помогает расширить знания. Это действенный инструмент, так как чем больше уточнений, тем глубже понимание.


Данный шаг превращает обучение в итеративный процесс, позволяющий постоянно расширять знания. Кроме того, пассивная фиксация деталей в памяти без возвращения к исходникам становится более сложной задачей. Активное формирование базы данных по определенной теме размещает их в области долговременной памяти.

 

Еще один важный момент: чем больше человек учится, тем лучше воспринимается информация. Так, при первом прочтении главы в учебнике кажется, что она написана на малознакомом языке. Во второй раз смысл текста становится более понятным, а на третий раз начинает приходить понимание.

 

4. Упрощение объяснений, создание собственных аналогий

Каждая область исследования имеет свои специализированные термины. Но не стоит путать жаргон с профессиональной лексикой. Техника Фейнмана подразумевает упрощение объяснений, уточнение некоторых моментов. Это достигается с помощью создания аналогий. И работает это нижеследующим образом.

 фото: Unsplash

Простота – основа понимания. Она обеспечивает быструю фиксацию различных данных и терминов в памяти. Но запоминание не является пониманием. Поэтому важно давать внятную расшифровку сложным понятиям.

 

Аналогии легче вспомнить и объяснить. Они создают основу для создания простых формулировок. Учебный материал часто дает готовые аналогии. Но создание собственных – это продвинутый уровень понимания.

 

Как современные сервисы упрощают использование техники Фейнмана

Рациональный подход к обучению способствует постоянному развитию навыков и знаний. Эффективными помощниками в этом станут современные сервисы, такие как Todoist или аналогичные ему. Этот сервис запускается на смартфоне, позволяет планировать освоение различных процессов и наук. В него можно заносить ступени техники Фейнмана и, следуя им, быстро понимать сложное.

Для начала нужно создать проект, где указывается объект изучения. Это может быть книга, программное обеспечение, научное исследование. Далее формируется список задач. В качестве подзадач следует использовать ступени техники Фейнмана. Прохождение каждой из них нужно отмечать в специальных строках. Они создаются быстро и просто.


Также рекомендуется использовать комментарии. В них добавляются ссылки на исходный материал или опорные моменты по теме (важные цифры, переменные или термины). Это помогает быстро реализовывать шаг под названием «Возврат к исходному материалу».

Цифровое пространство дает возможность систематизировать обучение, предоставляет мгновенный доступ к материалам, необходимым для освоения темы. Так пассивное, вялотекущее действо превращается в динамичное, увлекательное изучение сложных процессов.

 

 

Известный экономист Тайлер Коуэн в своей работе отмечает, что технологические достижения ведут нас к будущему, где отсутствие правильного обучения означает отсутствие возможностей. Описывая роль образования в будущей мировой экономике, Коуэн утверждает, что успешным человек станет, если сможет быстро освоить новый материал. И это должно быть глубокое понимание, а не поверхностные знания, основанные на простом прочтении материала.

 

Современному человеку жизненно необходимо иметь сознание студента, который учится всю жизнь. Этот процесс требует терпения и времени. Использование техники Фейнмана и современных технологий позволит сэкономить второй компонент.

 

По сути, для изучения сложнейших процессов человеку необходимы только блокнот, ручка, а также желание разобраться в новой теме. Кроме того, важно не бояться сталкиваться с неизвестным и осознавать, что в имеющихся познаниях есть пробелы, которые нужно ликвидировать.

Обложка: ******* Vicente Nirō

Оцените новость:
11.03.20 (19:26)
7 500
Источник — © 1gai.ru
Автомобили из каких стран вы считаете надежными?

Следите за нами в соцсетях

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник