Как подготовить велосипед после зимы

Техническое обслуживание велосипеда весной

Весна практически на излете, хоть погода и не балует, а значит, пришло время велосипедистам выводить своего железного коня из зимней спячки. И прежде чем вы отправитесь в свою первую поездку, подготовьте его к покатушкам. Набор обслуживания – стандартный. О нем мы бы и хотели напомнить. На что обратить внимание, какие узлы проверить, какие гайки подкрутить. Обо всем этом вы можете узнать из сегодняшнего материала.

 

Внимание! Если вы опытный велосипедист, в этом материале вы не найдете для себя новых открытий. Скорее это обобщающая инструкция для обычных или начинающих пользователей. Последним же как раз будет важно узнать некоторые простые, но не очевидные нюансы в деле настройки велосипеда перед первой поездкой за полгода. Как минимум с той точки зрения, что предсезонную подготовку нужно делать. Это очевидно не для всех.

 

На что обратить внимание на велосипеде перед началом велосезона

Начните с тщательного осмотра велосипеда. Проверьте, насколько изношены шины, не пора ли менять колодки, не забыли ли вы перед зимней консервацией почистить цепь, и обратите внимание на ряд других нюансов – вроде тросиков и так далее.

 

Возможно, придется обратиться к профессиональным веломеханикам (разумеется, как только откроются веломастерские после режима самоизоляции), например, в тех случаях, когда у велосипеда вышел из строя электронный блок (допустим, батарея электровелосипеда) или электронная система синхронизированного переключения передач заднего переключателя Shimano DI2 в топовой линейке XTR, если мы говорим об электронной трансмиссии (применяется на шоссейных велосипедах хай-энд-уровня).

Во многих остальных случаях обслуживание перед велосезоном не вызовет трудностей и подразумевает наличие простейших инструментов. Вам понадобятся:

Лопатки для монтажа шин (можно воспользоваться подручными пластиковыми инструментами или сильными пальцами рук);

Шинный насос;

Набор стандартных инструментов (шестигранники, рожковый или накидной ключи на 14 и 15 мм);

Смазка для цепи;

Мягкая ткань без ворса.

 

Как мыть велосипед в домашних условиях, и зачем это делать

фото: Jim Morris/flickr.com

На зимней консервации он должен быть чистым. Об этом вы должны были позаботиться перед зимней парковкой. А вот то, что после долгого хранения байк запылится, это факт. Перед обслуживанием пыль нужно стереть. Смахните пыль с рамы, колес, руля и педалей – отовсюду, а затем протрите элементы мягкой влажной тканью.

Если все же ваш велосипед действительно грязный, не обойтись без водных процедур. Лучше всего взять ведро воды с небольшим количеством растворенного в ней жидкого мыла или чистящего средства и тряпку (мойку высокого давления настоятельно рекомендуем не использовать, чтобы вода не проникла в подшипники. Уплотнения здесь достаточно слабые).

 

Обмывать стоит весь велосипед, включая цепь. Цепь моем в последнюю очередь. После нее на тряпке будет большой слой грязи и масла, и ее придется выбросить.

 

Как накачать колесо велосипеда правильно

За время длительного простоя даже герметичные шины стравят воздух. Их нужно подкачать. Тем более что во время длительного хранения рекомендуется немного стравливать давление в покрышках, примерно до 60-50%.

 

Возьмите велосипедный насос. Убедитесь, что вы используете правильный переходник – велосипедный (Presta) или автомобильный, толстый ниппель (Schrader). Снимите пластиковый защитный колпачок, но не потеряйте его.

 

Обратите внимание, что для ниппелей Presta перед накачкой требуется для начала открутить небольшой наконечник. Чтобы проверить, что клапан открыт, нажмите на верхушку ниппеля. Услышите шипение – он готов к накачке:

Внимание! Перед началом накачки шин обратите внимание на рекомендуемый диапазон давления. Он измеряется в фунтах на квадратный дюйм PSI, барах или килопаскалях. К примеру, на борту покрышки могут быть выпуклые значения: 35-65 PSI, 250-450 KPa, 2.5-4.5 Bar.

фото: Emily Long

Присоедините насос к штоку ниппеля, зафиксируйте его и накачайте до рекомендуемого давления, ориентируясь на манометр на вашем насосе. Манометр в домашнем насосе должен быть; это в походном варианте им можно пренебречь, дома – нельзя!

