История «Жигулей» – самого народного автомобиля, который ценили в США и в Европе
В честь юбилея «Жигулей» вспоминаем историю российской «классики»
Автомобильная история СССР , в гражданском ее направлении, с легковыми автомобилями, мотоциклами, мотороллерами и другим транспортом личного использования, вряд ли удивит своим грандиозным размахом привыкших к изыскам и огромному выбору автомобилистов Запада. Но тем не менее автомобили в частных руках в СССР были, их было немало, и каждому человеку, как минимум взрослевшему в конце 80-х – первой половине 90-х, эти автомобили близки и приятны сердцу. Что уж говорить про тех людей, которые сами владели всеми этими видами «Москвичей», «Побед», «Волг» и, конечно же, «Жигулей».
Хоть со второй половины 50-х годов все автолюбители Советского Союза и мечтали о «Волге», как машине статусной, очень дорогой, удобной, мощной, красивой… но настоящим открытием и всенародным любимцем все же стали те самые «Жигули» – детище АвтоВАЗа. Именно этот бывший Фиат 124, улучшенный для непростой эксплуатации на дорогах нашей страны, стал по-настоящему грандиозным событием, успех которого удивил не только автолюбителей из СССР, но даже заставил зауважать наш автопром европейцев и американцев!
Седан быстро стал экспортным хитом СССР, превзойдя своего итальянского прародителя в целом ряде инженерных решений, надежности, ремонтопригодности и, главное, цене (ВАЗ-2101 действительно стоил копейки по общемировым стандартам). А еще решением начать производство среднеразмерного седана было положено начало строительству завода-гиганта АвтоВАЗ (основан 20 июля 1966 года) – советского аналога Детройта.
Несколько дней назад той самой «Единичке» стукнуло 50 лет! 19 апреля 1970 года с конвейера сошли первые автомобили ВАЗ-2101, которым было суждено стать первенцами в многомиллионной армии стальных коней Советов. Автомобиль начал постепенно становиться для советского человека не роскошью, а средством передвижения, в понимании о таковом в те года.
Советский Детройт
До Великой Отечественной войны автомобильная революция в СССР (гражданский сектор частных автомобилей) была медленной и сложной – задачи перед страной стояли совершенно другие, не до частных машины было. Хотя попытки создать нечто массовое для граждан начались еще с 30-х годов.
Все изменилось с приходом новых экономических и социальных реалий после так называемой «оттепели», инициированной Никитой Хрущевым. Именно в это время страна смогла сделать второй подход в этом направлении, и его масштабы оказались крайне впечатляющими.
В качестве исполнителей, наставников, помощников и партнеров КПСС выбрала итальянцев. И связано это было не только с выпуском Фиат удачной модели Fiat 124 (в 1967 году модель получила признание и стала «Автомобилем года» ), но также расчет был политический.
В течение нескольких десятилетий, приходящихся на середину двадцатого века, коммунистическая партия пользовалась высокой социальной поддержкой и объединила несколько миллионов работающих итальянцев, в том числе из компании Фиат.
Помимо братской идеологии, руководство Туринского концерна также увидело немалые деньги в Советском Союзе. Акт о сотрудничестве, подписанный АвтоВАЗом в 1967 году, обошелся в пересчете на сегодняшние деньги в четыре миллиарда долларов США. Это стало крупнейшей промышленной инвестицией в истории СССР. Но даже такие вложения были ничто по сравнению с целью.
Грандиозный план строительства
План состоял больше чем в банальном строительстве завода (пусть и завода-гиганта). Как и в случае с довоенным ГАЗом, речь была о создании целого кластера идеального социалистическо-образцового общества, сосредоточенного в городе вокруг крупных автопромышленных предприятий. В качестве базы был выбран город Ставрополь, что стоит на Волге, который в 1964 году стал носить имя итальянского лидера коммунистической партии Пальмиро Тольятти. За четыре года был построен огромный комплекс, открывший вакансии для более чем ста тысяч новых рабочих в Самарской области.
