Вы, безусловно, меняете моторное масло каждые 8-10 тысяч километров, верно? Но позвольте задать вопрос: вы когда-нибудь проводили эту процедуру с дифференциалом своего автомобиля? Если нет, то мы расскажем, почему это стоит сделать!
Замена масла в дифференциале – это, по всей видимости, одна из самых недооцененных и часто игнорируемых задач технического обслуживания заднеприводного легкового автомобиля, грузовиков и внедорожников. Многие автовладельцы даже не в курсе, что там вообще масло сменное и нужно проводить обслуживание этого элемента привода автомобиля. И зря!
Ведь если в дифференциале не будет нормальной смазки, узловой элемент привода автомобиля быстрей выйдет из строя и подкинет проблем владельцу автомобиля, рано или поздно потребуется дорогостоящий ремонт узла. К счастью, замена масла не требуется чаще чем через 50 000-80 000 км (или раз в 4 года, смотря что наступит раньше).
Обратитесь к техническому руководству вашего автомобиля для уточнения частоты, с которой вы должны производить обслуживание дифференциала. У разных марок автомобилей она может значительно отличаться!
Дифференциал является важным, неотъемлемым элементом всех задне- и полноприводных автомобилей. Упрощенно говоря, он предназначен для компенсации разницы в прохождении расстояния внутренними и наружными колесами при повороте автомобиля. На заднеприводном автомобиле дифференциал установлен в корпус на заднем мосту и специальную смазку – густое по консистенции, темное на вид масло.
Переднеприводные автомобили часто обладают интегрированным дифференциалом, совмещенным с корпусом коробки передач. Они используют одну и ту же смазывающую жидкость. Масло в дифференциале смазывает подвенцовые и зубчатые передачи, которые передают мощность от ведущего вала к осям колес. Если ваш автомобиль оснащен дифференциалом ограниченного проскальзывания, свежая актуальная смазка также позволит сохранить все движущиеся части в этом узле «здоровыми».
Предназначение дифференциала автомобилей:
— позволяет ведущим колесам вращаться с разными угловыми скоростями;
— неразрывно передает крутящий момент от двигателя на ведущие колеса.
Дифференциал позволяет вашему автомобилю проходить повороты без опасности появления заноса или схода с дороги.
Если бы оба ведущих колеса вращались с равной скоростью, так бы и происходило, по причине того, что внешняя шина двигалась бы синхронизированно с внутренней. Машина была бы сложной для управления. Для недопущения развития подобной ситуации и был изобретен дифференциал.
Существует множество вариантов конструкций, но их можно поделить на три основные категории: свободный дифференциал, самоблокирующийся дифференциал и активный дифференциал, с системой векторизации крутящего момента.
Свободный дифференциал: самый старый и самый распространенный тип дифференциала. Его простая и действительно надежная конструкция широко применяется во многих автомобилях. Это суть- планетарная передача, в которой вращение на шестерни полуосей передается от корпуса дифференциала через шестерни, закрепленные внутри корпуса (сателлитные шестерни конической формы).
Приведенная во вращение двигателем ведущая шестерня зацепляется с ведомой шестерней главной передачи, которая, в свою очередь, передает мощность на обе оси через второй набор шестерен: сателлитные шестерни и далее на шестерни полуосей.
Единственная слабость системы? Когда происходит проскальзывание (пробуксовка колеса), вся мощность уходит на колесо с наименьшим сцеплением.
Но даже в простой и надежной конструкции замена масла тоже крайне важна, также как и замена масла в двигателе вашего автомобиля. Причина аналогична: контакт металл о металл (через потерявшее свои защитные свойства масло) изнашивает поверхности и создает нагрев от трения, что неизбежно разрушает шестерни и рано или поздно приведет к выходу элемента из строя. Именно поэтому необходимо производить замену масла согласно регламенту. Как это делать, – в автосервисе или самостоятельно, – решать вам.
Как самостоятельно заменить смазывающую жидкость в дифференциале?