 

Если вы чувствуете сильное сопротивление во время накачки или замечаете, что воздух не поступает внутрь, отрегулируйте насадку насоса. Скорее всего, клапан не открылся.

 

Как только вы достигнете нужного давления, снимите насос и завинтите наконечник клапана в исходное положение на ниппелях Presta. С автомобильным типом ниппеля – широким – просто снимите насадку насоса и оденьте защитный колпачок.

 

Внимание! Возьмите за правило проверять давление в шинах перед каждой поездкой. Так же, как на автомобиле, низкое давление неэффективно во время поездок (сложнее крутить педали) плохо для долговечности велосипедных шин.

 

Ремонт прокола на велосипеде

Если шины/шина оказались полностью спущены, вам нужно будет заменить камеры. Для этого понадобятся новые камеры и съемник покрышки. Убедитесь, что они имеют правильный размер для вашей шины, – вы найдете диаметр и ширину на боковой стенке рядом с рекомендуемым psi.

 

Снять покрышку можно и без подручных средств, но это не всегда бывает просто. Некоторые шины так тяжело снять, что нужно иметь очень прокачанные и хваткие пальцы. Плюс без съемников можно получить травму. Например, защемить палец…

фото: Emily Long

Ремонт при помощи заплаток можно производить без снятия колеса – достаточно, выявив прокол и разбортировав покрышку, вытащить камеру и добраться до отверстия для устранения проблемы. Для замены камеры воспользуйтесь следующей инструкцией:

 

  • Снимите колесо с проколом, ослабив ободные тормоза (если тормоза дисковые, этого делать не потребуется) и эксцентрик оси или открутив два болта на втулке. Если вам нужно снять заднее колесо, сначала переключитесь на самую маленькую звезду.
  • Снимите пластиковый колпачок (если он у вас есть) со старого ниппеля и круглую гайку клапана (только для ниппеля типа Presta). Убедитесь, что из камеры полностью выпущен воздух.
  • Вставьте монтажку между ободом и краем шины (бортовым кольцом) напротив ниппеля. Надавите на съемник от себя. Зафиксируйте съемник за спицу при помощи крючка. Продолжите съем резины вторым пластиковым демонтажным устройством.

Цель состоит в том, чтобы одна сторона шины слезла с обода; при этом не снимайте ее полностью.

фото: Emily Long

  • Продавите ниппель в обод и снимите камеру.
  • Проверьте камеру и шину на наличие каких-либо повреждений. Камеры могут изнашиваться с течением времени, но снижение давления чаще вызвано проколом камнем, стеклом, другими острыми объектами или повреждением клапанов (воздух стравливает сам ниппель). Аккуратно пройдитесь пальцами и осмотрите визуально внутреннюю часть шины – не застряло ли там инородных объектов? Если торчит стекло или другой предмет, удалите его.
  • Также виновником прокола может быть лента обода (флиппер). Скажем, она слишком узкая. Вам также нужно будет заменить ее во избежание последующих проблем. Или заклеить внутреннюю часть обода плотной изолентой.

Сборка колеса

  • Возьмите новую камеру и поднимите в ней давление несколькими качками. Это нужно для того, чтобы после установки стенку камеры не зажало между ободом и покрышкой. Если этого не сделать, камера может очень сильно взорваться. Неприятный момент;
  • Вставьте шток клапана в отверстие, а остальную часть камеры – между ободом и покрышкой;
  • Снова установите край шины (бортовое кольцо) внутри обода, начиная с противоположного штока клапана. Последние несколько сантиметров при монтаже часто бывают самыми сложными. Хорошенько зажмите шину и используйте большие пальцы или четыре пальца рук для нажатия. Здесь поможет развитой щипковый хват;
  • Убедитесь, что края камеры не торчат из-под шины, а покрышка полностью вошла в пазы на ободе.

фото: Emily Long

  • Накачивайте камеру медленно, периодически останавливаясь, чтобы убедиться, что камера и покрышка правильно сели на обод;
  • Поставьте колесо обратно на велосипед и накачайте его до нужного давления.


Смазка велосипедной цепи

Трансмиссия велосипеда – это то, что заставляет ваш велосипед ехать. В первую очередь она. В нее входит:

цепь;

передняя звезда (чейнринг);

задняя кассета или звездочка.

 

Шатуны, педали, подшипники каретки тоже входят в список, но речь сегодня не о них.

Если эти части будут изношены, трение сделает их менее эффективными, а также быстрее выведет из строя. Чистка и смазка цепи помогут приводу работать без огрехов.