Здесь автомобиль создавался от А до Я. В Тольятти собирались не только целые автомобили, но и производились стекла, резина, здесь же делали сиденья и ремонтную периферию для автомашин. И вот настало 19 апреля 1970 года…
Улучшения, которые сделали «Жигули» лучшими
На первый взгляд «Жигули» (название было дано в честь горных массивов вдоль Волги) выглядели как копия Fiat 124. Действительно, советская машина была тесно связана с той, очень популярной моделью, что производили в Италии с 1967 года, но, как мы и говорили выше, в стратегически важных местах машина была всецело улучшена.
Под улучшением нужно понимать именно улучшение механико-технической части, но в плане комфорта и в угоду удешевлению производства автомобиль параллельно с этим изрядно упростили. Впрочем, и с этими упрощениями для советского человека автомобиль стал верхом блаженства и комфорта.
Всего было произведено более восьмисот инженерных доработок, направленных на то, чтобы привести итальянский, крайне ненадежный по кузову и ряду других агрегатов автомобиль в соответствие с суровыми реалиями советских дорог.
В результате продуманных манипуляций получилась удивительно прочная и долговечная конструкция. Двигатель объемом 1.2 мощностью 64 л. с. в аварийных ситуациях (если откажет электростартер) мог запускаться при помощи кривошипа – «кривого стартера», который являлся обязательным инструментом в багажнике наряду с набором ключей и сервисным переносным фонариком.
Дисковые тормоза задней оси были заменены на более дешевые барабанные. Тем более последние не боялись пыли и грязи. Кузов был усилен в местах наибольших нагрузок, и на него не жалели толстого сталепроката. То же самое касалось подвески и других износостойких компонентов.
В сочетании с доступной ценой, благодаря которой эта модель получила прозвище «Копейка», «Жигули» наконец сумел сделать то, чего не мог сделать ни один автомобиль до него: поставить граждан Советского Союза «на колеса». Уже в 1973 году производилось до 660 тысяч автомобилей ежегодно.
Итого благодаря всем улучшениям и доработкам машина действительно получилась отличной! Это признавали даже за рубежом. Возвращаясь из рабочих поездок по советским заводам, посетители из Европы и США признавали, что в Тольятти был построен один из самых современных на то время автомобильных заводов в мире. Квалифицированный персонал, качественные станки, хорошее сырье – ВАЗ-2101 был не машиной, а мечтой!
Поэтому когда в 1974 году Fiat прекратил выпуск модели 124 и разрешил отправку «Жигулей» на экспортные рынки за рубеж, АвтоВАЗ открыл вторую, еще более интересную главу в своей истории. В середине 1970-х годов модель, уже известная как Lada 2101, оказалась удивительно популярной даже в таких странах, как Испания и Великобритания. Издание «The Guardian» описало ощущения после тестирования отечественных «Жигулей» следующими словами: «У Lada есть свои недостатки, но по сравнению со всеми автомобилями, которые производились в Советском Союзе, это настоящий прорыв».
В Тольятти могли отпраздновать победу. «Жигули» были имиджем и экономическим успехом. В общей сложности было выпущено 4,8 миллиона штук первой модели. Был момент, когда этот советский седан стал вторым по популярности автомобилем на планете. В конечном счете, однако, это был успех, которому было не суждено повториться.
Возврат к реальности
Дальнейшая модернизация пришла слишком поздно, и улучшений было слишком мало, чтобы поддерживать популярность даже на фоне основных преимуществ: простоты и низкой цены.
Началась нескончаемая череда пустяковых модернизаций, как бы их назвали сегодня – рестайлингов. Замена фар , молдингов, торпедо, обивки и так далее. Модификации 21011, 21013 и далее ВАЗ-2103, 2106… Правда, производились и реальные улучшения: двигатели, КПП, появление новых типов кузовов: универсал. Но все это под непрестанно устаревающей личиной и с уходящим в прошлое лоском. Увы, такова была реальность той экономической парадигмы.
По сути, «Копейка», а вернее одна из ее модификаций с 1.2-литровым мотором, ВАЗ-21013, покинула конвейер лишь в 1988 году, а потомки дожили на конвейере ВАЗ аж до 2014 года!
И все же модель ВАЗ-2101, ярко блеснув на небосводе, оставила после себя только теплые и светлые чувства в сердцах миллионов сограждан и жителей СНГ. Поздравляем АвтоВАЗ с большой победой прошлого и желаем ему не меньших побед в будущем!