Подготовка
фото: NICK FERARRI/POPULAR MECHANICS
В зависимости от конструкции дифференциала на вашем автомобиле смена масла может быть как очень грязной, так и достаточно чистой работой. Некоторые виды дифференциалов имеют сливную пробку (не забудьте, на ней расположен магнит для притягивания стружки и шестерен, после откручивания ее нужно почистить от нее), с других требуется снимать крышку корпуса.
В любом случае вам понадобится широкий поддон для масла (в него оно будет стекать) и место в гараже, где можно легко подлезть под машину и не бояться пролить немного масла на бетонный пол. Прогрейте свой автомобиль в течение нескольких минут, прокатитесь, чтобы разогнать масло в трансмиссии. Переоденьтесь в одежду, которую не жалко будет испачкать, и возьмите с собой перчатки.
Это же просто замена масла.В этом действии действительно нет ничего сложного, но приготовьтесь, потому что старое масло из дифференциала обладает очень специфическим едким запахом. Мы предупредили!
Открутите пробку заливного отверстия в верхней части корпуса дифференциала, а затем отвинтите сливную пробку (под пробками нередко рекомендуется менять уплотнительыне шайбы, чтобы исключить подтекания). Если на вашем автомобиле не предусмотрено сливной пробки, отвинтите болты корпуса, оставив пару верхних болтов чуть ослабленными, чтобы удерживать крышку на месте.
Используя отвертку с плоским жалом, осторожно откройте крышку, предварительно отойдя немного в сторону. Будьте осторожны, чтобы не повредить поверхность корпуса дифференциала. Дайте маслу полностью стечь, затем снимите крышку.
Очистите и поставьте крышку на место
фото: NICK FERARRI/POPULAR MECHANICS
Предположим, что после снятия крышки все оставшееся масло в корпусе полно металлической стружки. Ее (стружку) желательно оттуда удалить. С поверхности корпуса и шестерен. Проверьте наличие следов износа металла (стружку) в укромных уголках дифференциала.
Обезжириватель или безворсовая тряпка – это все, что необходимо для очистки крышки корпуса от старого масла. Когда очистите крышку, возьмите магнит и пройдитесь по внутренней стороне дифференциала, чтобы подобрать мельчайшие металлические ошметки.
фото: NICK FERARRI/POPULAR MECHANICS
Очистите также заглушку сливной горловины. Большинство из них снабжены магнитом для захвата мелких металлических частиц. По поводу различных промывок или чистящих, моющих средств: их лучше не использовать, поскольку их остатки могут повлиять на вновь залитое свежее масло .
Очистите сопрягаемую поверхность корпуса и крышки при помощи очень мелкозернистой наждачной бумаги. Затем протрите обе поверхности безворсовым магазинным полотенцем и очистителем тормозов.
Для сборки (если крышка на дифференциале снимается), чтобы масло не подтекало, понадобится установка прокладки между двумя частями корпуса. На некоторые автомобили ставятся готовые прокладки (ищите комплекты в магазине). Если такой нет, используйте жидкую прокладку, предназначенную для жестких условий эксплуатации и воздействия масел.
Нанесите средство на сопрягаемую поверхность крышки, пройдясь вокруг каждого монтажного отверстия, затем поставьте крышку на место с достаточной силой нажима, чтобы расплющить нанесенную субстанцию. Дайте ей схватиться в соответствии с инструкцией, а затем затяните болты в соответствии со спецификациями вашего автомобиля, проверяя усилия с помощью динамометрического ключа.
Наполните до краев
фото: NICK FERARRI/POPULAR MECHANICS
Используйте трубку или специальный большой шприц, чтобы заполнить дифференциал новым маслом.
Используйте самое высококачественное трансмиссионное масло, которое вы можете себе позволить из рекомендованных, чтобы вновь заполнить внутреннюю часть корпуса дифференциала (обычно заливать масло нужно до тех пор, пока оно не начнет вытекать из заливного отверстия). Требуемый объем будет указан в руководстве. Обычно на легковых автомобилях это 400-500 мл.
Обязательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации автомобиля, поскольку некоторые дифференциалы с повышенным внутренним трением требуют наличия дополнительных спец. добавок в масло.
Пример замены масла в заднем редукторе автомобиля Audi.