 

Как измерить износ цепи при помощи штангенциркуля

Первое: проверьте цепь на износ – если она изношена, она быстро уничтожит другие компоненты трансмиссии.

 

Чтобы точно узнать износ цепи, потребуется штангенциркуль. Установите 119 мм на шкале и губками для измерения внутреннего размера войдите между звеньями цепи. После этого растяните их до упора. Результаты могут быть следующие:

  • 119,7 до 120,6 мм – цепь не изношена;
  • 120,6 до 120,9 мм – цепь начала изнашиваться, и ее пора менять;
  • Если же расстояние между звеньями больше 120,9 мм – сигнал к немедленной замене велосипедной цепи.

 

Как смазать велосипедную цепь

Предположим, износ цепи небольшой и замена не требуется. Тогда ее нужно смазать.

 

Поставьте велосипед на подставку или переверните его колесами вверх. Возьмите мягкую безворсовую ткань или тряпку. Оберните ткань вокруг цепи и медленно вращайте педаль, чтобы аккуратно стереть грязь и жир. Для увеличения эффекта нанесите на тряпку обезжириватель (керосин, например).

 

Если цепь очень грязная, лучше всего снять ее и положить в пластиковую закрывающуюся тару (можно в бутылку из-под газировки), залив небольшим количеством керосина.

 

Если цепь не очень грязная, протерев ее, сделайте следующее. Возьмите смазку для велосипедной цепи и, медленно крутя педали, нанесите по одной капле смазки на каждое из звеньев. Протрите цепь еще раз, чтобы удалить лишнюю смазку.

 

Мы специально не упомянули про смазку цепи при помощи парафина. Этот вариант не подходит для неопытных райдеров. Главное – не использовать подручные химикалии: отработку с двигателя, WD-40 и другие суррогаты!

фото: Emily Long

Регулировка тормозов велосипеда

Все зависит от того, какие тормоза установлены на велосипеде. Сегодня самыми распространенными стали два типа тормозов: V-Brake (ободные тормоза) и дисковая механика или гидравлика.

 

Если на велосипеде установлены ободные тормоза или дисковая механика, тогда необходимо:

 

  • попробовать усилие на тормозной ручке (не слишком ли легко она ходит);
  • не залипает ли при нажатии;
  • осмотреть тросы – есть ли ржавчина.

 

Если ржавый налет присутствует, но по работе узла нареканий нет, достаточно будет побрызгать в рубашки WD-40. При этом их можно не снимать, просто отодвинув фланец-заглушку для доступа внутрь. Главное, чтобы средство не попало на рабочую поверхность колодок.

 

Проверьте состояние тормозных колодок – если выработка более двух третей от тела колодки (неважно, это ободные колодки или колодки дисковых тормозов), они пойдут под замену. Если не уверены в своих силах, обратитесь в веломастерскую для замены.

 

В остальных случаях вы можете просто проверить, что ваши тормоза установлены правильно (чтобы они не терлись об обод колеса) и при этом не отстоят от обода на слишком большом расстоянии. Переверните велосипед и зажмите тормозные рычаги, чтобы убедиться, что тормоза эффективно выполняют свою работу.

 

То же самое касается и дисковых тормозов.

 

На этом общий курс обслуживания для среднестатистического велосипедиста окончен. Конечно, можно было бы сказать и о подшипниках, и об обслуживании и замене жидкостей в амортизационной вилке, и о подтяжке спиц на колесах, и еще обо многом. Но как показывает практика, люди даже не моют велосипед после и перед велосезоном. Смысл концентрировать внимание на то, о чем почитают и забудут?

 

Поэтому если вы будете следить за своим железным конем хотя бы в рамках вышеописанных четырех пунктов – уже большое дело!

 фото: Markus Spiske/unsplash.com

P. S. И напомним еще об одном важном пункте – протяжке болтов и соединении. После зимы (неважно, где хранился велосипед) пройдитесь шестигранником по всем болтам и гайкам рожковыми и шестигранными ключами. Подтяните то, что ослабло, обращая особое внимание на рулевое (вынос, якорь рулевой колонки) и тормоза (не ослабло ли крепление каллипера). Этот пункт хоть и написали последним, но он очень важен. Хорошего вам велосезона!

Обложка: Vagabundo 007/flickr.com

Оцените новость:
1 594
Источник — © 1gai.ru
Автор — Eric
Услугами каких банков вы пользуетесь?

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник